HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Подсознание

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):

 

– Твоя работа это не ты сам. Как и твои деньги в банке. И твоя машина. Как и твой бумажник. И твоя одежда. Ты лишь кучка испражнений жизни.

 

Дрожащее изображение здесь как дополнительное средство передать, что брутальный персонаж Брэда Питта – это галлюцинация главного героя фильма, обычного офисного работника, типичного представителя «офисного планктона», что называется. И агрессивный красавец здесь – воплощение подсознания самого героя, это его потаённое желание, представление о самом себе.

 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):

 

– Мы – один человек?

– Правильно.

– Я не понимаю.

– Ты хотел именно так выглядеть, так трахаться. Я умён, талантлив и свободен от всего, что сковывает тебя.

 

Кто смотрел весь фильм, конечно, помнит, что двойник в лице Брэда Питта, научивший героя быть крутым самцом, драться как зверь, на самом деле оказывается очень опасным для своего хозяина. Несмотря на то, что представляет собой в подсознании героя идеальный образ о самом себе. Именно это отделившееся от личности идеальное «я», отрицающее своего хозяина, норовит привести его к самоуничтожению.

Пока оставим фильм «Бойцовский клуб» – обязательно к нему вернёмся – а сейчас, чтобы понять, как может быть разрушительна для личности эта персонализация мечты о самом себе, мечты, вышедшей из-под управления сознания, вспомним фильм «Реквием по мечте». Здесь уже отражены особенности же́нской психики

 

Кадр из фильма «Реквием по мечте» (режиссёр Даррен Аронофски, 2000 г.)

 

Кадры из фильма «Реквием по мечте» (режиссёр Даррен Аронофски, 2000 г.):

 

– Эта чудесная женщина с искромётным чувством юмора и волшебной улыбкой. В полю́бите её. Жительница Брайтон-Бич, Бруклин. Прошу! Приветствуйте очаровательную миссис Сару Голдфалд!

– Чудо Сара! Чудо Сара! Чудо Сара! О-о-о, Сара чудо!

– Я так рада быть здесь.

– Рады вас пригласить. Какое на вас шикарное платье!

– Спасибо, Тэппи. Если можно, я передам привет своему мужу Сеймору и преуспевающему чудесному сыну Гарольду. Привет, Гарольд. Надеюсь, ты по-прежнему влюблён. Приходи к нам, приводи Мэрион.

– Не сомневайтесь. Он скоро придёт. Однако пришло время… Вы готовы?

– Готова, Тэппи.

– О-о-о!

– Не волнуйтесь! Не волнуйтесь! Скоро вы её увидите!

– Что ты здесь делаешь? Зачем ты пришла?

– Ну и квартирка!

– Что тебе нужно?

– О, Тэппи!

– Стремитесь к чуду! Я думал, не пригласишь.

– О-о-о!

– Ах!

– Смотри! Ну и мерзость!

– А что вы хотите? У вас дома лучше?

– Ха-ха-ха!

– Это старое здание. Его давно не ремонтировали. Я старая. Одинокая. Вы не понимаете! Прошу вас, дайте объяснить!

– Ха-ха-ха!

 

Итак, само появление двойника просто невозможно без той или иной формы психического заболевания героя. Ну, если это, конечно, по жанру не чистая мистика или сказка. Ну а сам двойник представляет собой не что иное, как отстранённый взгляд на самого себя. То есть, взгляд как бы с позиции другого. Причём, двойнику свойственен всегда именно высокомерный взгляд на своего хозяина. А иногда и такое вот откровенно издевательское, презрительное отношение. В общем, сам герой в депрессивном состоянии, ну а двойник улыбается себе, глумится, корчит рожи даже своему оригиналу. Как, скажем, в фильме Дэвида Линча «Внутренняя империя», где героиня тоже дошла до опустившегося состояния и встречает свою копию. Но уже не в телевизоре, а на панели.

 

Кадр из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.)

 

Кадры из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.).

 

Зеркальная копия двойника как близнеца в фильмах часто вызывает именно страх. Нет, есть, конечно, и комедии про двойников-близнецов, но в целом современная культура хранит следы ещё древнего сознания, когда полное физическое сходство внушало страх как что-то нечистое, как то, к чему даже прикасаться нельзя, как то, что связано с тёмными силами. И кто знает, может, неслучайно исламские экстремисты нанесли удар по близнецам-небоскрёбам. Почему-то именно эти зеркальные двойники стали для них символом зла.

 

Горящие близнецы-небоскрёбы

 

Горящие близнецы-небоскрёбы.

 

Вернёмся всё же к кино и к тем фильмам, где затрагивается проблема подсознания и уже как следствие – появление двойников. Пожалуй, лучший пример – это всё тот же Дэвид Линч, в картинах которого двоятся и личности, и миры, и вообще, двойничество и некая зеркальность здесь и на уровне образной системы, и даже как принцип построения сюжета и всей структуры фильма.

Скажем, картина «Потерянное шоссе» начинается с того, что герой через домофон слышит фразу...

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.):

 

– Дик Лоран мёртв.

 

А вот в конце фильма выясняется, что с другой стороны домофона стоял сам герой, который убил этого Дика Лорана и теперь говорит об этом самому себе, воспринимая себя как другого человека. В общем, в фильме о раздвоении личности совпадают начало и конец по принципу зеркальности.

А вообще, говоря об отражённой двойственности в кино, нельзя не сказать, что сам по себе кинематограф как вид искусства очень ясно несёт в себе идею отражения и двойственности. Ведь, с одной стороны, кино копирует реальность, а с другой – создаёт её альтернативу.

Да и в целом интересно, что именно с удвоением связны мифы о происхождении любого искусства. Поэзия, рифмы родились от услышанного эха, живопись – от обведённой углём тени на камне. Что касается тени человека, то она, кстати, тоже может выступать как один из вариантов образа двойника. Помните замечательную экранизацию с Олегом Далем сказки «Тень»?

 

Кадр из фильма «Тень» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1971 г.)

 

Кадры из фильма «Тень» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1971 г.).

 

Так что принцип зеркального отражения, свойственный любому искусству, особенно ощутим в фильмах, где есть двойники. Зеркальность здесь – это и раздвоение личности, и удвоение места. Ведь в таких фильмах мир всегда делится на этот и потусторонний, который может выступать и как мир сна.

Причём ведь и само сновидение тоже можно рассматривать как вариант зеркала, потому что сон это как бы граница между мирами, он создаёт дополнительную реальность. А кроме того, сон даёт возможность увидеть себя со стороны. И естественно, принцип зеркального отражения в фильмах о раздвоении личности проявлен в присутствии самого зеркала. Именно через него герой и замечает, что другая личность вытесняет его собственную.

 

Кадр из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.).

 

– Ах!

– Жанна?

 

Напомню, что та жуткая мутация, которую героиня Софи Марсо наблюдает в зеркале – лишь средство передать мучительный психический процесс замещения одной личности другой.

А вообще в фильмах, где есть тема раздвоения, герои никогда не подходят к зеркалу просто так. Они всегда мысленно задают себе вопрос: «кто я?». И через своё отражение в зеркале пытаются установить связь со своим внутренним миром.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

И, кстати, сама способность узнавать себя в зеркале – одна из тех психических способностей, отличающих человека от животного. Как тут не вспомнить гражданина Шарикова, когда с его психофизикой уже мутации закончились, и став наполовину человеком, но наполовину оставшись животным, Шариков пытается понять, кто же он такой.

 

Кадр из фильма «Собачье сердце» (режиссёр Владимир Бортко, 1988 г.)

 

Кадры из фильма «Собачье сердце» (режиссёр Владимир Бортко, 1988 г.).

 

В целом зеркало – это такой символический предмет, сопровождающий искания человека в процессе самосознания. Причём, феномен человеческой психики в том, что в собственном отражении можно открывать как сходство и родство, так и чуждость самому себе, то есть, не узнавать себя.

В этом смысле, как пример, есть уже достойный американский фильм, где герой лишился сна и мысленно, и даже вслух задаёт перед зеркалом себе вопрос: «Кто я такой?».

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!