HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Великая Отечественная война

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 40 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.05.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Кадр из фильма «Поп» (режиссёр Владимир Хотиненко, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Поп» (режиссёр Владимир Хотиненко, 2010 г.).

 

– Отец!

– А?

– Отец. Благослови, а? Или там… что-нибудь! Святой водой.

– Сейчас. Сейчас. Сейчас!

– Морозов! Морозов, бл…! Под трибунал пойдёшь!

– Трибунал… Трибунал. А-ай!

– Отец Александр, епитрахиль надень!

– Господи, благослови воинство русское и мальчиков этих. Сам ведаешь их имена, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

Готовность советских людей в годы войны идти, по сути, на верную смерть объяснять лишь исключительной религиозностью, наверно, было бы неправильно. Но, как и неправильно, когда в фильмах о войне совсем не говорится о религиозных истоках проявлений героизма.

И при всех достоинствах нового фильма «Брестская крепость» нам не совсем понятна мотивация беспримерного героизма защитников крепости. Кто-то скажет, что, может быть, всё дело вообще в генетической предрасположенности некоторых народов на подвиг. Тем более что, как недавно выяснилось, чуть ли не треть защитников составляли чеченцы, которым героизма явно не занимать. Но ведь беспримерное мужество проявляли и казахи, узбеки, грузины.

И феномен такого многонационального подвига советских людей, конечно, железно связан с личностью Сталина, который создал новый тип общества, где героизм являлся нормой, всячески культивировался, тиражировался, тем более во время войны. Это видно и по американскому фильму «Враг у ворот»[5], посвящённому как раз героическому сражению в Сталинграде. Воспитывая в обществе героическое сознание, пожалуй, главная заслуга Сталина в том, что он как бы сплавил все народы Советского Союза в единую нацию.

В фильме «Взятие Берлина»[6] видно, как советские солдаты у стен Рейхстага по очереди выкрикивают, кто из какой советской республики.

 

Кадр из фильма «Падение Берлина» (режиссёр Михаил Чиаурели, 1949 г.)

 

Кадры из фильма «Падение Берлина» (режиссёр Михаил Чиаурели, 1949 г.):

 

– Я из Киева!

– Я из Ленинграда!

– Я с Урала!

– Я из Еревана! Победа!

 

И хотя всё это выглядит постановочно, в выкрике – каждый из солдат начинает свой выкрик со слова «я» – главное слово здесь не «я», а «мы». И, конечно, такое общество, превращённое в стальное единство, где подвиг военный схлестнулся с беспримерным трудовым подвигом, должно было выиграть войну.

Об этом же фильм, где нет и намёка на агитацию, фильм Алексея Германа, в котором главную роль сыграл Юрий Никулин, актёр, сам прошедший войну.

 

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» (режиссёр Алексей Герман, 1976 г.)

 

Кадры из фильма «Двадцать дней без войны» (режиссёр Алексей Герман, 1976 г.).

 

– Товарищи! О чём думают люди там, в Сталинграде? О вас. За кого они там стараются? За вас. О чём думаете? Для кого стараетесь здесь вы, в Ташкенте? Для них. Я видел вашу продукцию в Сталинграде. Она не только фашистов убивает. Она… вот эти мальчики, которые здесь план перевыполнили – они там кому-то из своих жизнь спасли! Может быть, даже своим отцам. День и ночь ваша продукция молотит немцев под Сталинградом. Молотит. Молотит! Молотит и домолотит!! Будьте уверены! Спасибо вам, товарищи, за вашу продукцию, спасибо! Смерть немецким оккупантам! Победа будет за нами! Они думали – будет за ними. А будет – за нами.

 

Что касается победы советской армии в самом Сталинграде, то она, как известно, была исключительно знаковой – город с именем вождя страны. И символично, что как раз со Сталинграда-то и начался отсчёт Победы.

А ещё стоит вдуматься, какую фамилию себе выбрал отец всех народов. Ведь если на устах народа стальное имя – значит, и сознание в народе стальное. И тут даже физическая ущербность не помеха. Отсюда и появление железной риторики, и книг наподобие «Как закалялась сталь». Островский же, как знаем,  писал её, будучи прикован к постели, но воля у него была именно железная. И проявление мужественности вопреки самой природе обеспечивалось партийным, сталинским духом.

Но, может быть, самый поразительный в этом смысле пример – судьба лётчика Алексея Мересьева, потерявшего ноги. В фильме «Повесть о настоящем человеке» видно, как Мересьев учится ходить, вернее, бегать на железных протезах. Прямо как робот. Вообще, и книгу, и снятый по ней фильм, правильнее было бы, наверно, назвать «Повесть о настоящем све́рхчеловеке», ведь сталинская идеология как бы отливала людей новой формации, способных преодолеть абсолютно всё.

 

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке» (режиссёр Александр Столпер, 1948 г.)

 

Кадры из фильма «Повесть о настоящем человеке» (режиссёр Александр Столпер, 1948 г.).

 

– Что же, думаете пойти в авиацию?

– Не думаю, товарищ полковник – пойду.

– Без ног?

– Именно без ног и буду летать.

– Да вы с ума сошли!

– А почему он мог летать, а я не могу?

– Да ведь он летал без ступни, а не без ног.

– Ну да, но ведь я же сове́тский человек.

– Ему понадобились годы тренировки, вы понимаете ли, годы!

– Но ведь я же сове́тский человек.

– Но как же это можно летать без ног?

– А разве это не ноги? Разве это не тренировка? Разве это не ноги?

 

Общество, где в людях воспитывалась такая железная воля – это не шутки, и эта метафорика несгибаемого, я бы сказал, железного человека, способного преодолеть абсолютно всё, видна и в новом фильме Алексея Учителя «Край», где сурового вида контуженый герой Владимира Машкова – это железное дитя сталинского воспитания, человек, обладающий психологией победителя.

Он не просто обладает железной волей, но для него вся жизнь – это сплошное сопротивление материалу. Выиграв войну, победив врага, он теперь в мирное время, что называется, оседлал старый паровоз, преодолевая пространство. В общем, человек как воплощение рекордов.

 

Кадр из фильма «Край» (режиссёр Алексей Учитель, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Край» (режиссёр Алексей Учитель, 2010 г.):

 

– Видал?

– Семьдесят пять. Ровно.

– А ты говорил, пятьдесят не сделает. Рекорд!

 

Здесь чувствуется и тяжёлая рука сталинского воспитания. И вспоминается фраза «Гвозди бы делать из этих людей». И чтобы понять психологию победителя в войне, воплощённую в герое Владимира Машкова, нужно учитывать, что ещё в мирные тридцатые вся общественная жизнь была превращена в арену борьбы, на фронтах которой происходили именно битвы и достигались блестящие победы-рекорды. То есть вхождение советского человека в состояние победителя, героя-победителя, произошло ещё в тридцатые.

Остановимся на фильме «Два бойца». Где один из героев, Саша с Уралмаша, в мирное время ставил рекорды, отливая сталь – у него, кстати, очень металлическая фамилия, Свинцов, – а в годы войны он перевыполняет план тем, что врукопашную может уложить семерых немцев. То есть перед нами русский богатырь сталинской отливки.

 

Кадр из фильма «Два бойца» (режиссёр Леонид Луков, 1943 г.)

 

Кадры из фильма «Два бойца» (режиссёр Леонид Луков, 1943 г.):

 

– Он сказал мне: «Молодец, товарищ Свинцов». Хорошо дрались. Грамотно дрались.

– А шо ты такое уже сделал?

– А я поклал немного немцев в рукопашной.

– Скока?

– А я семь штук поклал.

– Не, кроме шуток, семь штук?

– А чего? Точно.

– Вот это да. Вот это Саша с «Уральмаша».

– Не шуми, ребята.

– Вот это ты поддержал марку пулемётного расчёта.

– Давай спи, а то вставать.

 

Фильм «Два бойца» снят как раз в годы войны и по духу пропагандистский. Сами немцы показаны в нём так, что и не удивляет, как легко и грамотно с ними расправляется Саша с «Уральмаша». В атаку они идут трусливо, а с поля боя убегают даже как-то аж вприпрыжку.

Хотя на самом деле и в нацистской Германии культивировался сверхчеловек и герои также окружались железной символикой. Корни такого культа в фашистской Германии в учении Ницше о сверхчеловеке. Так что героизм у немцев был тоже ещё тот. Говорят, что советские солдаты поначалу были шокированы бесстрашным, даже надменным поведением немцев в бою, в частности, их привычкой идти в атаку с закатанными рукавами, словно они идут на работу.

И надо сказать, сталинская идеология всё делала, чтобы вызвать к врагу презрение. Истоки формирования таких чувств опять-таки лежат в тридцатых, где враг – это ещё и вредитель. Слово «вредитель» взято же из сельскохозяйственной лексики, а значит враг – это как бы вредное насекомое, которое нужно давить.

И вообще, понятия «враг» и «герой» – это понятия взаимно обусловленные. И пропорциональное нарастание размеров героики и образа врага отлично видно по советским газетам тридцатых годов. Там все события чётко делятся на две категории: «победы героев» и «злобные происки врагов». И по большому счёту, в сталинском обществе, в сталинской идеологии человек вообще мог быть либо врагом, либо героем.

Отсюда и попавшие в плен считались не просто вредителями, а как бы безнадёжно осквернёнными. Их, как каких-то прокажённых, отсылали куда-нибудь подальше. И это, конечно, трудно простить сталинскому режиму.

 

Кадр из фильма «Край» (режиссёр Алексей Учитель, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Край» (режиссёр Алексей Учитель, 2010 г.):

 

– Вредители! Вас не карают. Товарищ Сталин жалеет вас, прячет от справедливого народного гнева, чтоб народ вас, гадов, на куски не разорвал. А гнев этот ни границ, ни срока давности не имеет. Он добрый, товарищ Сталин. У него сердце за всех болит. Даже за вас, врагов народа!

 

Что же касается отношения к самим немцам во время войны, то всё делалось, чтобы в глазах советского народа они были нелюди. То есть если пропаганда Геббельса учила немцев, что советские люди это недочеловеки – сталинская, советская пропаганда учила, что немцы хуже животных.

Есть интересная сцена из официального по духу фильма «Освобождение» – сцена освобождения немецкого зоопарка. Так вот, немцев, естественно, никто не жалеет, а раненую обезьянку можно и спасти. Она ближе к человеческому роду, чем фашисты.

 

 

 



 

[5] «Враг у ворот» (англ. Enemy at the Gates) – художественный фильм производства США, Германии, Великобритании, Ирландии 2001 г. режиссёра Жан-Жака Анно (прим. ред.).

 

[6] «Падение Берлина» – художественный фильм 1949 г. режиссёра Михаила Чиаурели (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!