HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Господин Никто

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.

 

 

Ян Юсим: Я не согласен с вами.

 

Роман Оленев: Не согласны?

 

Ян Юсим: Нет, я не согласен. Тут вообще смерти нет. В этом фильме показатель жизненности – этот старик. Ему сто восемнадцать лет, он дожил до ста восемнадцати лет…

 

Роман Оленев: Но он же смертный?

 

Ян Юсим: Он последний смертный.

 

Роман Оленев: Но это подчёркивается?

 

Ян Юсим: Подчёркивается. Тут все смертны. Но смерть настигает людей в разные периоды их жизни. Но все они, вот эти вот все судьбы, сомкнулись все на этом старике. Вот вы можете мне сказать, когда умер тот или иной герой? В машине? Я не верю в это. В другом месте – тоже. Я думаю, что вот этот старик – главное – в конце, когда этот старик идёт и смеётся и улыбается. Это всё ирония.

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.

 

Ян Юсим: Это всё отношение к смерти, отношение к жизни у него. Мне очень понравилось это, как он повернулся к зрителям, и повернулся к режиссёру, и как он улыбнулся и посмеялся. Вы помните эту сцену? А как вы определяете эту сцену?

 

Роман Оленев: Финальную?

 

Ян Юсим: Да.

 

Роман Оленев: Для меня финальная – это вообще ключевая сцена.

 

Ян Юсим: Самая ключевая.

 

Роман Оленев: В ней, по сути, озвучены все его тезисы главные.

 

Ян Юсим: Безусловно. И когда он идёт просто по улице, помните, да? Не когда он лежит, а смеётся – вот это важно. Нет, вот эти все жизни прожитые. А сейчас я даже не могу вам сказать, какая жизнь где заканчивается. А вы можете вспомнить?

 

Роман Оленев: В некоторых лабиринтах я запутываюсь.

 

Ян Юсим: Я не то что запутываюсь, я не хочу прослеживать даже. Оно должно само закольцеваться. Всё закольцовано здесь, понимаете? Тут герои, которые пересекаются, им и жизни-то разные. Для меня этот фильм – повторяю – нелинейный, многослойный, и он насыщен теми жизненными, жизненными – может быть, это нереальная жизнь – такими событиями, которые мне интересны. Я думаю, что Жако Ван Дормель показал тут для людей, что каждая жизнь это ценность. Вот это очень важно. Это ценность. И судьба человека зависит от его выбора. Вот ты выбрал её – и ты уже ничего не можешь изменить. Вот выбор есть или выбора нет. Понимаете, всё от выбора зависит.

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.:

 

– То есть, необходимо сделать выбор?

– Какая из всех этих жизней… правильная?

– Каждая из этих жизней правильная! Каждый путь – правильный. Всё на свете могло быть другим, но иметь тот же […]. Теннеси Уильямс. Вы слишком молоды, чтобы это помнить.

– Вы не можете быть здесь, если вы умерли… Вас не может не быть… Разве есть жизнь после смерти?

– Ха-ха-ха! После смерти? Почему вы так уверены, что существуете? Вас нет… И меня тоже нет. Мы живём только в воображении девятилетнего мальчика. Мы – плод воображения мальчишки, перед которым стоит невозможный выбор.

– Беги, беги!

– Немо!

– Беги! Беги, Немо!

– Немо!

– Немо!

– А-а-а!

– В шахматах это называется «цугцванг». Когда единственный полезный ход…

– …не двигаться с места.

 

Роман Оленев: Хорошо. Вот вы сами сейчас вспомнили финал, где действительно звучат очень важные слова главного героя. Вот смотрите. Вас не смущает, что в этих финальных словах режиссёр по сути как бы предлагает отказаться вообще от выбора? Помните, что говорит главный герой? Что лучший выбор – это бездействие, что каким бы путём ты ни пошёл, всё равно исход будет одинаков, и что, по сути, вообще не бывает правильного или неправильного выбора. Он говорит: все выборы правильные. А ведь здесь философия очень спорная. И зритель остаётся в финале именно вот с таким выводом. Что вы скажете, мне интересно?

 

Ян Юсим: Я повторяю, что тут преобладает чистая ирония.

 

Роман Оленев: Ирония, вы думаете?

 

Ян Юсим: Да, чистая. Я считаю, что чистая ирония. Если мы будем – я же сказал – воспринимать серьёзно все эти жизни, мы просто запутаемся. А когда вот этот старик… Я думаю, мне показалось, не только мне, что когда старик уходит, он не уходит в вечность. Он уходит в другую жизнь. Он не в вечность ушёл. И когда это старик сказал и обернулся – мы увидели, какая жизненность в нём ещё осталась. В нём нет последнего вздоха. Нету. Я не увидел этого. И для меня это очень важно. Когда часы остановились, ещё время не закончилось. Хорошая фраза: когда часы остановились, время не закончилось. Да, это можно так сказать. Поэтому я думаю, что тут этот старик играет определяющую роль, конечно, но он точку не ставит. Мне так кажется.

 

Роман Оленев: Ещё он очень важные слова, мне кажется, для понимания фильма говорит: «А вы уверены, что вы существуете?». Причём, эти слова лишены трагической окраски. И вот тут вот, мне кажется – я не знаю, может быть, я ошибаюсь, – для ясности понимания авторской позиции нужно учитывать, что в фильме есть некая буддийская направленность. Постараюсь объяснить. Смотрите. Вот эти слова, что лучший выбор – это остановка, то есть, по сути, отказ от цели, бездействие. Это созвучно с таким понятием, как нирвана. То есть, именно «остановка» буквально оно и значит. То есть, затухание всех жизненных энергий. И в фильме, в общем, предлагается это. Потом, вот это нивелирование границ. Всё-таки в фильме оно некоторым образом присутствует. Границ «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». И в буддизме как раз такое размывание этих оппозиций тоже очень ощутимо. Потом, вот эта фраза сама: «А вы уверены, что вы существуете?». Буддизм, он-то как раз ведь и стремится, и ставит под сомнение объективность окружающей реальности. И даже продвинутые буддисты – я знаю – говорят, что нет ни нас самих, ни реальности. И в общем, как тут не вспомнить вот этот финальный тезис фильма, где ставится под сомнение реальность собственной личности, собственного существования, как вам кажется?

 

Ян Юсим: Нет, ну я с вами полностью согласен. Я даже спорить не буду, тут всё верно. Но я думаю, что… Мы уже говорили о Пригожине. Он знаком. Но не главное у него в этом фильме. И буддизм тоже не главное. Это… как вам сказать… это фильм Жако Ван Дормеля с его философией, с его детским восприятием жизни. У него очень детское восприятие жизни. Недаром, я же повторяю, он был руководителем детского театра. И вы слишком далеко зашли с буддизмом. Мне кажется, ни в одном – я этого не увидел – ни в одном интервью он об этом не говорил.

 

Роман Оленев: А как вы понимаете вот такую сцену. Действительно, интересную. С одной стороны лежит ряд людей, погружённых в анабиоз, помните? Не будем говорить, что это нирвана, это анабиоз. А с другой стороны – ряд экранов, на которых мы видим, как поют индусы. И это индуистское пение, именно вот это пение становится как бы неким эмоциональным питанием для вот этих людей, погружённых в анабиоз. То есть, этим образом лучше всего поддерживается их психическая жизнь.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!