HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть вторая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 55 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf                           18+

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 9.05.2015
Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6


Часть 6


 

 

 

Кадр из фильма «Моя мать» (режиссёр Кристоф Оноре, 2004 г.)

 

Кадры из фильма «Моя мать» (режиссёр Кристоф Оноре, 2004 г.):

 

– Ты будешь спать со мной?

– Если ты так хочешь.

– Ты согласен?

 

Омерзительной и жуткой закономерностью в западных фильмах становится и то, что после инцеста сын убивает мать. В этом фильме, снискавшем признание кинокритиков, так и происходит. Есть и другие фильмы, но не будем их уже и перечислять.

И закономерность тут ещё и в том, что ведь инцест, даже с биологической точки зрения – это направленность на смерть, на вырождение. А значит, мода на инцест, да ещё и с матерью, – свидетельство о разложении западной культуры при всей её стерильной цивилизованности.

Но лучшим доказательством такой самодеконструкции служит всё то же решение Евросовета по отмене таких вечных слов как «мать» и «отец» – отмене пока на уровне официальных документов.

А ведь «мать» – это то понятие, на котором держится любая культура. С материнством связана передача нравственных ценностей, а значит мать – это как бы гарантия культуры. Не говоря о том, что мать можно рассматривать как первопричину всего, как исходную форму всех явлений. Недаром ведь такое слово как «материя» созвучно со словом «мать».

И даже если взглянуть на вопрос в психологической плоскости, считается, что именно материнская основа психики и побуждает человека к творческой деятельности. И если раньше творческая активность была чуть ли не синонимом слова «европеец», то сейчас в Европе, да и в целом в современной культуре наблюдается то, что можно назвать творческой импотенцией. Либо же творчество пропитано насквозь извращённым сознанием и как раз обращённостью на смерть.

Мы в этом постоянно убеждаемся и по российским артхаусным фильмам, снимающимся, как правило, для европейских фестивалей. То есть Европа – как законодатель мод. Эту тему ярко и по-своему даже весело затронул Кончаловский, знакомый, знающий не понаслышке, каким творчеством дышит сегодняшняя Европа.

Итак, фильм «Глянец». Он нам тем более интересен, что в нём как раз показана новая модель отношений матери и дочери. Они возглавляют глянцевый журнал, и каждая как умеет следит за модными западными веяниями, то есть, до чего дошёл прогресс.

 

Кадр из фильма «Глянец» (режиссёр Андрей Кончаловский, 2007 г.)

 

Кадры из фильма «Глянец» (режиссёр Андрей Кончаловский, 2007 г.):

 

– Ты устарела безнадёжно, мамочка, дорогая, любимая, а мир изменился, он другой. Ты знаешь, что сейчас модно на выставках в Лондоне? Бидоны с кровью. Разрезанные трупы. Скульптуры из г…на уже стали выставлять.

– Мерзость.

– А это никого не волнует. Это кул. Это имеет успех. И знаешь, сколько эта мерзость, как ты говоришь, стоит?

– Наверно, дорого.

– Да ты просто не врубаешься. И ты не хочешь, чтобы твой журнал читали умные люди.

 – Да это ты не врубаешься. Умные люди глянец не читают, они его издают.

– Всё. Ты меня учила не бояться быть сукой. Так вот, я пишу заявление об уходе.

– Валяй. Давай-давай. Иди отсюда. Вали, сказала. Иди отсюда. Иди-иди-иди, бога ради, иди, иди, вали, только запомни: это мой журнал! Он имеет моё лицо. И я здесь решаю, что кул, а что нет.

– Мамочка, я не знаю, как твоё лицо, а лицо твоего журнала явно скисло. Ха-ха-ха!

– Что? Ну-ка вернись. Вернись, говорю!

 

Прогресс, как видим, и в том, что мать как хозяйка глянцевого журнала учит дочь «быть сукой», а та её даже переплюнула в развитии. Вообще, как известно, глянцевые журналы если и не учат «быть сукой», но, насаждая культ эгоизма, как бы и не знают о таком природном желании женщины быть матерью. Что уж говорить об образе женщины в глянцевых журналах для мужчин!

В Америке одно из таких изданий назвали «Самка», и замечательно, что не так давно в подобного рода журналах появилась мода на фотографии беременных кинозвёзд. Саму моду запустила Деми Мур, с её беременного живота всё началось.

 

Изображение обложки глянцевого журнала с беременной Деми Мур

 

Изображение обложки глянцевого журнала с беременной Деми Мур.

 

Если же учесть, что сама Деми Мур это своего рода символ всего феминистского движения, то все эти беременные животы и есть как бы выпячивание феминизма. Любопытны и рекомендации: в подобных фотосессиях, мол, не приветствуются откровенно сексуальные позы. Значит, тем не менее, и не скрывается, что тело матери так или иначе становится сексуальным объектом. А значит, если разобраться, то печатание таких фотографий в журналах типа «Плейбой» это такая смягчённая вариация всё на ту же тему «инцест с матерью».

Да и вообще, то, что такой глубоко интимный, тайный процесс, как вынашивание ребёнка, становится поводом для фотосессий, – такое выпуклое указание на то, что в современной культуре все таинства теряют свою сакральность, то есть за ними не чувствуется серьёзного содержания. Образно выражаясь, такая «Беременная Пустота».

Есть тут и ещё один важный момент. Ведь мода на голый выпуклый живот происходит на фоне, как мы выяснили, именно что выпячивания, иначе не назовёшь, ужасных сторон материнства, того, что психоанализ называет архетипом ведьмы. Соответственно, и сама материнская утроба в современной культуре часто осмысляется в своём негативном, ужасном аспекте.

Юнг, изучавший двойственную природу материнства, отмечал, что утроба матери связывается в коллективном бессознательном с уютом, защищённостью и покоем, но в то же время может вызывать и негативные ассоциации. Юнг пишет, что, являясь величайшей тайной, утроба матери – это ещё и нечто тёмное, совершено чуждое и ужасное.

И вот о том, как это самая материнская утроба может пробуждать в сознании ужас, неплохо было б спросить авторов фильма «Чужие».

 

Кадр из фильма «Чужой 4. Воскрешение» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Чужой 4. Воскрешение» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 1997 г.):

 

– А-а-а!

– Господи…

– А-а-а!

 

Да, материнство это страшная сила. А теперь, что касается того, как мать и материнскую утробу связывая с чем-то чудовищным, осмысляется сегодня на гораздо боле глобальном уровне. Глобальность здесь в том, что утроба матери в коллективном бессознательном всегда связывалась с материнским лоном земли. Или, иными словами, утробой матери-земли, которая, порождая все формы жизни, затем их поглощает в себя.

Тот же Юнг пишет, что материнское лоно земли ассоциируется, в том числе, со страшной затягивающей бездной, даже с могилой, с этакой голодной матерью-землёй, пожирающей своих детей. И тут, конечно, фильм «Матрица» будет лучшей иллюстрацией к сказанному.

 

Кадр из фильма «Матрица» (режиссёры Режиссёры Лана и Эндрю Вачовски, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Матрица» (режиссёры Режиссёры Лана и Эндрю Вачовски, 1999 г.).

 

Итак, авторы фильма предоставили нам возможность совершить целую экскурсию как бы в утробу Земли, которая оказывается страшным тёмным миром, похожим на ад, некоей пропастью в мире мёртвых. И ведь всё человечество находится как раз в утробном состоянии. Все люди, как младенцы, окружены околоплодной липкой жидкостью. Главное, что всё человечество становится неким топливом, поставщиком питательной смеси. Авторы фильма даже присосочки специальные придумали.

В общем, вместо того чтобы питать своих детей, некая ужасная мать в буквальном смысле высасывает и них все соки, жиреет за счёт своих детей. И ведь всё это на глобальном уровне повторяет тот же принцип, который мы наблюдали в случае с ведьмой, представляющей собой, согласно психоанализу, архетип ужасной матери, как бы вывернутые наизнанку качества идеальной матери. Вместо заботы – порабощение, удерживание в безличностном состоянии, вместо вскармливания – пожирание.

Кроме того, на примере тех же ведьм и в целом ужасных матерей мы увидели, как актуальна сегодня стала такая страшная тема, когда сами дети пытаются избавиться от матери. То, как часто в западных фильмах сын убивает мать или, по крайней мере, пытается её убить. И в фильме «Матрица» звучит та же тема борьбы сына с ужасной матерью. Но – только в суперглобальной обработке. Ведь там абсолютная порабощённость на уровне эмбриональной вмещённости в утробу – это, собственно, и есть то, с чем нужно бороться. Весь фильм – это такая героическая борьба сына с матерью, удерживающей его в анабиозе.

 

Кадр из фильма «Матрица» (режиссёры Режиссёры Лана и Эндрю Вачовски, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Матрица» (режиссёры Режиссёры Лана и Эндрю Вачовски, 1999 г.).

 

 

Началось всё с отрывания присосочек, ну а затем Нео вовсю воюет с ней, научившись летать. В общем, сам мотив борьбы мужского героя с ужасной матерью довольно распространён. Его можно увидеть в самых различных примерах. Скажем, в мифе о Горгоне. С которой, кстати, тоже, научившись летать, воюет другой молодой человек по имени Персей. И сама Горгона, как представляется психоанализу, это классический вариант архетипа ужасной матери, в целом теневой стороны материнства.

И в этом что-то есть. Ведь если светлая сторона материнства связана с солнцем, с жизнью, то голова Горгоны, где вместо волос змеи, это как бы ночное солнце, о которого всё каменеет. Вообще, цель у Горгоны – это опять же удержать своего мальчика в безличностном состоянии. В полном покое.

 

Кадр из мультфильма «Персей» (режиссёр Александра Снежко-Блоцкая, 1973 г.)

 

Кадры из мультфильма «Персей» (режиссёр Александра Снежко-Блоцкая, 1973 г.):

 

– Ты слишком волнуешься, мой милый. Посмотри на меня! Лучшее из всех состояний – полный покой. Посмотри на меня!

 

Ну и в развитие того, как при помощи именно мультипликационных образов раскрывается образ ужасной матери, у которой забота о ребёнке может обернуться желанием его парализовать, то есть, другими словами, лишить всякой инициативы, возьмём фильм «Стена». Вернее, мультипликационные психоделические кадры из него.

И если у Горгоны вместо волос – шевелящиеся змеи, то здесь чудовищная мать с огненными волосами – это, собственно, и есть змея. А змея наряду с ведьмой, как считают психоаналитики, также связана с архетипом ужасной матери, отравляющей и пожирающей своих детей.

 

Кадр из фильма «Стена» (режиссёр Алан Паркер, 1982 г.)

 

Кадры из фильма «Стена» (режиссёр Алан Паркер, 1982 г.).

 

Но справедливости ради скажем, что есть видь и светлая сторона такого, что ли, возвращения. Как нас учит тот же психоанализ, в человеке живёт подсознательное стремление вернуться в материнское лоно. Такой психоаналитик, как [Ранг] считает, что самый сильный шок, который переживает человек в жизни, связан с выходом из материнской утробы. А все дальнейшие стрессы строятся по образу и подобию этого первого душераздирающего крика.

Следствием же такого стремления вернуться назад является, например, то, что дети любят строить халабуды. Сидят в них, согнувшись в три погибели, но при этом испытывают особое наслаждение.

Что же касается кино, то об этом самом подсознательном стремлении вернуться в материнскую утробу – фильм «Полёты во сне и наяву»[19]. Фильм вообще интересен тем, что хотя мать в кадре так и не появляется, её образ исключительно важен.

Начинается всё с того, что герой Янковского переживает душевный кризис и говорит, что хочет навестить свою мать. Потом эти слова звучат постоянным мотивом, причём параллельно нарастает ещё и мотив детства. Герой весело шалит, дурачится. Кульминация же такого детского поведения, когда герой на качелях-тарзанке прыгает в холодную воду. И вот тут начинается самое интересное.

Вот насквозь мокрый герой бежит как дитя, издавая бессмысленные крики. И за этим детским криком не просто душевный крик, а по сути, звучит фраза «Мама, роди меня обратно». И в целом перед нами именно как бы процесс рождения, но – в обратном направлении. Как бы превратившись в ребёнка, герой весь мокрый, то есть, как только что родившийся младенец, но главное – это то, что происходит дальше. Вот посмотрите. Что называется, без комментариев.

 

Кадр из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.)

 

Кадры из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.).

 

На этом фильм и заканчивается. То есть, по всей видимости, герой погибает, но авторы не говорят об этом прямо. А значит, и здесь не только рождение, но и смерть связывается с материнской утробой. И здесь мать как начало, и мать как конец всего.

В этом смысле показательно, что и первое слово, которое человек произносит, появившись на свет, это слово «мама», оно же порой и последнее – слово, вырывающееся на пороге смерти.

Или вот, как мы выяснили, ещё один парадокс: так называемый архетип матери в коллективном бессознательном связан как с уютной утробой, так и с холодной могилой, с землёй. Именно поэтому в сознании художников мать ассоциируется с полем, то есть, с тем, что даёт жизнь, плодоносит, рождает, но в то же время и поглощает, забирает вновь в себя и растворяет в себе.

Эту связь архетипа матери с материнским лоном земли мы могли почувствовать ещё в прошлой программе, по фильму, посвящённому Тарковскому, где мать, ложась на траву, постепенно растворяется в ней. И конечно, по картине самого Тарковского – «Зеркало». И Тарковский из всех режиссёров, пожалуй, лучше всего и почувствовал глубинную, двойственную природу материнства. Ведь в «Зеркале» и сама природа как таковая выступает отдельной героиней, как мать-земля.

И действительно, как бы зеркально, то есть с зеркальным эффектом показаны все стороны и грани материнства: молодость и старость, светлая, возвышенная сторона, но, в то же время, как у любого человека, независимо от пола, это и тёмная, инстинктивная, даже зловещая сторона души. В фильме, например, говорится об идущем из глубины материнского сердца недоброжелательном отношении к чужим детям.

Но, показывая мать во всей её противоречивости, Тарковский поэтизирует само материнство как высшее воплощение женского начала. Недаром же играет в фильме красавица-Терехова. И главное, что Тарковский как бы без слов говорит о мистике материнства. Ведь именно через женщину и происходит величайшая тайна, тайна зарождения души.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

– Тебе кого больше хочется – мальчика или девочку?

 

 

 

16 апреля 2011

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[19] «Полёты во сне и наяву» – художественный фильм 1982 г. режиссёра Романа Балаяна (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!