HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Пантелеев

Азбука Сотворения. Глава 5.

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.06.2007
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

30 МАРТА, ПЯТНИЦА.

 

Допустим, что после столь бурной ночи и прозрений, у нас в запасе есть некоторое время, пока Н не проснулся. К слову сказать, ему ещё предстоит проснуться во сне и только после этого обшаривать потолок блуждающей улыбкой, анализируя, «c чего это» он так на всех ополчился? Затем ещё раз проснуться и увидеть «за окном» не преображённый мир, а то, что ежедневно видит каждый из нас, и о чём, собственно, пойдёт речь. Итак, слово прохожему, который с упорством, достойным лучшего применения, в «этом всём» живёт. Человек он не бездарный, но звёзд с неба не хватает. Практичен, сметлив, читает в охотку, умеет работать, любит музыку и жену, попивает иногда для поддержания жизненного тонуса и трезвомыслия, поэтому – оптимистичен… Он объективно умён, хотя сам «из простых», и грубоватость изложения для него – не отсутствие стиля, а способ мышления. Прошу!

 

 

СРЕДА ОБИТАНИЯ, КАК АРХИТЕКТУРНЫЙ ФЕНОМЕН…

 

Во внушительном массиве человеческих «общих мест»: питании, сексе, воспитании, морали, умении одеваться, работе, политике по телевизору, спорту на трибуне, досуге, организации быта, жилья и прочем – архитектура, парадоксальным образом, занимает далеко не первое место, так как это наиболее спорная часть культурного опыта человека, маскирующая павлиньими перьями внутреннее убожество помыслов «общей массы». Объяснить её вторичность можно и тем, что с точки зрения результата, архитектура «научно – слабо» подкреплена философией здравого смысла. Ну да! – воскликните вы – как будто есть в идеологии «сущего» нечто философски – сильное!.. Архитектура губкой впитала образцы поразительного ума и непроходимой глупости одновременно, она и есть зримый символ противоречивой природы человека, в которой сносно уживаются хмельные раздумья о слезе ребёнка, безосновательная гордость за построенные «на крови» пирамиды, тысячекилометровые бараньи стены и прозаическая нужда в пахучем фанерном сортире. Именно архитектура: дома, производственные строения, общественные здания, поселения, города, то есть наша среда обитания – является, буквально, культурой или «опытом положительно овеществлённой мысли» и амбивалентно – вопиющим бескультурьем, вследствие произвола ложных представлений. Это не случайно, ибо она конфликт утилитарно простого с монументально помпезным, массового с индивидуальным, упаковки с продуктом, иллюзии с реальностью. И как ни ищи в ней концов, как ни пытайся обосновывать колоссальные ошибки прошлого наличием фактологического настоящего, но так и будешь стоять перед их спокойным величием с открытым от восхищения размерами глупости ртом – маленький и ничтожный – ав! ав!

Исторически сложилось так, что зодчество и градостроительство всегда были одарёнными безропотными наложницами обслуживающими не напрашивающие потребности социума, а эксцентричное тщеславие выскочек. Из века в век отдавала она своё соблазнительное тело то химичащим жрецам, то сановитым снобам, то воспалённым самодержцам с глазами на выкате: здесь будет город заложён, едри! И таки закладывали, да ещё и как! Народонаселение костьми ложилось под фундаменты колизейчиков, лувриков, разнокалиберных софий, северных пальмир, а потом и жило вокруг этих своеобразных и величественных гробниц, страдая от безысходности – по колено в воде, по макушку в солидарном слабоумии, дрожа и ёжась на менингитных сквозняках времён… Расхожее выражение «след в истории», по преимуществу, и связано в сознании общества не с художественно – философскими экзерсисами выдающихся мыслителей, художников, музыкантов, поэтов, создававших алтарь человеческого духа, а с жаждой наследить в области материального полчищ амбициозных пиявок, присосавшихся к власти, халяве, насилию. Для них эфемерность духовного была непонятна, личностно – бесполезна, пугающе – сложна, недоступна и потому – деструктивна. То ли дело многоярусные, каменноликие, внушительные пантеоны очередного безумного и бездумного честолюбия…

Ещё бы! Какой соблазн оставить вещественное доказательство собственного самодурства, да ещё чужими – то есть очень даже своими! – руками забитой, тёмной толпы. Росли дворцы, храмы, замки, крепости, хоромины, а где-нибудь в отдалении на холмике стоял в свите вынужденных почитателей желтолицый человечек с брюшком и, поправляя съезжающую с лысины корону, указывая холёным пальчиком на некое подрастающее чудо, скромно эдак, говорил: это сделал – делаю я! И это самое «я» тотчас тонуло в овациях, превращаясь из маленького – плюгавенького в «я» необъятное, восхитительное, грандиозное… Так что потомкам уже ничего не оставалось, кроме как признать: действительно, «я» было! Не то «я» – ничтожное, импотентное, что напивалось «в лыгу» и мочилось под себя – тьфу! А «я» – громадное, материковое, сопоставимое ну вот хотя бы с дворцом имени этого чудовища – ур-ря! И то сказать, не овеществись все эти деспоты памятниками архитектуры, куда бы мы с вами ходили сейчас от скуки, чтобы поглубже осознать: эх-ма, чего может понаворотить человек сгоряча, под настроение, сдуру, от испуга, в пику соседу или зазнобе! Конечно, реставрируй теперь непрерывно все эти нравоучительные безделицы, возись с ними, но ведь и прибыль налицо, движение зевак, сувениры, бабло, отели гудят – досуг, понимаешь. Да и не ломать же их, в самом деле, подхватив острое воспаление эволюционного прагматизма! Стоят себе и пусть стоят – раздражают и радуют одномоментно – всё диковинка, как мальчик о трёх головах в формалине.

Другое дело, что прелая пыль веков и представлений горло дерёт: когда-то, кем-то, как-то повелось – и мы давай лбом о стену! Извините, неохота. Задним крикните, чтоб не напирали! Препятствие впереди. Привал. Ко всему тираны, вожди народов, супержрецы, цари псарей канули «в летах», крупных индивидуальных провокаторов «чудес света» нет, хотя идейки где-нибудь крупно нагадить – верно, остались. Они теперь выходят на государственный уровень с накипью ожиревшей финансовой вседозволенности, но в данном случае речь не о метаморфозах. Широкие массы воспряли, самосознание растёт – возникает естественный вопрос: как жить дальше? И что не менее важно – где?!

Поскольку размышления о зодчестве самих зодчих умозрительны, иллюзорны, своекорыстны, поскольку они проникнуты, умело маскирующейся под диалектику, самодостаточностью предмета, без учёта мнения потребителя – то есть поскольку эти размышления сугубо профессиональны, и человек в них так… тык-брык-запчасть, шкала масштаба, может быть, есть смысл послушать обычного прохожего. Для которого, заметим, среда обитания не полигон неких спорных амбиций, а его личное, безысходное жизненное пространство. Хорошо бы, конечно, и писателю конкретнее представлять для чего, по условию, тот или иной читатель берёт в руки книгу, и не морочить стриптизом своей астенической души гипотетические души невинных. А потом ещё и в позу становиться: опять-де не дотянули, не поняли, не доросли! Квартиру, машину, место в президиуме, загранпоездки, телеэфир, дачу и палисандровый гроб за счёт нашей серости оторвал, а мы-де не доросли. Успокойтесь, господа мастера того и сего, доросли мы до нормальной жизни, до права на неё. Пора перестать жить высокомерием приобщённых – уже неинтересно.

Итак, сначала по тексту претензии протестные – что обламывает, а потом претензии, в смысле пожеланий – как хотелось бы… Почему-то не нравятся дома выше трёх – четырёх этажей: подавляют, оторваны от земли – матушки, немощным при аварии лифта – беда, опять же катаклизмы, ветер наверху, страхи и мысли при личных драмах – спикировать. А ещё пожары, хрупкость коммуникаций, слабая надежда на приличную марку бетона, к тому же необтекаемы высотные здания, что ли… Словом, не нравятся и баста!

Прямые дорожки в местах гуляний – будто линейка в горле. На воздухе сообразно змейкой петлять, интима на лавочке хочется, эллипсов водных зеркал, кренделей живой изгороди, гротов, зелёных горок, расслабления в разнообразии. Да и в новых кварталах тошнит от протянутых какими-то неудачниками «по шнурке» бетонных языков, которые население дружно игнорирует, потому что ходить удобнее – рядом.

Огромные площади не нравятся, где власти и ловкачи собирают для оболванивания «с салютом в конце» падкий на дурёж нар-р-род. Ничуть не лучше и дворцы всяческих ристалищ, куда десятки тысяч приходят посмотреть на физическое совершенство единиц – пойди-ка лучше сам побегай, пока мозоли на ягодицах не отрасли! Или пока крыша на очередном таком «чуде света» от снега не рухнула…

Отели – гиганты, поражающие воображение, особенно на курортах – дрянь! Живёшь в муравейнике, приехал отдыхать – тот же бедлам, только выспренний, павлиний. Гораздо логичнее: особнячок в зелени, полный пансион, море неподалёку, домашний уют, музыка из окон столовой, шампанское в беседке, живые гроздья винограда над головой.

Вот в чём-чём, а в осознании гибельности «массового» мы точно не доросли до рационального интеллекта. Барыш прямо-таки уламывает, не разбивать глупость на сектора, а соединять, чтобы при том или ином обломе – пошерстите на досуге новости! – потратить жизнь на «ликвидацию последствий». Тут особо надо выделить небоскрёбы: мало того, что у террористов и идиотов на них слюнки текут, что рядовое возгорание проводки – в них катастрофа, но они ещё «почему-то» напоминают того дурня в кинозале, что залез с попкорном на спинку кресла, заставляя тех, кто сзади, делать тоже самое. Господа буржуи, ну откуда у вас эта тяга к высотному артериальному давлению?! Ведь сверху, скажем с сорокового этажа, очень больно падать при крахах режимов, афёр, иллюзий, курсов валют, финансовых пирамид, или измене жены – стервы.

Бывает, знобит по утрам оттого, что автомобилю в современном городе жить вольготнее, чем его прародителю – человеку. Эти оккупанты захватили всё, что только возможно: проспекты, переулки, дворы, на тротуары регулярно и нагло лезут. Неужели прохожего невозможно развести со всевозможными вонючками, чтобы инстинктивно не вздрагивать и не шарахаться от благ цивилизации – то есть развести нас концептуально?

Кладбища многогектарные, учитывая деликатность темы, иначе как пережитком редколесного средневековья не назовёшь. При нынешних темпах жизнеобмена, лучше бы эдак в сторонке, компактно, по новейшим технологиям: труба с тонкой струйкой, отпускающая усопшую душу в вечность, урна с прахом, ячейка пятьдесят на пятьдесят и светлая память тому, кто дал и уступил нам право на жизнь. Допустимы, конечно, и скамеечки, и строгость, обряды, разговоры вполголоса и лёгкий минор музыки, если трагически. А консерваторы, не спорю, должны иметь право закапывать своих близких, но совсем за другие деньги…

Градостроительные акценты – скорее всего подброшенный гигантоманией вид заболевания. Организуй рядом с общественным зданием или местом низкорослый скверик, открой не постыдный фасад, ночью светом ударь, автомобильную стоянку не забудь, и довольно! Не надо из вокзалов, школ и прочих присутственных мест создавать пищу для эстетических размышлений. Пусть люди без всякой сомнительной гордости получают образование, лечатся или, не озираясь, садятся в электрические поезда, автобусы и несутся в одним им ведомые дали…

Очень уж больших театров, наверное, уже хватит – монструозность выходит из моды. Театр теперь как-то всё довлеет к камерным формам, к сопричастности, исповедальности. Поэтому лучше без дутого выпендрёжа, в комплексе с живописью, музыкой, литературой, кружками, клубом знатоков кино и похожим по структуре духовным досугом, поиском в себе светлого – не мастерством «поражать», а фанатично «снабжать» лица прилагательным «человеческие».

Вереницы многоэтажек, спальные микрорайоны – полный отстой, те самые «каменные джунгли»: вечером мерцают миллионы окон, а по душам поговорить не с кем. Издали пустотами и шпилями опять же кладбища напоминают – опусти голову всяк сюда входящий, мысленно скорбим по себе. Спим, правда, не очень-то спокойно – ворочаемся…

Сферу производственных построек критиковать всё равно, что критиковать «инвалида детства» – неэтично, потому что внутри её тоже удовлетворение спроса чрезмерностью, глобализм, принцип «станок для станка», а не для счастья человека. Остаётся только всплакнуть от умиления как симпотно можно организовать обувной, скажем, заводик: корпуса ярко – синие, соотносящиеся массами – скромные, крытые переходы, внутренний транспорт канареечный в полосочку. Склад готовой продукции – игрушка, сотрудники подтянутые в фирменной одежде, работают качественно – без скрытого брака, менеджмент – головищи, зарплата такова, что все хронически и бесповоротно весёлые. Сбыт соответственно подходу к делу – лихой, отпуска персонал проводит в тропиках и в горах, соцпакет, дети пристроены – не производство – наручные часики! И промолчать здесь нельзя, так как работа – это наша среда обитания с утра до вечера, пять раз в неделю, минус больничный и отпуск.

Пожалуй, хватит брюзжать, хотя список претензий ещё не закрыт, но пункты в нём остались слишком уж личные, типа например, общественных туалетов – да о них, впрочем, и с женой не поговоришь толком!.. Раздражающие сознание контуры обозначены, и довольно. Обидно, но наши карманы зияют дырами слабой мировоззренческой структуры общества и составляющих его человеков. Считается, что задача и призвание государства – пар стравливать, регулировать жизнеобмен, понуждать и приучать к порядку, внедрять положительные моральные, поведенческие, эстетические стереотипы. Делать это оно должно через законы, ограничения, поощрения, льготы, образование, прессу, институты гражданского общества, суды, мониторинги общественного мнения, но тут очевидная подножка. Государство сегодня, вчера и повсюду – не инструмент сочетания интересов социума, а грандиозная надувательская «пирамида» для обслуживания алчных интересов жертв и последствий родовых травм. Эта что ли опупевшая, олигархическая братва станет бредить идеальным! Они решают более крупные задачи возвеличивания собственного ничтожества, и государство – это их бизнес «хапать». На кой им труды мыслетворцев, утопистов, учёных, прагматических романтиков с бритвенными тазиками на головах, проповедующие умеренность, совесть, культуру, красоту, добро?! Видите, вернулись к тому, с чего начали: идеалы качества непонятны гидроцефалам, потому что они – слуги количества.

Ведь когда ещё к мельницам взывали: не власть, а управление и, соответственно, подотчётность, ротация носителей знаний, а не кошельков, моральная ответственность за граждан, как за часть бизнеса «решать», а не вседозволенность хищнических инстинктов – гибельных и очень «даже очень», заметим. Сюда же плюсуем математический подбор тех, кому вверяется руль, ибо сегодняшняя демократия – это лишь кукольная ширма, за которой выбирают того, кто «покрасивше», повыше и поболтливей. А что у него флюс за щекой – так это как бы уже и не важно.

Вроде бы далеко от архитектуры, но бинокль недолго и перевернуть: власть по условию довлеет к дисциплине, в которой ей легче нами помыкать, а нам нужен порядок, в котором лучше всем, или солидарному большинству. Если нет идеологии среды обитания «вообще» и архитектуры «в частности», то выходит по факту кислотная вольница жидких разумом слепцов, городящих неисчислимые подпорки под падающую башню неведомых им размеров. Без пересмотра очерёдности в реестре жизненных ценностей, невозможно преобразовывать среду обитания до идеальных по времени общественных норм. А надо ли вообще пальцем по стеклу водить?

Вон братья – футуристы давно уже хором нагадали крах многих современных институтов: банковской системы, товаро – избыточного производства, государственно – бюрократического устройства, зрелищного досуга, религий, военно – промышленного комплекса и прочего под напором роботизации, высоких технологий, новых средств коммуникации. Добавим сюда неизбежный перенос метафизической объективации понятия «зло» за пределы солнечной системы, чтобы можно было на «чужих» свои грехи списывать. Глядишь, таким образом, и сами по себе рухнут храмы нумерованных шелестящих божеств, церкви небесных пророков, сложатся пополам «дворцы спорта», химерических достижений, протоколов, конгрессов. Опустеют замки шестёрочных нефтяных королей, змеиные норы оголтелого милитаризма, рассыплются в прах глобалистские промышленные группы, медийные империи и прочие прибежища крайностей. Люди привыкнут несуетно жить у экранчиков, толпы и очереди рассосутся, транспортные артерии сдуются, недра отдышатся, канализация опять же вздохнёт в кои-то веки свободно… Войны в провода уйдут – меньше мусора, разрушений, возрождений, перепроизводства кирпича, бетона, сайдинга – только провода гудят, спутники связи в ночном небе сверкают, да вонь из розетки! А – четыре… однотрубник – убит! Закрывай файл и бросай подобие жизни «в корзину».

Может быть, таким образом, среда обитания и нормализуется – сиди себе у монитора и одновременно рассекай под парусом с красотками по волнам тропиков – гоп, гоп, гоп! Какая кому разница, что фасад облез, ведь жизнь человеческая происходит в дизентерийном кишечнике виртуального?! На работу, опять же, ходить не надо, потому что она всегда с тобой – вон в углу стоит. День – ночь – по барабану! Хождений меньше станет, машин, сжигаемых калорий, затрат – то есть произойдёт «как бы» умиротворение аппетитов, перевод их в достаточную только для существования реальность. Настанет благородный, малокровный аскетизм с дыркой на трусах. Ещё немного, и извольте бриться – человек будущего: крутая голова, пищевод, желудок, лёгкие, позвоночник и клешня для «мышки». Ну, добавим сюда одноразовые средства репродукции, то есть размножения, чтобы окончательно не известись – нравится? Нет! Такая перспектива намного хуже того, что сейчас за окном – пусть дикого, бардачного, но всё же настырного, живого, подвижного.

Тут есть над чем подумать, как-нибудь, после бани… А пока от частностей перейдём к обобщениям, от тактики к стратегии. Ещё о бескомпромисной, всепоглощающей нелюбви: какая дрянь эта линейка и её производные!.. То ли дело л е к а л о – своего рода метафора женщины, дельфина, облаков, эволюции… Встретить бы спьяну, да оттаскать за уши того, кто навязал обществу «конструктивизм»! Ведь это же не искусство, на звание которого постоянно покушается зодчество, а доступное развитому старшекласснику черчение пополам с «сопроматом». Облепили этим дерьмом третий мир, второй и первый… Тут, как назло, континентальные войны подоспели: истерия, угар индустриализации, жажда действий – одна глупость породила другую, хотя начиналось всё достаточно объяснимо и пристойно… Разруха, бесприютность, вместо пепельницы – консервная банка, и вдруг некто из лачуг переезжает с семьёй в густопсовый новострой. Бабуся кошку вперёд толкает, внук гвоздём свежую краску ковыряет, фикус вносят, стол накрывают, стулья по соседям шарят, заходи – наливай – запевай! Отрезвление позже пришло, как катарсис с угарной похмелюги: нельзя военные методы решения проблем переносить из нищих разумом голов непосредственно на карту быта, потому что такая прямолинейность противоречит эволюционным принципам жизни вообще.

В те годы миром заправлял полярный тоталитаризм, и он требовал соответствующего идейного подкрепления: категорических методов пересмотра основ бытия, понятного невежественным «верхам» и ещё более отсталым «низам». И вот уже трусливые, циничные борзописцы всех мастей разделили экономические, религиозные, политические, культурные категории на «измы»: капитализм, нацизм, феминизм, абсурдизм и чёрте ещё какой дебилизм… Пострадала и архитектура – все так, и ты не ломайся! Что, не знаешь – материя борется за первенство, одно меняет другое, потом третье побеждает четвёртое и так до бесконечности?! Ага, значит, отживший модерн должен сменить, скажем, конструктивизм! Вот оно что, братцы мои, кон-струк-ти-визм… Дословно, это чуть ли не построение с оттенком муштры, и – эврика! – погнали по весям гонцы заблуждений. Проглядел тогда опьянённый кровью мир, что «измы» – суть фикции в руках прохиндеев теснящихся у кормушки. Жизнь-то коротка, бредообразование простейших форм так вдохновенно! Надо понять: не было, нет и не будет никаких «измов», впрочем, как и многого, чему люди регулярно молились. Пусть, если они уже кем-то материализованы из воздуха, то и катятся себе в академические пылесборники – вон из жизни все эти слишком вредные для биологического выживания идейки!


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!