HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 г.

Роман Оленев

Великая Отечественная война

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 40 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.05.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4


Часть 4


 

 

 

Кадр из фильма «Поп» (режиссёр Владимир Хотиненко, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Поп» (режиссёр Владимир Хотиненко, 2010 г.).

 

– Христиане! И вы, немцы, и вы, русские! Все мы дети матери-церкви, так проявите же, немцы, милосердие! Не мучьте, не казните сих юных, полных жизни ребят и эту девушку. Ведь Христос незримо присутствует здесь! И он душой с теми, кого казнят, а не кто казнит! Господин Фрайгаузен, помогите!

– Ступайте домой, отец Александр.

– Господь Бог наш, Иисус Христос! Если хотите, чтобы…

– Не трогайте его! Он под защитой рейхсминистра!

 

Божественная природа героев на войне, их особый, скажем так, контакт с небом всегда находил метафорическое выражение как в кино, так и, тем более, в поэзии, в том числе, поэзии советской. Один из сильнейших образцов – это творчество опять же Владимира Высоцкого, особенно если говорить о его песнях про лётчиков. Там герой не то чтобы пытается стать Богом, но, во всяком случае, – поступать как Бог.

 В одной из таких песен, после того как лётчик заглянул в глаза смерти, он может дерзнуть на равных говорить с самим Богом.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом

В какой-нибудь ангельский полк!»

И я попрошу Бога, Духа и Сына, –

Чтоб выполнил волю мою:

Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

Как в этом последнем бою!

Как в этом последнем бою!

 

Подвиг лётчика-истребителя всегда вдохновлял как поэтов, так и кинематографистов. Ведь здесь особенно чувствуется, что герой, жертвующий своей жизнью – это как бы посредник между небом и землёй. А кроме того, подвиг лётчика обладает особой красотой. И в целом категория «подвиг» и красота тесно связаны. Это может показаться странным. Ведь героизм на войне сопряжён с ужасами, болью. Но в своём глубинном смысле героический поступок всегда духовно красив. В случае же с подвигом лётчика эстетика героического поступка понятна на всех уровнях.

И недаром в фильме Леонида Быкова лётчика-аса называют «маэстро». Вдохновенно дирижируя оркестром, он с не меньшим вдохновением и творческим подходом сбивает в небе фашистов.

 

Кадр из фильма «В бой идут одни старики» (режиссёр Леонид Быков, 1973 г.)

 

Кадры из фильма «В бой идут одни старики» (режиссёр Леонид Быков, 1973 г.).

 

Ведь и само понятие «лётчик-ас» это как бы эквивалент понятия «гений». И в целом, если вдуматься, модель героического поступка в чём-то повторяет модель гениальности. И дело даже не в том, что герой, как и гений, демонстрирует безграничную мощь сил и способностей и, как следствие, их обоих ждёт бессмертие и слава. А героизм ведь, как и гениальность, это выход за рамки человеческой логики. А потому в глазах обывателя подвиг героя, как и гениальность, зачастую выглядит безумием.

Пожалуй, самый главный гений, Эйнштейн, говорил, что наша первая задача – это освобождение самих себя из застенков собственного кругозора. Так и герой, пусть это даже полуграмотный крестьянин, расширяет пределы человеческих возможностей, как бы преодолевает земное тяготение и, как следствие, возвышается над обычными людьми.

Отдельно стоит сказать ещё об одном особом военном подвиге, где героизм, если не напрямую соединяется с гениальностью как таковой, но связан с выдающимися умственными способностями. Я имею в виду подвиг разведчика. Есть ведь даже фильм с таким названием[7]. Показателен фильм «Вариант омега» с Олегом Далем[8]. Но классический вариант – конечно же, Штирлиц.

В своём поведении он напоминает действительно какого-нибудь гениального учёного-физика. Постоянно анализирует, размышляет, нам периодически предлагается информация к размышлению. И героизм Штирлица в том, что он постоянно напряжённо думает, находясь в предельном напряжении ещё и нравственных сил. Ведь, помимо того, что ему самому угрожает смерть, он ещё и напряжённо думает о спасении других.

 

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Татьяна Лиознова, 1973 г.)

 

Кадры из фильма «Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Татьяна Лиознова, 1973 г.):

 

– Это значило бы, что, спасая жизнь Кэт, он заранее шёл на провал операции. Той, которая могла так или иначе повлиять на будущее Европы. Он понимал, что после похищения Кэт из госпиталя всё гестапо будет поднято на ноги. И если побег удастся, непременно след поведёт к нему. Значит, ему тоже пришлось бы уйти на нелегальное положение. Это было равнозначно провалу.

– Слушай внимательно. Они станут давать тебе информацию для наших. Торгуйся. Требуй гарантий. Требуй, чтоб ребёнок был с тобой. Сломайся на ребёнке. Они могут нас записать, поэтому сыграй всё точно у меня на допросе. Шифра ты не знаешь. Наши радиограммы не расшифрованы. Шифровальщиком был Эрвин, ты – только радист. Остальное я возьму на себя.

 

Герой Штирлица – это в каком-то смысле исключение, ведь он сумел стать именно народным, притом, что суперинтеллектуал. А как мы уже отмечали, народный герой с особо развитым интеллектом – это большая редкость. Вспомним того же Данилу Багрова.

Но продолжая тему, где интеллект как раз помогает в совершении военного подвига, просто нельзя пройти мимо фильма «В августе сорок четвёртого», где герой-разведчик Евгения Миронова очень ясно и гармонично сочетает в себе работу ума и работу сердца. Из сердца идёт готовность отдать жизнь за приближение Победы. Помните, в ключевой сцене он внутри себя уже попрощался с жизнью? В этой же сцене ему приходится предельно мобилизовать все умственные силы. Не обходится и без особого вдохновения, необходимого для подвига. В целом, из фильма как нельзя лучше видно, что герой подобен гению.

 

Кадр из фильма «В августе 44-го» (режиссёр Михаил Пташук, 2000 г.)

 

Кадры из фильма «В августе 44-го…» (режиссёр Михаил Пташук, 2000 г.):

 

– Паша, ты гений. Ты прокачал Мищенко! Ты их раскрыл! Паша, ты даже не соображаешь, какой ты гений! Мы их взяли, Паша, бабушка приехала, слышишь? Ба-бу-шка при-е-ха-ла! Ба-бу-шка при-е-ха-ла!

– Маятник качнётся –

Сердце замирает.

Что кому зачтётся –

Кто ж об этом знает?

 

Фильм «В августе сорок четвёртого» явно возвышается над всем, что было снято о Великой Отечественной войне за последние годы. И по единодушному мнению как кинокритиков, так и обычных зрителей, это лучший фильм о войне, снятый в новой России. Хотя, как мы знаем, военных картин сейчас снимается, пожалуй, больше, чем в советское время.

Но всё указывает на то, что создать фильм, где бы показан был подвиг не формально, а с вдохновением, очень сложно. И ведь, как мы выяснили, героизм это и есть особая форма духовного подъёма, вдохновения. И в лучших фильмах о войне героизм идёт бок о бок с вдохновением. Как в фильме «В бой идут одни старики».

И в целом можно заметить, что всплеск героизма всегда влечёт за собой всплеск небывалой творческой активности в культуре, и уже как высшее воплощение – всплеск гениальности. Это хорошо ощутимо опять-таки по творчеству Высоцкого, для которого главной темой на протяжении всей жизни был поиск героического начала.

Пожалуй, феномен таланта Высоцкого в каком-то смысле и следует объяснять его вниманием к феномену подвига, героизма и, уже как следствие, напрямую связанного с ним чувства дружбы и братства.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– И когда рядом рухнет израненный друг

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его, не тебя.

Ты поймёшь, что узнал, отличил, отыскал,

По оскалу забрал – это смерти оскал,

Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,

И всегда позади вороньё и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа, наблюдал свысока,

А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чём.

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём,

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

 

В своём творчестве Владимир Семёнович Высоцкий, впрочем, как и многие другие творческие люди, вдохновляясь подвигом своих отцов, стремился как бы довоевать за них. Причём, как известно, эти пронзительные песни Высоцкий писал уже в то время, когда ценностные ориентиры в советском обществе сместились – с высоких идеологем на чисто бытовые ценности, типа кока-кола, джинсы.

Но началось всё, как известно, ещё с оттепели, когда акцент был сделан на быт. Казалось бы, что плохого? Но именно в то же самое время, когда жизнь налаживалась, многие художники-шестидесятники в своём творчестве выразили, что наступающая обыденность их не вдохновляет, и вдохновения искали очень часто в героизме своих отцов.

Показателен фильм «Мне двадцать лет», где герой, прямо как Гамлет, переживает экзистенциальный кризис, и ему действительно, как Гамлету, является ночью призрак погибшего на войне отца. Вообще, фильм демонстрирует, что отсутствие миллионов отцов, совершивших подвиг на войне, становилось неким сакральным отсутствием. И поколение шестидесятников чувствовало стыд перед своими отцами и, как следствие, стремилось довоевать за них.

 

Кадр из фильма «Мне двадцать лет» (режиссёр Марлен Хуциев, 1964 г.)

 

Кадры из фильма «Мне двадцать лет» (более известен под названием «Застава Ильича», режиссёр Марлен Хуциев, 1964 г.).

 

– Я хотел бы тогда идти рядом.

– Не надо.

– А что надо?

– Жить.

– Да. А как? Как?

 

Фильм «Мне двадцать лет», где чувствуется, что без подвига жизнь утрачивает свой высокий смысл, и в то же время, кто смотрел фильм, знает, что акцент сделан именно на бытовую жизнь, на разных простых житейских радостях, так вот, фильм снят в шестидесятые. И шестидесятые – это вообще интересное время, как такая промежуточная фаза между обществом преодоления, где культивируется героизм и подвиг, и обществом потребления. Классический вариант такого общества, в котором мы с вами и живём: где вопросами «как жить» не принято задаваться, нужно жить себе в удовольствие.

Причём любопытно, что общество потребления – это как бы перевёрнутое отражение общества преодоления. Если, например, в сталинское время всё, что можно преодолеть, преодолевалось – это и внешний враг, и возможности собственного тела, пространство, а единственная достойная цель жизни – это отдача себя другим, то в обществе потребления всё потребляется, даже пространство.

Сегодняшняя одержимость туризмом есть такая особая форма страстного насыщения экзотическими пространствами. А единственная достойная цель жизни – уже не отдача себя другим, а как раз сохранение себя всеми возможными средствами. Отсюда же – чувство братства сменилось чувством разобщённости. Или, например, если обществу преодоления свойственен всплеск творчества и гениальных открытий, то общество потребления действительно лишь переваривает то, что было создано раньше.

Обращает на себя внимание и то, что как общество преодоления в каком-то смысле давит на человека (если ты не герой, ты ущербен), так и в обществе потребления: если ты не можешь похвастаться успешным насыщением, тебе должно быть очень стыдно. Другими словами, всё, что мешает насыщению – плохо, всё, что помогает – хорошо.

А соответственно, слово «герой» не то что обесценивается – сегодня даже снижается значимость человеческого поступка как такового. А ведь понятие «герой» – это самый древний тип культуры. Роль героя в истории человечества настолько велика, что даже в мифах многих народов есть предупреждение, что конец света, о котором сейчас модно говорить, наступит, когда героев не станет.

А если же учесть, что героизм есть высшая форма любви – нет большей любви, чем отдать жизнь за других – всё это согласуется и с евангельским предупреждением о закате человечества, связанном с оскудением в людях любви.

Как раз сейчас фильмов о конце света хватает, а героев явно не хватает. А если они и есть, то часто какие-то странноватые. Взять фильм-событие «Аватар». Это ж явная мутация и понятия «герой», и «подвиг». И дело даже не в том, что он добровольно принимает инопланетный облик, а в том, что так называемый «герой» совершает подвиги после того, как переспал с инопланетной хвостатой принцессой, и эти подвиги направлены против собственной же Родины, вообще человеческого рода. Раз человечество плохое и обречено на гибель, что же его не предать?

Таким образом, понятие «героизм» есть ключ к пониманию ситуации в обществе в целом. И, следовательно, мутация понятия «герой» и появление псевдогероя связаны с изменением всех базовых категорий культуры. В частности, понятия о мужественности. Сегодня «мужественность» и «героизм» звучит чаще в контексте «как вдохновить мужчину на подвиг».

И естественно, что такое общество не то что вряд ли бы войну выиграло – сегодня снять искренний фильм о самопожертвенном подвиге солдата очень сложно. Поэтому в наше мирное время перед обществом потребления стоит задача, может, ещё более сложная, чем перед нашими дедами и прадедами: там враг был внешний, а тут он внутри нас. И как ту́т сломить наступление этой дегероизации, деморализации и прочей дегенерации, как ту́т одержать победу, никто же не знает.

Но если победим – то и фильмы о Великой Отечественной войне достойные появятся, и бессмертный подвиг не будет превращаться в пустой звук. И День Победы не будет удаляться от нас всё дальше и дальше.

 

Кадр из фильма «Сибириада» (режиссёр Андрей Кончаловский, 1978 г.)

 

Кадры из фильма «Сибириада» (режиссёр Андрей Кончаловский, 1978 г.).

 

           

 

10 мая 2011

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[7] «Подвиг разведчика» – художественный фильм 1947 г. режиссёра Бориса Барнета (прим. ред.).

 

[8] «Вариант „Омега“» – художественный фильм 1975 г. режиссёра Антониса-Яниса Воязоса (греч. Αντώνης Βογιάζος, 1930–1992) (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.10: Иван Самохин. Вызов (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!