Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 Часть 3
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Ян Юсим: Тут можно взять ещё несколько киноцитат разных. Но я считаю, что это всё оправданно. Я считаю, что это… я сейчас скажу одну фразу… я думаю… попытаюсь. Мне кажется, этот фильм – это объяснение в любви к кинематографу. Именно к кино. Вот это весь фильм. Если человек берёт киноцитаты – это объяснение в любви к кино и к данным режиссёрам. Это не плагиат. И вот тут это он сделал, и для меня это было очень здорово, когда я находил вот эти маленькие совпадения, но это было, как Жако Ван Дормель сделал – никто бы другой этого не сделал. Я считаю, что неправда, что его обвиняют. Наоборот, это его достоинство. Фильма и достоинство этого режиссёра. Он сам говорит, что у него любимые режиссёры – которых я назвал.
Роман Оленев: Хорошо. Давайте тогда от формы опять вернёмся к содержанию, к внутренней сути. Можно почувствовать, что внутренний выбор человека в этом фильме – он как-то осуществляется в силу случайных факторов. Момент выбора очень важен в фильме. И при этом – может быть, это как недостаток – мы практически не видим внутренней работы героя в момент выбора, этой внутренней борьбы мотивов, которые определяют тот или иной поступок героя. А ведь личность и отличается тем, что способна хоть иногда сознательно принимать решения. Как вы считаете, можно ли называть недостатком то, что вот этой внутренней работы героя мы очень мало видим, и роль случайных факторов как бы абсолютизируется режиссёром? В выборе человеком жизненного пути.
Ян Юсим: Вы всё сказали. Вы сказали то, что есть в этом фильме. А по-другому это был бы уже другой фильм. Ни в коем случае. Вот то, что и как вы сказали, в этом фильме – это замечательное определение фильма. И не надо, чтоб герой чем-то и что-то мотивировал.
Роман Оленев: А должен?
Ян Юсим: Нет, не должен этого делать герой. У героя есть одна тут вещь в этом фильме – это право выбора. Он должен выбрать, каким путём пойти, что. У него так напряжено всё, что я думаю, что мотивировки или процесс мышления такого – он исследует здесь процесс человеческого мышления. Он его исследует здесь. Но это не тот процесс, который мы смотрим за одним человеком – тут двенадцать главных героев. И если взять процесс мышления каждого из двенадцати – о боже! – это будет, наверное, восемь часов фильма.
Роман Оленев: Практически мне трудно вспомнить в фильме моменты, когда выбор героя определяется чем-нибудь иным, кроме как случайными факторами. То есть, иногда это абсолютизируется в том, что он подкидывает монетку, то есть, уже просто абсолютная невозможность быть ответственным в момент выбора. И для режиссёра в этом чувствуется некая утрата воли. То есть в фильме как бы устраняется вообще такое понятие, как воля. И я подумал, что, может быть, потому он и выбрал на главную роль актёра с таким инфантильным психотипом. Видимо, актёр с волевым началом просто бы не вписывался в такую концепцию. То есть, где нужно волевое начало в принятии решений. И в этом смысле это и достоинство, но как бы и недостаток получается.
Ян Юсим: Я возвращаюсь к детству. Вы помните этого мальчика, который предсказывал будущее? И мать ему говорит: никогда никто не может предсказать, что будет с кем-то когда-то. А мальчик спокойный. Мальчик не волевой. Он тогда был инфантильный. Но инфантильность совсем другого плана у него. У него мыслительная инфантильность, может быть, но не мыслительная, а физическая инфантильность. Вы помните, как он: «я не умею плавать», «я не могу прыгать с вышки». Но отношения с девушками у него были нормальные. Если будем так говорить…
Роман Оленев: Со всеми?
Ян Юсим: Да, со всеми. И он вырос совсем другим человеком. Тут вот какая вещь. Мне очень интересна была вот эта машина, которая в воде.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Ян Юсим: Все думали: выберется, не выберется? Не это ж главное тут. Как пойдёт линия дальше. Что, как, она уходит от этого. И происходит другая жизнь другого человека совсем. Мне задают вопрос: а для чего эти все жизни? Я хочу вам задать: для чего эти все жизни сделал этот режиссёр, этот талантливый человек? Который работал с детьми, который был клоуном. Он что, хотел поиграть? С чем? С чем он играет?
Роман Оленев: Судьбой человеческой.
Ян Юсим: Судьбой, верно. С неотвратимостью.
Роман Оленев: Опять-таки, с категорией времени.
Ян Юсим: Со случайностью.
Роман Оленев: Он постоянно с ней полемизирует, что есть время, как оно протекает, от чего зависит быстрота его протекания, этого времени. То есть, помните, там сцена на вокзале интересная? Когда бродяжка умирает в вокзальном холле и влюблённые встречаются, и как стрелки часов начинают бежать стремительно.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Роман Оленев: То есть, он полемизирует со всеми этими базовыми категориями. Вот с этим он постоянно играет. И с тем, что такое выбор, и с тем, что такое случай, и с тем, что такое время. Вы интересный такой момент вспомнили – вот эта сама смерть героя в джипе, когда он погружается на дно. Я бы хотел вас спросить, как вы поняли: почему, независимо от того, по какому из двенадцати, ну, по крайней мере, из нескольких вариантов пути, идёт его жизнь, смерть его всегда происходит в воде? Будь то озеро, ванна, бассейн. Вы как понимаете эту символику?
Ян Юсим: Вода – это основополагающая тема во всех фильмах Жако Ван Дормеля, в трёх фильмах. У него рефреном проходит ещё одна тема – к воде я вернусь – какая тема? Железнодорожный перрон, вокзал.
Роман Оленев: Пути́. Момент скачка, перехода.
Ян Юсим: Во всех трёх фильмах: «Тото-герой», «Восьмой день» и этот – вода у него, это та вещь… А вы помните, как вода писателя заливает?
Роман Оленев: Да, так я ж говорю: все смерти, независимо от того, какой путь, в воде.
Ян Юсим: Какой символ придаёт воде он.
Роман Оленев: У меня есть мнение. А ваше мнение мне интересно.
Ян Юсим: Я не могу сказать. Вы скажите своё.
Роман Оленев: Я подумал, что если вспомнить, что текущая вода – это устойчивый символ времени. А здесь смерть героя всегда происходит в замкнутом пространстве. Озеро – это тоже некое замкнутое пространство. Причём, он в джипе в этот момент. Потом бассейн, ванна, потом комната, когда затекает вода. То есть, с одной стороны, смерть есть остановка времени, а с другой – как бы растворение в этом времени. Может быть, у меня такая догадка.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|