HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть первая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

В этом смысле, конечно, не только ради забавы, мать в исполнении Маргариты Тереховой[18] вместе с героем Солоницына[19] падает на землю, прямо на траву.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

Теперь для убедительности этой связи – «мать – почва» – перейдём к европейскому фильму, как раз посвящённому Тарковскому, где в центре тоже женщина-мать в контексте природы, и внимание часто задерживается на материнских волосах.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).

 

А вот сцена, когда мать тоже оказывается на траве, но только здесь она ещё и постепенно сливается с травой. То есть волосы здесь становятся метафорой травы, а саму траву можно рассматривать как волосы матери-земли.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).

 

Так что связь матери с почвой и со всем тем, что растёт на ней, устойчива не только в русской традиции. И, соответственно, независимо от того, где и когда снят фильм, но если в нём есть поэтизация матери, то этот образ предполагает не только почву, но и широкие открытые пространства.

 

Кадр из фильма «Изгнание» (режиссёр Андрей Звягинцев, 2007 г.)

 

Кадры из фильма «Изгнание» (режиссёр Андрей Звягинцев, 2007 г.).

 

Часто таким пространством оказывается поле. Обусловлено это, конечно, тем, что материнство напрямую связано с плодородием. Это кадры из старого советского фильма «Баллада о солдате».

 

Кадр из фильма «Баллада о солдате» (режиссёр Леонид Чухрай, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Баллада о солдате» (режиссёр Леонид Чухрай, 2009 г.).

 

А вот мать среди поля в картине современного артхаусного режиссёра из Кореи. Фильм так и называется – «Мать».

 

Кадр из фильма «Мать» (режиссёр Пон Джунхо, 1959 г.)

 

Кадры из фильма «Мать» (режиссёр Пон Джунхо, 1959 г.).

 

Интересно и то, что когда мы имеем дело в кино с поэтизацией матери, то, с одной стороны, это открытое пространство, почва, но в то же время образ матери очень тесно связан с домом, причём деревянным домом. В этом также есть связь с природой. А некое же соединение этих двух противоположностей – в том, что мать часто в фильмах сидит у окна, дома, подолгу вглядываясь вдаль.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

Это видно и по тому же фильму Тарковского «Зеркало», и по гораздо более простой, но тоже удивительно сильной картине Шукшина «Калина красная», где мать уже совсем старенькая, или же в совсем, что называется, народном фильме – «Афоня»[20].

 

Кадр из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.)

 

Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.).

 

Кадр из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1978 г.)

 

Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1978 г.).

 

И окно во всех трёх случаях в той или иной степени символ. Дело в том, что мать, дающая ребёнку жизнь и выпускающая его в мир – на мистическом уровне это как бы дверь между миром трансцедентальным и миром материальным.

Ну и конечно же, мать, ожидающая сына у окна, есть образ жертвенности, абсолютной обращённости на своего ребёнка.

 

 

 



 

[18] Маргарита Борисовна Те́рехова (род. 1942) – русская актриса и режиссёр театра и кино. Народная артистка РФ. Исполнительница главной роли в кинематографическом шедевре Андрея Тарковского «Зеркало»  (прим. ред.).

 

[19] Анатолий Алексеевич Солони́цын (1934–1982) – русский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР. Сыграл эпизодическую роль Доктора в фильме Андрея Тарковского «Зеркало» (прим. ред.).

 

[20] «Афо́ня» – кинокомедия 1975 г. кинорежиссёра Георгия Данелии Лидер. В год выхода в кинотеатрах страны его посмотрели более 62 млн. зрителей, что стало рекордом года (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://perego-kolyaski.ru цена peg perego.
Поддержите «Новую Литературу»!