HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Юлий Максимов

Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина

Обсудить

Рецензия

18+

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.11.2017
Оглавление

2. Фатальная ошибка Фатали
3. Первое необходимое отступление
4. Безумный Философ и его заблуждения

Первое необходимое отступление


 

 

 

Весьма интересно, каким образом зороастризм обрёл столь положительный имидж в Европе. «Век Разума», при всех его несомненных достоинствах, имел ряд пороков – и одним из них было безудержное поклонение «естественному человеку». Начало этому было положено уже в эпоху барокко. Французские просветители довели это поклонение до абсурда. «Благородный дикарь» противопоставлялся хищным, жадным, расчётливо-буржуазным, недалёким, злобным европейцам. Жан-Жак Руссо в своих трудах вообще превозносил его как недосягаемый образец. Индейцы Нового Света внезапно стали очень модными и востребованными. Столь же лестная участь выпала представителям старых цивилизаций континента – индусам, китайцам. Им приписывалось какое-то особое простодушие, та самая «естественность» мудрость, сродная детской, и так непохожая на развращённость новых повелителей мира. Оказались модными и персы, особенно – персы-зороастрийцы. Таинственность этой религии, фрагментарность текстов, дошедших до европейских учёных, блеск старой Сасанидской империи – всё это, вместе взятое, сделало своё дело. Зороастр стал считаться образцом пророка; а зороастризм – «религией света».

 

 

*   *   *

 

Особый вопрос – роль самой персидской интеллигенции в этом процессе. Освальд Шпенглер как-то прозорливо заметил, что европейцы не последователи античности, а её обожатели. Точно такое же обожание выпало на роль персидской старины в глазах средневековых персидских интеллигентов – поэтов, писателей, политиков. Самый грандиозный памятник этому обожанию – знаменитая «Шахнаме», эпос столь же блестящий, сколь и противоречивый. Поэт Фирдоуси, создавший это монументальное произведение, был очарован великим прошлым своей страны, столь явно диссонирующим с униженным положением иранских народов при господстве тюркских династий – Хорезмшахов, Караханидов, Сельджукидов. Очарование быстро переросло в самое настоящее поклонение – и породило едкие инвективы против арабов. Будучи мусульманином-шиитом, Фирдоуси тем не менее оказался персидским патриотом, даже националистом. Так доисламское прошлое Ирана стало обрастать флёром самого настоящего фэнтези: богатыри в латах, крылатые драконы, горные тролли и чудовища, поющие девушки в красочных костюмах – с тонкой талией и высокой грудью, гордые, стройные, зеленоглазые; пылающие огни на вершинах гор; словом, сплошное очарование, да ещё описанное с несравненным, цветистым мастерством старого поэта. Появились и легендарные злодеи, ничем не хуже западных: чего только стоит ужасный Заххак, верный слуга ахриманов, на плечах которого росло по паре шипящих змей, питавшихся мозгами отборных иранских юношей. Вслед за Фирдоуси славословия доисламскому Ирану стали слагать и другие персы: Низам-аль-мульк приводил многочисленные истории из жизни Хосрова Ануширвана, Низами Гянджеви создавал настоящие фантасмагории из жизни Сасанидского Ирана, где неслыханная роскошь и утончённые нравы соседствовали с величайшей учёностью и мудростью персов.

Эта литература, восточная по форме, но западная по духу, пришлась весьма по нраву европейцам. К тому времени началось развитие востоковедения, тексты стали активно переводиться на французский и другие крупные языки континента. Имена мастеров Фирдоуси, Хафеза, Низами Гянджеви были у всех на слуху. «Век Разума» полюбил персов – но следующий век, девятнадцатый, вообще ударился в настоящее поклонение. Особенно были очарованы романтики. Генрих Гейне славил Фирдоуси как величайшего мастера. Гёте считал Низами Гянджеви предводителем восточных поэтов. Вообще азиатам приписывались удивительные качества: бешеная мстительность, глубочайшая мудрость, знание древних ядов и секретов; женщины считались первыми красавицами мира; пылкие поэты-денди бредили роскошными пышноволосыми и черноглазыми красотками, сводящими с ума мужчин, мастерски владеющими оружием. Им приписывалась особенная, ни с чем не сравнимая пылкость; считалось, что персидские аристократки способны доставить мужчине величайшее наслаждение в постели.

Разочарование наступило позже. Европейским романтикам понадобилось увидеть всю убогость исламского Востока, уныло слоняющихся по грязнейшим улицам александрийских проституток, притоны ветхих восточных столиц, где на стенах можно было увидеть отпечатки детских ручонок, свидетельство грустной трагедии; леность, тупость, грязь, невежество, трусость и неорганизованность солдат, гаремный жир женщин, развращённость начальников. Так родились книги-убийцы восточной романтики, среди которых самым замечательным оказался несравненный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».

Но доисламский Восток счастливо избежал разоблачения. Да, действительность была ужасна; но пылкое и сочувствующее бедам восточных народов сердце европейских романтиков не могло представить, что за упадком исламского Востока мог лежать мрак не менее густой, чем тот, который им пришлось увидеть. Зороастр стал героем; он жил уже не в Персии, а в каком-то особом пространстве, подобной Средиземью Толкиена. Фридрих Ницше считал древнего пророка величайшим из героев; вслед за ним к слепому обожанию «религии Света» присоединились даже нацисты.

 

 

*   *   *

 

Связь нацистов с иранским язычеством – самая мрачная страница в этой истории. Буржуазная династия Пехлеви, свергнувшая тюркских Каджаров, ленивых, неорганизованных, гламурных эпигонов Сасанидов, с самого начала продемонстрировала отчётливо фашизоидные черты. Немцы оперативно отнесли иранцев к «чистокровным ариям». Замышлялись грандиозные планы по совместному покорению Востока. Даже была разработана и начата осуществляться фантасмагорическая эпопея по выведению «чистопородных ариев» путём скрещивания самых злостных эсэсовцев с иранскими девушками. Некий доктор Кесреви Тебризи написал немало трудов, где размышлял о грязной и презренной сущности арабов и тюрков.

Весь этот шабаш ведьм прервала Красная армия, которая вступила в Иран в сорок первом году и разогнала иранских нацистов. Туда же явились и англосаксы, поступившие с националистами весьма либерально – что и позволило позже прорасти зубам дракона.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Фатальная ошибка Фатали
3. Первое необходимое отступление
4. Безумный Философ и его заблуждения
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!