HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Владимир Никитин

Карманная Одиссея. Pocket Ulysses.

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 38 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.02.2015
Оглавление

3. Середина
4. Кульминационная развязка
5. Эпилог

Кульминационная развязка


 

 

 

Что ж, думал я, путешествие почти завершено. На Свободе ходит трамвай, на котором я быстро домчу до конечной, до своего дома. И за проезд платить не надо: сейчас новые машины пустили, на которых и турникетов нет, только на совесть пассажиров надежда, да на контролёров.

На остановке, когда я подошёл, стоял именно такой трамвай, похожий на современный поезд. Двери у него, кроме передних, были закрыты; и только жёлтые аварийки оживляли этот, казавшийся брошенным, состав.

Рядом стояла будка, обклеенная листами железа. Обычно пустая, сейчас она подавала признаки жизни: оттуда проступал свет, а сквозь дверь валил пар.

Я зашёл и невольно закашлялся: в будке было так натоплено, что тяжело дышалось, дребезжащий обогреватель оглушал своим рёвом. Судя по всему, у него было два режима работы – «очень холодно», когда он был выключен, и «невыносимо жарко».

На стенах висели прошлогодние газеты и потрёпанные временем плакаты. С обложек на меня смотрели люди со стёртыми лицами и прерванными улыбками. Я был окружён историей, которая уже оборвалась. И вспоминал, как отклеивал старые афиши, а там обнаруживал ещё более ранние объявления. Получается, что если потереть в каком-то месте, то можно упасть в прошлое на несколько лет, пока не дойдёшь до времени, когда нынешние обитатели были ещё молоды. И, как бы сказал мой папа, когда их надежды и мечты имели характер вероятности.

На маленькой пузатой тумбочке стоял чайник и пакетики с заваркой.

Рядом лежала коробка сахара, взломанная, как будто на это порыв употребили всю силу. Около – то ли кресло, то ли такой маленький диван, что лежать на нём мог разве что полурослик.

Комната была не больше моей детской, которая даже мне казалась такой тесной и безвоздушной, что хотелось её покинуть при любой возможности. Так я обычно и делал, выбираясь на бескрайние просторы улицы.

 

Временный обитатель этого жилища, видно, придерживался иного подхода. Он стоял у окна с решётками и неподвижной горделивой позой напоминал памятник самому себе, сделанный при жизни. В руке он безвольно держал порядком проржавевшую кружку.

– Вы не хотите выйти на улицу? Здесь же жарко, – сказал я.

Он как будто ждал этого вопроса и подготовил ответ заранее, как человек, который богат оправданиями на все случаи жизни:

– Я и так всегда в разъездах: то там, то сям приходится на трамвае колесить…

– В кабине.

Он поморщился.

– На улицу по два раза за круг выбегаю, чтобы рельсы перевести.

Тут он преувеличил – трамвайные рельсы в круге, проложенном вокруг района, нужно было переводить только раз, на другой конечной они без помощи вставали как надо.

– К тому же, здесь есть дверь, а на улице – нет.

Он не продолжил, но я и так всё понял.

– Эх, не выбрал я свой родной маршрут, вот и встрял, – пожаловался он. – Не здесь я должен быть сегодня, не здесь. Всё раздражительность моя. Но они тоже хороши! – снова завёлся он. – Знаешь, что мне предложили?! Вести старый состав, этот хлам! Я отказался, и вот меня послали сюда, не в свой район.

– Мне тоже нравится больше новый. А вы никогда раньше не водили старый трамвай?

– Я?! Тридцать лет от звонка до звонка на нём проработал.

– Но тогда почему… – осторожно начал я.

– Как почему… Пересел на новый, и решил, что теперь возврата к старому быть не может!

– И за сколько вы это поняли?

– За неделю, меня только дней семь назад перевели…

Стало ясно, что беседа заходит в тупик быстрее трамвая, и я перешёл к делу.

– Может, вы довезёте меня? А то я никак не попаду домой. Идти далеко в такой снегопад.

И снова он предугадал просьбу. Я заметил, что именно отказы взрослые держат наготове, как козыри в рукаве.

– Я не готов. Ты сам сказал – снегопад. Конечную так замело, что не проедешь.

– Но может, вы меня хоть туда довезёте, куда можно проехать?

Он опять качнул головой.

– Если трамвай не доедет до круга, он не развернётся, и я не попаду обратно. Значит, мне придётся мёрзнуть в такую погоду. Нет уж, лучше я здесь, в тепле, как дома.

– Но это не дом! Дом там, куда я не могу доехать.

– Зато здесь есть печка, чай и дверь, – раздражённо сказал он. Он поёжился и, демонстративно укутавшись в шарф, выше надвинул куртку на плечи.

– Хочешь, оставайся здесь, я и тебе чай сделаю, – равнодушно предложил он.

Я помотал головой.

– Родители волнуются, – сказал.

Уговаривать он не стал, снова замкнувшись в себе.

Очевидно, ожидал, когда я, наконец, выйду и оставлю его одного, чтобы быстрее исчез выбор: помочь мне или нет.

От огорчения я повернулся к стенам и принялся теребить старые плакаты. Отклеил один постер с трамваем, затем другой, а за ним обнаружил фотографию человека, который показался знакомым. Это был проводник в молодости. Мне стало любопытно, что будет глубже, на новом слое, под этим пожелтевшим фото... И я просто сдернул лист.

 

– Ты что делаешь! – услышал я окрик.

Повернулся, чтобы приступить к оправданиям, но надобности в них не было. Вопрос адресовался не мне.

Рядом стояла девушка-подросток, лет пятнадцати, чуть старше меня. Она приклеивала фотографию мальчика.

– Для чего ещё нужны стены? – пожала она плечами.

– Ну вот ещё, – ответил ей юноша. – Чтобы моя фотка висела в какой-то богом забытой каморке!

Мне захотелось покинуть будку и оглядеться – возникло ощущение, что я попал в новое место. Я аккуратно вышел, чтобы не задеть парня и девушку даже колыханием воздуха.

На улице потоками лил дождь, не ослабляя силу ни на секунду. Вокруг раскинулось заросшее травой поле без следов круга и остановки. Здание было то же, но полностью деревянным, без металлических листов и обшивки. И, несмотря на хлипкость материала, выглядело гораздо лучше, чем… В будущем? – задал я себе вопрос, поняв, что услышал разговор вагоновожатого в юности – в том возрасте, что он был на фотографии.

Ребята следом вышли на улицу, продолжая разговор.

– Говорят, здесь проложат рельсы, и добираться станет удобнее, – говорила девочка.

– Ага, и потом не погуляешь – стройка, толпы.

– А я вот люблю кататься на трамвае, он так медленно раскачивается, и звук: «тук-тук», «тук-тук», словно едешь в поезде по городу.

– Хочешь прокачку? – с бравадой спросил паренёк.

– Когда-нибудь – обязательно, – улыбнулась она. – Я стану твоим первым пассажиром, когда ты будешь работать на маршруте.

– С чего ты взяла, что я буду водителем?! – с обидой спросил он.

– Ну как, твой папа водит, и я думала…

– Вот и неверно думала! – запальчиво воскликнул он. – Делать мне больше нечего, чем туда-сюда кататься по одному маршруту.

– Но твой папа…

– Да бог с ним! Что мне, обязательно быть, как он? Может, я гораздо большего хочу достичь, чем ему удалось. Мне, между прочим, по силам…

Дальше он что-то увлечённо говорил, говорил, но я уже не слушал.

Лишь в конце девушка тихо ответила:

– А я всегда восхищалась теми, кто способен водить такой вот огромный механизм – целый поезд с вагонами.

– Ну, это, положим, я умею, – уже спокойнее сказал он и хитро улыбнулся.

– Пойдём со мной: тут рядом есть старый трамвай, который отогнали в самый конец путей и, наверное, скоро переплавят. Но кабина ещё очень даже ничего! Пусть он не на ходу, но я проведу тебе мастер-класс по вождению особо сложных машин.

Стоило ли ждать повторного приглашения? Уже через минуту мы (и они, и я вслед за ними) бежали так, что пятки сверкали, по зелёной, сочной от дождя траве.

Она причмокивала под нашими лёгкими шагами, пахло свежестью и бесконечной свободой, которая появляется, когда у сюжета возникают варианты.

 

Заброшенный трамвай мы действительно обнаружили там, где он и должен был быть – он стоял вдали от дороги, и по нему звучно били крупные капли дождя.

Мы быстро запрыгнули в кабину, которая еле вместила всех нас.

– Главное в трамвае – управление тягой и торможением, переключение хода вперёд и назад, – со знанием дела сказал паренёк.

– Приступим. Вот это рычаг, – он положил её руку. – Он приводит в действие эту махину. – А это он, – подбил её ногу. – Педаль…

Юноша ещё долго говорил, тщательно выговаривая чужие сложные слова: токоприёмник, реверсор, контроллер…

Она внимательно слушала, а потом спросила:

– А кто тебя всему этому научил?

– Кто-кто. Отец, конечно, – с гордостью ответил он.

– То-то, – с лёгкой улыбкой укорила она.

Они помолчали.

– А знаешь, что бы я хотела? Чтобы ты когда-нибудь прокатил меня на трамвае по-настоящему. Чтобы нажал рычаг, и этот трамвай поехал.

– Он уже никогда не поедет.

– Почём знать…

Лобовое стекло понемногу синело, возвещая о сумерках, до наступления которых им надо было разойтись по домам.

Я вздохнул и закрыл глаза, прекрасно понимая, кто здесь лишний. А затем сдёрнул календарь с приборной доски трамвая, висевший, словно свидетельство о смерти машины.

 

– Ну и зачем ты попортил газету? – сварливо сказали. – Этот номер теперь раритет.

Я снова был в каморке вместе с постаревшим водителем. И совершенно не удивился перемене, только сказал:

– Тут ваша фотография…

– И что?

– Мне кажется, я знаю, кто её повесил.

– Не всё ли равно? – сварливо ответил тот и присел к столу. Включил пожелтевший от накипи чайник и протянул руки к пластику, будто собирался греться.

Я понял, что уговаривать его бессмысленно. Для него поездка на трамвае, пусть даже для помощи другому, не имела больше смысла.

– Прощайте, – надсадно крикнул я, и в груди защемило, как при расставании с облетающим, теряющим в красках пейзажем.

Он даже не обернулся.

Я бежал к заснеженной остановке, где жёлтыми огнями подмигивал мне трамвай. Вскочив в открытые двери, я осмотрел свой «экипаж». Никогда я не бывал в пустом вагоне, ведь даже на конечной остановке водитель ходит по вагону и проверяет: все ли вышли и нет ли оставленных вещей.

Я занял «капитанское место» за пультом управления. Или, как я про себя сказал, – в рубке. За десятилетия, с тех времён, как юный проводник учил свою подругу, многое в управлении изменилось. Но главное осталось прежним.

Поначалу у меня возникло ощущение, что здесь, как в кабине самолёта, так же запутано и сложно. Но затем я стал разбираться и, поняв, что многие кнопки мне просто не нужны, успокоился.

Моя рука зависла над токоприёмником. В секундном замешательстве я думал о взрослых и их смешных проблемах: как бы быстрее доехать без пробки до парка, где лучше припарковаться, какие для прогулок лучше купить сапоги, чтобы красивые и без каблука или удобные зимой на льду, но с каблуком, да ещё, чтобы не пачкались. И о том, чтобы мне нужна лишь быстрая горка, тёплая одежда и уютное помещение, в которое можно зайти, когда совсем замёрзнешь. Или ещё лучше ванна после морозной прогулки, поначалу еле теплая – иначе обжигает, – а потом всё горячее и горячее, и чтобы, когда выходишь, пар столбом валил.

И мечтаю я об одном – самому управлять трамваем, таким сложным и большим, а главное, невозмутимым и плавным, как кит.

 

Я поднял токоприёмник, нажал педаль безопасности и, повернув реверсор вперёд, отвернул пусковую педаль до начала хода. Трамвай ожил и пришел в действие. Тронувшись, он мягко заскользил по рельсам прочь от будки, в которой когда-то жила мечта, связанная с ним. Я тогда ещё не понимал, и понять не мог, что речь идёт о том времени, когда у проводника была молодость и были мечты, отличные от нынешних.

Я вёл и одним глазом смотрел в зеркало заднего вида, ожидая, что вот-вот и выбежит проводник и хоть издалека, размахивая кулаком, увидит, как исполняется мечта. Но рельсы убегали, мелькали дороги, а его всё не было. И скоро мой трамвай, переехав через Восточный мост, упустил из виду и ту остановку в начале Свободы, и будку, и чужие мечты.

Когда поезд набрал скорость, я вернул педаль контроллера в нулевое положение. Тяговые двигатели отключились, и вагон пошёл выбегом. Я проехал Торговый центр, мерцающий всеми огнями, как калейдоскоп, полностью соответствуя своему названию.

Затем вдали показалась ёлка, на которой висели игрушки-сундуки с самым дорогим, что есть у детей – заветными посланиями в свитках. Я установил контроллер на одну из тормозных позиций, приготовив трамвай к остановке. Началось торможение.

Когда я подъезжал к развилке, занесённой снегом, после которой дороги уже не было, то увидел стеклянный шар из ромбиков, наподобие того, что построен на Часовой[2]. На развороте трамвайного круга он выглядел, как упавший в снег огромный ёлочный шар. Я невольно поднял голову вверх, как будто рассчитывая увидеть гигантскую ель, подпёршую небо, словно атлант.

Когда успели и на этой конечной соорудить? – удивился я.

Папа говорил, что на Часовой располагается центральный диспетчерский пункт, в котором управляют движением сразу в трёх туннелях. Мы, местные дети, им очень гордились, считая нашей районной достопримечательностью. И когда увидели ёлочный шар в человеческий рост, что поставили на Охотном ряду в честь Нового года, то сразу успокоились – наш синий, трамвайный, куда лучше!

Рельсы перешли, раздался громкий стук, и трамвай понёсся прямо к диспетчерскому пункту, а не в объезд. Я замер… никогда и подумать не мог, что окажусь внутри этой загадочной конструкции. Да ещё и не пешком войду, как на экскурсию с родителями, а вот так въеду, один и на трамвае.

Я невольно зажмурился, а когда открыл глаза, то светлее не стало. И понял, что уже в шаре. И только где-то вдали мерцал свет от экранов, на которых камеры передавали записи с дорог и туннелей нашего района. Я увидел со стороны все свои похождения: гонки на Волоколамке, заплыв в вагоне, прыжок с ковша и катание в метро. И ещё мне показалось, что я вижу всю картину разом, словно макет, на который смотрят сверху-вниз. Но потом понял – это невозможно. Нельзя полностью охватить то, в чём ты находишься и участвуешь.

 

 

 



[2] Сознательная небрежность автора. Трамвай разворачивается в другом месте.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Середина
4. Кульминационная развязка
5. Эпилог
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!