HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Юлий Максимов

Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина

Обсудить

Рецензия

18+

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.11.2017
Оглавление

11. Ислам исторический
12. Гнусные майя, или Приговор без изъятия


Гнусные майя, или Приговор без изъятия


 

 

 

Из приведённых выше исторических примеров становится ясным, что ислам не представляет собой некую «вещь в себе», эксклюзивное достояние арабов. Нет, эта религия за века своего существования стала коллективным творчеством всех ближневосточных и центральноазиатских народов, даже породила своё отрицание в виде богоборческой поэзии аль-Маари и Омара Хайяма. Есть в ней злое, есть и доброе.

Тем не менее, автор посчитал нужным обобщить – и вынести исламу смертный приговор. Увы: стрела, пущенная в религию, попала прямо в культуру. Такое бывает. Совершенно неосознанно многие писатели и поэты рубят сплеча, обнаруживая совсем не украшающий их порок высокомерия.

А высокомерие это прикрывает ужасные пятна нечистой совести целой цивилизации. Имя ей – Европа. Постараюсь объяснить, почему.

 

 

*   *   *

 

Мэл Гибсон – человек весьма талантливый и увлекающийся. Талантлив – ибо фильмы «Храброе сердце» и «Апокалипсис» производят несомненное впечатление. Увлекающийся – потому что всё, что он создал, есть вопиющая ложь. Единственным извинением ему может служить лишь то, что руководствовался он мотивами несомненно благородными – точнее, полагал, что благородными.

Мы можем простить ему то, что Эдуард Длинноногий вовсе не был злобным психопатом, растлителем собственной невестки и угнетателем. История сохранила несколько иной образ этого монарха: строившего храмы, издававшего законы, щедро творившего милостыню – несомненно, очень религиозного, хоть и необузданного в своей ярости. Предпочтём забыть, что Изабелла Французская была вовсе не такой уж и романтической личностью, запятнавшей руки кровью многих невинных людей. Посчитаем извинительным, что создатель фильма забыл о том, что Уильям Уоллес был дворянином…

В конце-то концов, «Храброе сердце» действует в поле мифа, а не реальной истории. В конце-то концов – это семейное британское дело.

Но можно ли простить Мэлу Гибсону «Апокалипсис»? При вдумчивом размышлении приходится признать: увы, нет. Рассказ о дьявольской цивилизации майя, пачками приносящих военнопленных в жертву, плавно перешёл в неприкрытую апологетику католического христианства, колониального захвата и грабежа, неслыханнейшего злодеяния – закабаления и физического уничтожения коренного индейского населения доколумбовой Америки.

Разумеется, апологетика эта построена на глубоко нечестных приёмах. Цивилизации Нового Света в этом фильме показаны идущими к своему естественному концу, объективно не зависящему от деятельности европейцев – именно к такому выводу подталкивает фильм зрителя. И надо сказать, подталкивает талантливо. Вновь мы видим торжество стиля над фактами. Какое неравнодушное сердце не будет возмущено, глядя, как мечутся покинутые дети среди развалин деревни? Да ещё наблюдая, как от них уводят их родителей… Можно ли спокойно смотреть на плач молодой матери, бесстыдно выставленной на продажу на базаре, словно животное? Как сжимаются кулаки при виде оргии потребления майянской аристократии, плавно переходящей в шабаш ведьм, жертвоприношение на фоне залитых человеческой кровью пирамид.

Благодаря этому блестящему стилю как-то забывается: европейское завоевание заставило плакать миллионы индейских матерей. И уже совсем неважно, что болезни, принесённые чужаками, косили целые страны, словно серпом. Знаменитые картины ада голландских мастеров кажутся на этом фоне лишь бледной тенью. Варварское разграбление завоёванных стран, в результате которого исчезли целые пласты культуры, накопленной целыми веками – вопрос до сих пор малоизученный.

Фильм эти проклятые вопросы весьма изящно обходит. Европейцы появляются, да. В самом конце, словно бы подводя итог. Если индейские цивилизации были и без них прокляты – чего же тогда беспокоиться? Остаётся лишь подтвердить этот приговор и сделать его Приговором без Изъятия.

И совесть по ночам не будет мучить. Можно даже благородно возмущаться чиканос, с обезьяньим проворством раздевающих в сельве беленьких туристов. «Ах, какое варварство! Мы так и знали, что из этих потомков бешеных дикарей с их мушиностью и волосатостью ничего путного не выйдет!»

 

 

*   *   *

 

Таков и вывод автора, построенный на блестящем стиле. Добавлю: он не столь нечестив, как приговор американского режиссёра. Лачин попытался найти точку опоры в доисламском прошлом ближневосточных и центральноазиатских народов. То же самое попытался сделать и М. Ф. Ахундов. Увы: эта точка опоры уходит в зыбучие пески. Коль скоро ислам не есть злая воля, и мысль арабов вообще, и лично пророка Мухаммеда в частности – то виноваты оказываются все и вся.

Правда, при этом неясным оказывается вопрос принципиальный: а каков был бы модернизационный потенциал ближневосточных и центральноазиатских народов в случае, если бы они не подверглись нашествию европейских колонизаторов? Такой же грандиозных масштабов вопрос повис и в отношении индейцев Мезоамерики и Кордильерской гряды.

Известно, что при всей своей жестокости войны ацтеков никогда не носили характера геноцида и тотального разрушения. Дело чаще всего сводилось к торгу прямо на территории завоёванного города. Ничто не показалось бы мешика более непонятным, чем знаковые черты современной войны, чудовищного творения европейской цивилизации: грандиозные разрушения; циничное систематическое истребление народов, имеющее характер «окончательного решения вопроса»; уничтожение созданных ими государств. Единственными правителями мешика, которые когда-либо предпринимали такие действия, были Тесосомок, старый тиран полиса Ацкапотсалько, и его сын Мацтлатон. В летописях мешика они изображаются чудовищными злодеями; в общем, они так и остались париями для истории.

Цивилизации Мезоамерики к моменту прихода на их земли конкистадоров находились в точке перехода к обществу с широким применением металлургии. Нельзя также сказать, что для них был характерен циклический алгоритм в истории: нравственное развитие их, безусловно, шло. Ведь цивилизации Нового Света были относительно молоды по сравнению с Евразией, и развивались в изоляции. Все эти доводы должны были быть учтены для создания объективной картины.

Но коль скоро мы видим слезинку невинного индейского ребенка, мы склонны все забывать. Ох, уж эта слезинка! Чтобы её!

 

 

*   *   *

 

Что же мы видим в мире исламском? К моменту появления колонизаторов в целом ряде стран региона сложились благоприятные условия для перехода к более передовому типу экономики и общества. В Иране после прихода к власти династии Каджаров принц Аббас Мирза разрабатывал целый ряд прогрессивных мер для оживления умиравшей иранской цивилизации. В Египте возникали первые фактории. Империю Великих Моголов не без основания называли процветающей. Вторжение европейских армий носило характер разрушительного урагана. Довольно только указать: размер контрибуции, наложенной на Иран после поражения в русско-иранской войне, превышал два миллиона золотых рублей. Эта дань совершенно разорила целые провинции. Более того: по мирному договору имперское правительство получило возможность контролировать избрание наследника на престол, чем постоянно и пользовалось. Именно Российская империя носит прямую ответственность за бойню, учинённую над иранским народом в начале двадцатого века. Совершенно непристойной представляется мне «малая опиумная война» против Ирана, развязанная англичанами, в результате которой число опиумных наркоманов перевалило за все разумные пределы. История с циничным ограблением Бенгалии вообще заслуживает того, чтобы быть вписанным в историю как одно из самых примерных злодеяний.

Но это осталось за кадром. Как и то, что приход к власти на Ближнем Востоке самых одиозных теократических режимов – плод деятельности колонизаторов.

 

 

*   *   *

 

Пожалуй, на этом всё. Легко изобразить ислам легендарной Тварью – слишком легко. Как говорил Безумный философ – «…человеческое, слишком человеческое». Но возможно ли решить уравнение со многими неизвестными, беззаботно поставив одну и ту же цифру во все переменные?

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

11. Ислам исторический
12. Гнусные майя, или Приговор без изъятия

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!