Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Ян Юсим: Я не согласен с вами.
Роман Оленев: Не согласны?
Ян Юсим: Нет, я не согласен. Тут вообще смерти нет. В этом фильме показатель жизненности – этот старик. Ему сто восемнадцать лет, он дожил до ста восемнадцати лет…
Роман Оленев: Но он же смертный?
Ян Юсим: Он последний смертный.
Роман Оленев: Но это подчёркивается?
Ян Юсим: Подчёркивается. Тут все смертны. Но смерть настигает людей в разные периоды их жизни. Но все они, вот эти вот все судьбы, сомкнулись все на этом старике. Вот вы можете мне сказать, когда умер тот или иной герой? В машине? Я не верю в это. В другом месте – тоже. Я думаю, что вот этот старик – главное – в конце, когда этот старик идёт и смеётся и улыбается. Это всё ирония.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Ян Юсим: Это всё отношение к смерти, отношение к жизни у него. Мне очень понравилось это, как он повернулся к зрителям, и повернулся к режиссёру, и как он улыбнулся и посмеялся. Вы помните эту сцену? А как вы определяете эту сцену?
Роман Оленев: Финальную?
Ян Юсим: Да.
Роман Оленев: Для меня финальная – это вообще ключевая сцена.
Ян Юсим: Самая ключевая.
Роман Оленев: В ней, по сути, озвучены все его тезисы главные.
Ян Юсим: Безусловно. И когда он идёт просто по улице, помните, да? Не когда он лежит, а смеётся – вот это важно. Нет, вот эти все жизни прожитые. А сейчас я даже не могу вам сказать, какая жизнь где заканчивается. А вы можете вспомнить?
Роман Оленев: В некоторых лабиринтах я запутываюсь.
Ян Юсим: Я не то что запутываюсь, я не хочу прослеживать даже. Оно должно само закольцеваться. Всё закольцовано здесь, понимаете? Тут герои, которые пересекаются, им и жизни-то разные. Для меня этот фильм – повторяю – нелинейный, многослойный, и он насыщен теми жизненными, жизненными – может быть, это нереальная жизнь – такими событиями, которые мне интересны. Я думаю, что Жако Ван Дормель показал тут для людей, что каждая жизнь это ценность. Вот это очень важно. Это ценность. И судьба человека зависит от его выбора. Вот ты выбрал её – и ты уже ничего не можешь изменить. Вот выбор есть или выбора нет. Понимаете, всё от выбора зависит.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.:
– То есть, необходимо сделать выбор? – Какая из всех этих жизней… правильная? – Каждая из этих жизней правильная! Каждый путь – правильный. Всё на свете могло быть другим, но иметь тот же […]. Теннеси Уильямс. Вы слишком молоды, чтобы это помнить. – Вы не можете быть здесь, если вы умерли… Вас не может не быть… Разве есть жизнь после смерти? – Ха-ха-ха! После смерти? Почему вы так уверены, что существуете? Вас нет… И меня тоже нет. Мы живём только в воображении девятилетнего мальчика. Мы – плод воображения мальчишки, перед которым стоит невозможный выбор. – Беги, беги! – Немо! – Беги! Беги, Немо! – Немо! – Немо! – А-а-а! – В шахматах это называется «цугцванг». Когда единственный полезный ход… – …не двигаться с места.
Роман Оленев: Хорошо. Вот вы сами сейчас вспомнили финал, где действительно звучат очень важные слова главного героя. Вот смотрите. Вас не смущает, что в этих финальных словах режиссёр по сути как бы предлагает отказаться вообще от выбора? Помните, что говорит главный герой? Что лучший выбор – это бездействие, что каким бы путём ты ни пошёл, всё равно исход будет одинаков, и что, по сути, вообще не бывает правильного или неправильного выбора. Он говорит: все выборы правильные. А ведь здесь философия очень спорная. И зритель остаётся в финале именно вот с таким выводом. Что вы скажете, мне интересно?
Ян Юсим: Я повторяю, что тут преобладает чистая ирония.
Роман Оленев: Ирония, вы думаете?
Ян Юсим: Да, чистая. Я считаю, что чистая ирония. Если мы будем – я же сказал – воспринимать серьёзно все эти жизни, мы просто запутаемся. А когда вот этот старик… Я думаю, мне показалось, не только мне, что когда старик уходит, он не уходит в вечность. Он уходит в другую жизнь. Он не в вечность ушёл. И когда это старик сказал и обернулся – мы увидели, какая жизненность в нём ещё осталась. В нём нет последнего вздоха. Нету. Я не увидел этого. И для меня это очень важно. Когда часы остановились, ещё время не закончилось. Хорошая фраза: когда часы остановились, время не закончилось. Да, это можно так сказать. Поэтому я думаю, что тут этот старик играет определяющую роль, конечно, но он точку не ставит. Мне так кажется.
Роман Оленев: Ещё он очень важные слова, мне кажется, для понимания фильма говорит: «А вы уверены, что вы существуете?». Причём, эти слова лишены трагической окраски. И вот тут вот, мне кажется – я не знаю, может быть, я ошибаюсь, – для ясности понимания авторской позиции нужно учитывать, что в фильме есть некая буддийская направленность. Постараюсь объяснить. Смотрите. Вот эти слова, что лучший выбор – это остановка, то есть, по сути, отказ от цели, бездействие. Это созвучно с таким понятием, как нирвана. То есть, именно «остановка» буквально оно и значит. То есть, затухание всех жизненных энергий. И в фильме, в общем, предлагается это. Потом, вот это нивелирование границ. Всё-таки в фильме оно некоторым образом присутствует. Границ «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». И в буддизме как раз такое размывание этих оппозиций тоже очень ощутимо. Потом, вот эта фраза сама: «А вы уверены, что вы существуете?». Буддизм, он-то как раз ведь и стремится, и ставит под сомнение объективность окружающей реальности. И даже продвинутые буддисты – я знаю – говорят, что нет ни нас самих, ни реальности. И в общем, как тут не вспомнить вот этот финальный тезис фильма, где ставится под сомнение реальность собственной личности, собственного существования, как вам кажется?
Ян Юсим: Нет, ну я с вами полностью согласен. Я даже спорить не буду, тут всё верно. Но я думаю, что… Мы уже говорили о Пригожине. Он знаком. Но не главное у него в этом фильме. И буддизм тоже не главное. Это… как вам сказать… это фильм Жако Ван Дормеля с его философией, с его детским восприятием жизни. У него очень детское восприятие жизни. Недаром, я же повторяю, он был руководителем детского театра. И вы слишком далеко зашли с буддизмом. Мне кажется, ни в одном – я этого не увидел – ни в одном интервью он об этом не говорил.
Роман Оленев: А как вы понимаете вот такую сцену. Действительно, интересную. С одной стороны лежит ряд людей, погружённых в анабиоз, помните? Не будем говорить, что это нирвана, это анабиоз. А с другой стороны – ряд экранов, на которых мы видим, как поют индусы. И это индуистское пение, именно вот это пение становится как бы неким эмоциональным питанием для вот этих людей, погружённых в анабиоз. То есть, этим образом лучше всего поддерживается их психическая жизнь.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|