Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).
В этом смысле, конечно, не только ради забавы, мать в исполнении Маргариты Тереховой[18] вместе с героем Солоницына[19] падает на землю, прямо на траву.
Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).
Теперь для убедительности этой связи – «мать – почва» – перейдём к европейскому фильму, как раз посвящённому Тарковскому, где в центре тоже женщина-мать в контексте природы, и внимание часто задерживается на материнских волосах.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).
А вот сцена, когда мать тоже оказывается на траве, но только здесь она ещё и постепенно сливается с травой. То есть волосы здесь становятся метафорой травы, а саму траву можно рассматривать как волосы матери-земли.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).
Так что связь матери с почвой и со всем тем, что растёт на ней, устойчива не только в русской традиции. И, соответственно, независимо от того, где и когда снят фильм, но если в нём есть поэтизация матери, то этот образ предполагает не только почву, но и широкие открытые пространства.
Кадры из фильма «Изгнание» (режиссёр Андрей Звягинцев, 2007 г.).
Часто таким пространством оказывается поле. Обусловлено это, конечно, тем, что материнство напрямую связано с плодородием. Это кадры из старого советского фильма «Баллада о солдате».
Кадры из фильма «Баллада о солдате» (режиссёр Леонид Чухрай, 2009 г.).
А вот мать среди поля в картине современного артхаусного режиссёра из Кореи. Фильм так и называется – «Мать».
Кадры из фильма «Мать» (режиссёр Пон Джунхо, 1959 г.).
Интересно и то, что когда мы имеем дело в кино с поэтизацией матери, то, с одной стороны, это открытое пространство, почва, но в то же время образ матери очень тесно связан с домом, причём деревянным домом. В этом также есть связь с природой. А некое же соединение этих двух противоположностей – в том, что мать часто в фильмах сидит у окна, дома, подолгу вглядываясь вдаль.
Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).
Это видно и по тому же фильму Тарковского «Зеркало», и по гораздо более простой, но тоже удивительно сильной картине Шукшина «Калина красная», где мать уже совсем старенькая, или же в совсем, что называется, народном фильме – «Афоня»[20].
Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.).
Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1978 г.).
И окно во всех трёх случаях в той или иной степени символ. Дело в том, что мать, дающая ребёнку жизнь и выпускающая его в мир – на мистическом уровне это как бы дверь между миром трансцедентальным и миром материальным. Ну и конечно же, мать, ожидающая сына у окна, есть образ жертвенности, абсолютной обращённости на своего ребёнка.
[18] Маргарита Борисовна Те́рехова (род. 1942) – русская актриса и режиссёр театра и кино. Народная артистка РФ. Исполнительница главной роли в кинематографическом шедевре Андрея Тарковского «Зеркало» (прим. ред.).
[19] Анатолий Алексеевич Солони́цын (1934–1982) – русский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР. Сыграл эпизодическую роль Доктора в фильме Андрея Тарковского «Зеркало» (прим. ред.).
[20] «Афо́ня» – кинокомедия 1975 г. кинорежиссёра Георгия Данелии Лидер. В год выхода в кинотеатрах страны его посмотрели более 62 млн. зрителей, что стало рекордом года (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://perego-kolyaski.ru цена peg perego. |