HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Панфилов

Не прощаясь

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется три часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 24.11.2014
Оглавление

5. Глава 4
6. Глава 5
7. Глава 6

Глава 5


 

 

 

После ночи, проведённой в кресле, ломило и тянуло спину. Это не добавляло плюсов к уже устоявшемуся мрачному настроению. При каждом повороте или наклоне корпуса в спине что-то хрустело и щёлкало. Аркадий мечтал о массаже, о нормальном профессиональном лечебном массаже, а не его карикатурном подобии, продаваемом в сауне с девушками в нагрузку. Если бы только были знакомые мануальные терапевты, Герасимов без раздумий и невзирая на расходы отправился на такую желанную сейчас процедуру. А так, при мысли о том, что надо куда-то ехать, договариваться, записываться, стоять в очереди – оставалось только тяжело вздыхать. В распоряжении мужчины было, однако, одно проверенное средство, которое было доступно в любой момент. Аркадий переоделся в спецовку, переложил в карман робы сигареты, зажигалку и маркер и пошел собирать подчинённых.

– А ну, лентяи, за работу! Пошли заявку на городской магазин собирать. Анатольевна – остаётесь за главного. Ксюша, бери свои бумажки, гроссбухи и магнитофон. Начальник вам сейчас на складе дискотеку устроит.

Дискотеку он и действительно устроил. Не сразу, а постепенно, «с раскачкой». Сначала было очень непросто и болезненно. Но чуть погодя организм смирился с нагрузкой, и стало полегче. Веселее побежала по венам кровь, мышцы разогрелись и наполнились упругой силой. Тело послушно отзывалось на команды головы, из которой на время ушло все лишнее. Аркадий сосредоточенно передвигал и таскал к машине коробки, ящики, мешки и тюки. Временами он приседал, иногда подтягивался на стеллажах; носил поклажу на вытянутых или поднятых вверх руках. Спина больше не хрустела и не скрипела – наоборот хотелось больше движения, больше усилий. Юный помощник Серёжка был отодвинут в сторону, чтобы не путался под ногами. А Саша в кузове машины не успевал за начальником, укладывая подаваемые в «Песца» товары. Они загрузили заявку на магазин, навели порядок, сделали кое-какую переброску внутри склада. Ту, что обычно делалась из-под палки и с большой неохотой. Аркадию и этого показалось мало, и он изъявил желание прокатиться с Александром и разгрузить машину. Заодно проверить – всё ли в порядке в его владениях, как идёт работа на местах, какие пожелания у заведующей магазином. Ну, мало ли что…

 

 

*   *   *

 

Заведующая, а по совместительству и старший продавец, встретила их лично. Так положено – она лично контролировала разгрузку и размещение товара, она же составляла заявки. Аркадий даже и не пытался вмешиваться, безропотно ставил и укладывал груз туда, куда укажут. Он мог только посоветовать, как размещать ассортимент на прилавках, чтобы эффективнее его продать. А уж как всё лежит на складе – не его дело. Он только вслух сообщал: что именно и в каких количествах он привёз. И старался не отвлекать заведующую, пока та принимает всю эту утварь по накладной.

Вот уже после разгрузки они сели там же, на складе, в специально отведённом закутке попить чаю и поболтать. После непременных расспросов о делах и здоровье подчиненной, Аркадий поинтересовался делами. Продажами и доходами.

– Лето, Мария Александровна. Лето: люди ремонтируют что-то, что-то строят, самое наше время. Почему же так вяло торговля идёт? В посёлке столько же продали за май. Но ведь то посёлок, дыра, безлюдье. А тут город, центр и такое положение. Непорядок. Эдак мы разоримся. Может, что-то спрашивают такое, чего у нас нет?

– Нет, Аркадий Владимирович. Никаких таких претензий. Просто не хотят покупать почему-то. Походят, жалами покрутят – и на выход. Хотя и выбор отличный, и цены приемлемые. Не знаю я, в чём дело…

– Вот и я не знаю. Ладно, вы тут пока брак и лом в машину загрузите. А я пойду по залу пройдусь, поглазею. – И как был, в грязной спецовке прошёл в торговый зал.

 

В зале между стеллажами и витринами прогуливалось несколько человек. За ними с пренебрежительной гримасой наблюдала Инга, недавно принятая молоденькая продавщица. Аркадия она не видела: он был скрыт от неё вертикальной стойкой, густо обвешанной ножовками, полотнами и дисками для болгарок. А вот сама девушка Герасимову видна была хорошо. Она запомнилась ему при устройстве на работу заискивающей покладистостью и готовностью быть полезной. Это подкупило Аркадия, он понадеялся, что быстроглазая остроносая брюнетка будет такой же в обслуживании покупателей. Да и видно было по соискательнице, что язык подвешен, что умеет уговорить кого угодно и выгоды не упустит. Сейчас Герасимов смотрел на неё и не узнавал. Куда делась предупредительная и вежливая девушка? За кассой сейчас стояла надменная скучающая барыня, всем своим видом показывающая, как ей надоели эти ничтожные посетители, как ей неприятно находиться в их обществе. Как большое одолжение она вяло сцеживала ответы на задаваемые ей изредка покупателями вопросы. Даже Герасимов почувствовал себя на секунду грязным бомжом, приперевшимся в шикарный особняк – униженным и жалким просителем себя ощутил. Таким же, как, видно, сейчас чувствовал себя сутулый работяга в засаленном комбинезоне, который у прилавка пытался что-то узнать у Инги.

– Девушка, извините, пожалуйста, вы мне не подскажете…

Инга окатила рабочего холодной волной презрения и неприязни, отчего тот ссутулился ещё сильнее. И ответила не сразу. Далеко не сразу.

– Что вам?..

– Мне бы это… Мне бы такую хр… штуку надо… Как она называется, забыл… Ну, короче, такая штука, чтобы деревяшки держать, чтобы пилить ровно под углом нужным… На «С» как-то…

– Струбцина? – наморщила лоб Инга.

– Да нет, вроде. Ну это вот такая фигня… – И мужчина, не найдя слов, начал показывать на пальцах.

– Мужчина, я вас не понимаю. Вы сначала выучите, как называются ваши штуки, а потом идите и покупайте. Я что, ясновидящая, по-вашему, или телепат – чтобы сходу определить, что именно вам такое нужно?

 

Герасимова покоробило на его наблюдательном пункте. А простяга-мужичок только тяжело вздохнул, дёрнул кадыком и зашагал на выход. У самой двери Аркадий догнал клиента и придержал его за рукав.

– Прошу прощения, уважаемый. Тысяча извинений, просто девушка у нас совсем недавно работает, ещё не освоилась толком. (Ага, как же. Похоже, чересчур даже освоилась.) Я, кажется, знаю, что вам нужно, пойдёмте, я покажу, где это. – И Герасимов повлёк оторопевшего мужчину вглубь помещения. Вот это вы ищете? – он извлёк на свет столярное стусло, заваленное в выставочной корзине рубанками.

– Да, именно. Спасибо, это то, что нужно. Теперь запомню, как называется. Сколько оно стоит?

– Возьмите в подарок. – Аркадий вручил клиенту приспособление, с названием которого тот испытывал затруднения. – Надеюсь, так мы решим возникшее недоразумение и загладим нашу оплошность. Обещаю, этого больше не повторится. Приходите к нам ещё.

Приятно обрадованный неожиданным подарком, а ещё больше – обходительным обращением, работяга отказывался принять дар и вяло пытался вручить Герасимову деньги. Но уступил вежливому напору и, в конце концов, рассыпаясь в благодарностях, покинул магазин с нужным ему приспособлением в руках.

– Мария Александровна, пройдите, пожалуйста, за кассу! – позвал из подсобки заведующую Аркадий. А сам показал Инге на выход из торгового зала в склад. Инга послушно засеменила за директором. Её заносчивость и пренебрежение улетучились как по волшебству.

– Аркадий Владимирович, простите, я себя, может быть, недостаточно правильно вела. Но ведь невозможно же, как я устала от таких дурачков! Я не знаю, как с ними. Сами не представляют, что им нужно, а я потом во всём виновата.

– Я вижу, что ты ведешь себя неправильно. – Аркадий был рад тому, что ещё не успел оформить девушку на работу нормально, с записью в трудовой книжке. Тем проще было сейчас избавиться от проштрафившегося продавца.

 

Герасимов оставил проштрафившуюся продавщицу под присмотром Александра и вернулся в зал. По пути он прикинул, какая зарплата причитается девушке за отработанное с последней получки время. На кассе уведомил Марию Александровну о расчёте Инги и приказал выдать ему из выручки причитающиеся девушке средства. Не преминул укорить при этом заведующую.

– Что же вы так, Александровна? Неужели вы считаете, что такое обслуживание должно быть в порядке вещей? Неужели вы не видите, как возмутительно она себе ведет с покупателями? Девчонка, она вам в дочери годится, неужто не могли одернуть её? Короче, её я увольняю, а вам – устное предупреждение. И теперь буду особенно контролировать вашу работу.

– А как мне на неё было повлиять? Вы же её сюда поставили, а не я. Да она иногда резковато отвечала, и я замечания делала ей несколько раз, а толку?

– Надо было звонить мне сразу и докладывать. Да и какая разница – я её взял на работу, или Анатольевна, или Ксюша, или глава администрации её сюда поставил. Если продавец не умеет правильно вести себя с клиентами – нечего ему в торговле делать. Гнать таких надо, невзирая ни на что. Надеюсь, вы для себя выводы сделаете соответствующие. А впредь, если такое повторится, можете без моего участия и штрафовать и выгонять.

Инга в подсобке кусала губы и мялась с ноги на ногу, потупив взор. Всячески показывала, как ей стыдно за неподобающее поведение. Когда Аркадий вернулся из зала после короткого разговора с заведующей, девушка ещё раз попробовала разжалобить директора.

– Аркадий Владимирович, ну что вы, в самом деле, – плачущим голосом начала она. – Я всё осознала, каюсь, не буду так больше…

– Не надо ничего говорить, – оборвал продавщицу Герасимов. То, как ты себя показала – просто немыслимо, недопустимо и непростительно. Я не для того столько горбатился, чтобы какая-то выскочка из глупой прихоти и гордыни мне всё разрушила. Мне моя репутация дороже твоих извинений и слёз. Твое дело – продать товар, быть внимательной и вежливой с клиентами, а не показывать насколько ты лучше их. Это они делают одолжение – тем, что покупают в нашем магазине, а не ты им – тем, что продаёшь. И вообще, воспитанный человек никогда не покажет интеллектуального или иного превосходства в общении с другими людьми. Не нравится общаться с простолюдинами – нечего было устраиваться сюда на работу. Так что – вот твой расчёт, спасибо за всё и прощай.

Поняв, что решение начальника окончательное, обжалованию не подлежит и мольбы тут ничем не помогут, Инга моментально сменила модель поведения. Слёзы разом высохли, и через миг перед Аркадием была уже не испуганная раскаивающаяся просительница, а надменная и жесткая хищница. Уволенная продавщица не считая сгребла деньги; сняла и демонстративно бросила на стол перед директором рабочий фартук.

«Хорошо, что на стол, а не в лицо, – подумал Аркадий. – Не так неприятно».

– Вы ещё пожалеете, – зло прошипела Инга на прощание.

– Я уже жалею, – пробормотал Аркадий вполголоса, глядя на закрывшуюся за ушедшей девушкой дверь. – Не надо было брать тебя такую. Жаль, сразу не разглядел натуру твою, сейчас бы этой сцены не случилось бы.

 

Старшей на прощанье сказал просто:

– Придётся вам, Александровна, одной справляться, пока не найдём замену. Разрешаю раз в два часа технологический перерыв делать. И объявление приклейте на дверь о том, что продавец требуется. Если есть кто-нибудь на примете из знакомых – ведите. Если нет – будем со стороны брать. Хотя, конечно, лучше кого-то из приятелей, за кого поручиться можно.

– А как же ревизия? А если недостача какая-нибудь выплывет?

– Да вряд ли. Да этого же всё нормально было. Ну а если и будет что-то такое – спишем на боевые потери.

– Лихо вы… – Но в интонациях заведующей не слышалось осуждения, наоборот – облегчение и одобрение чувствовалось в голосе.

 

Саше пришлось успокаивать начальника весь оставшийся день.

– Да правильно ты поступил, что ты переживаешь так? Поделом стервозе, будет знать, как себя вести с людьми. Уволил и правильно, и нечего нюни распускать.

Аркадию казалось, что он погорячился. Сорвал зло на подвернувшейся под горячую руку девчонке, можно было наказать, ограничиться внушением и предупреждением и не выгонять вот так, скоропостижно. Весь день он хмурился и был явно недоволен. Собой, Ингой. Глуповато-набыченным – уже два дня – видом Санькиного Серёжи недоволен был заодно.

А ещё появился страх. Пугали странные порывы, резкие смены настроения. Ко всему прочему утомлённый рассудок, словно издеваясь, подкинул очередной «подарок». Уже несколько раз за неделю Аркадий замечал, что в некоторые моменты он словно раздваивается. Будто в нём одновременно существуют две личности – он сам и ещё кто-то тёмный, мрачный, пугающий. Герасимов рассматривал происходящие события с двух позиций – своей и этой другой, скрытой доселе части сознания. Вторая личность состояла из скепсиса, равнодушия, цинизма и расчётливости. Альтер эго видело мир во всей его реальной неприглядности и находило как изъяны и пороки окружающих, так и слабости и недостатки самого Герасимова. Аркадий боялся, что это шизофрения, что он начинает сходить с ума от недосыпа и морального напряжения. И поступки, которые не вписывались в обычное поведение, были лишним тому подтверждением. Сегодняшний поступок, к примеру. Так ли была виновата Инга, чтобы её выгонять с работы?

 

 

 


Оглавление

5. Глава 4
6. Глава 5
7. Глава 6
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!