HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Пантелеев

Азбука Сотворения. Глава 7.

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.06.2007
Оглавление

6. Часть 6
7. Часть 7
8. Часть 8

Часть 7


Уняв голод, Н отрешённо стал смотреть на город в долине – город действительно логичный, курортный, даже камерный, изменившийся до наоборот по сравнению с тем, что было. Казалось, рука опытного хирурга срезала гудящий гнойниковый нарост, и теперь пространство внизу напоминало тонкую, рубцующуюся здоровьем ткань, смотреть на которую было пока непривычно.

– Ты где? – Л тронула его за локоть.

– Рядом. Не жалеешь, что я тебя сюда притащил?

– О чём ты говоришь! Здесь весело, шумно и вообще день сегодня какой-то необычный, пульсирующий…

– А об этом что скажешь? – Н кивнул в сторону города.

– Ты только не обижайся, творец, но я согласна с Ч – мне кажется, что мир всегда был таким – талантливым, человеческим, приятным… А та прошлая старая бездарь, хаос – лишь дурной сон, длинный кошмарный бред, от которого мы избавились раз и навсегда, очнувшись для здоровой счастливой жизни.

– Вот и отлично! Чудо преображения в человеке – всегда тайна, анонимный подвиг без литавр и барабанов. Это вообще процесс инструментально не проверяемый данным мгновеньем, как любовь… Представь – вот вбегает домой твоя дочь и воспалённо стонет: люблю! – и ты ей веришь по аналогии личного опыта, без внимания на «как и кого?!» Подвергнуть эту иллюзию сомнению – значит вырвать с корнем из её души, да и тела, нерв абстрактного мышления, заведующего в человеке отделом счастья, нерв защиты от вульгарного мироощущения. Понятно, что нет как таковой железы, вырабатывающей гормон любви или иллюзий, но имеется вящая необходимость сознания накапливать в памяти всё, что служит психологическим буфером между «возможно» и «есть». Иначе говоря, состояние преображения и само по себе преображение – это одно и тоже, и чем сильнее оно укореняется в памяти, в душе, тем реальнее – ощутимее его физический, неоспоримый феномен.

– Извилисто ты формулируешь.

– Водка слегка зацепила… да и обморок на башне, признаюсь, вышиб немного из колеи. Надеюсь, ты не очень испугалась?

– Вообще не испугалась – я что-то подобное предчувствовала, ждала и старалась быть рядом с тобой, чтобы в случае необходимости помочь, но, когда ты падал, удержать не смогла – подстраховала разве что. Смешно, конечно, но на миг ты мне напомнил роженицу, только что давшую миру новую жизнь и потерявшую сознание от непомерности счастья.

– Недурная метафора. Наверное, ты близка к истине, вопрос только в том кто – кому, и какую жизнь дал… Для себя я решил, что это моё рождение – теперь как человека – третье по счёту, и от «сегодня» мне суждено прожить стандартных семьдесят лет.

– Стандартных?

– Количественно, а качественно, безусловно, – диких, ни на что не похожих, необыкновенных, праздничных, алых…

– Ты скромен – собрался жить сто с лишним лет, не устанешь?

– С тобой – никогда!

Вскоре кулинарный гроссмейстер Ф представил публике свой фантастический шашлык – пирр достиг шумового апогея. Вспорхнули здравицы гармонии, несбыточные пожелания, «матерьюклятвенные» речи преданности неистовости, поиску, развитию и прочие панегирики сделать желаемое действительным. В общем гвалте Н был несказанно рад, что его «дело» фактически забылось, смешалось с чем-то более мелким, но не менее конкретному человеку важным, то есть – что его дело нашло своё место в списке. И только Б через стол иногда подмигивал ему: дескать, меня не проведёшь – я помню кто и что, и каковы истинные цели нашего появления на свет. Впрочем, верно и то, что глух к себе герой, живущий в треске гибельных оваций…

После крепкого насыщения чрева, ясно, пришла очередь заскучавшего духа. Компания поднялась в мастерскую, дам рассадили, как могли, позади стали в каре демиурги с сигаретами – ни дать, ни взять – благородное семейство на именинах сердца. Насыщенный пурпуром И, что-то бубня и кряхтя, расставлял на подиуме десяток ещё более кровавых, чем сам, вроде бы абстрактных композиций, изображающих яростную схватку двух безымянных, но легко читаемых сил. А возможно, это был слепок внутренней борьбы между оздоровительным творческим посылом и плесневелой – или, как её ещё ошибочно называют – философской ленью. Сначала листы казались одинаковыми, потом разница между ними стала очевидной, а вскоре в последовательности расстановки почувствовалось явное перебегающее движение. Волна взаимообмена художника и зрителя скользила от первой работы к последней, достигая эмоционального пика в центре и намекая на возможность примирения с собой в конце…

– Здорово! – невольно воскликнул Н в раздумчивой тишине, и тотчас художники загалдели о необходимости творческой драки, процессе, химерах, а музы о тактильной осязаемости глории.

Окрылённый «домашним» триумфом, И предпринял было попытку «на радостях» раздарить половину работ, но мудрый К его остановил: де-это очевидная серия и рвать её нельзя, а можно только усиливать, укреплять частным, разбавлять общим и непременно выставлять! Чтобы не мешать развитию следующего творческого отчёта, И собрал свои сумасшедшие листы, спрятался за спины и вдохновенно выкурил две сигареты кряду…

Теперь Ф, что называется «на руках», показал большие совершенные по технике снимки гор, приправляя их точными афористичными комментариями завсегдатая. Вершины сменяли озёра, лесные опушки – дикая по силе альпика, журчали чистые ручьи, манила полежать мягкая пихтовая перина. Да, те самые состояния практически отсутствовали, но горы… в которых бываешь редко, а с годами ещё реже – звали в себя мечтой. Так чудака – двоечника тянет в грошовую фантастику пока учитель занудно талдычит ему про какие-то полноценные образы из каких-то классических, нудных – поскольку взрослых – романов.

Прибитый успехом собратьев, Г неохотно всё же представил с пяток своих спорных опусов, но взмыленные предыдущими откровениями демиурги и музы приняли эксперименты «на ура!», нашли-таки в них безусловную потенцию, похвалили автора за бесстрашие в цвете и вообще… захотели срочно выпить. Когда все спустились к столу, то естественным образом провозгласили тост за героев дня, а среди них – за успех необычного проекта Н. И тут же общение стало похожим на птичий базар обсохших после ливня ястребов.

К рассказал несколько коротких историй из жизни его сельской родины – там, например, как-то весной затащили корову на соломенную крышу, что бы та, пожевав укрывного материала, не издохла с голодухи. А председатель тамошней артели крепостных актёров – комиков «оченно» любил поспать спьяну в духмяной, тёплой куче конского навоза. Впрочем ясно, что подобные истории омухоморенная человеческая сущность плодит тоннами – только успевай фасовать в мелкую упаковку, чего К по соображениям скромности как раз не хотел.

Зато этим страдал Б – он прочитал назидательную сказку «Чистоплюй и засери», воспевающую посильный бытовой порядок. Сначала некий чистоплюй всё боролся с проявлениями неухоженности, а засери, считавшие его ходячим параграфом, пытались всячески гордеца опорочить. Но потом, когда тот неожиданно слинял в дальние страны, то его многочисленные оппоненты настолько увязли в бытовых отходах, мухах, червях и прочих бациллах, что стали тайком ностальгировать по прошлому и мечтать о возвращении отморозка. Дело кончилось, ко всеобщему удовольствию, утратой сторонами глупой категоричности и триумфальной встречей чистоплюя с последующей счастливой жизнью по элементарным правилам взвешенного общежития. Вдогонку автор выдал «на гора» с полсотни иронических четверостиший, коими он поносил недавно суток трое. Вот образчик: «Милый чо?.. Да я ни чо! Просто вывихнул плечо. В темноте, когда ни зги, я рукой вправлял мозги». И так далее…

Ближе к шести умеренно выпившая компания приступила к написанию коллективного эпического полотна о живом шансе найти человека в себе. Г принёс извазюканный этюдник – нечто вроде наследия, загрунтованный белой фасадкой кусок оргалита, коробку красок и кисти. Возник вопрос о методе – стали взвешивать варианты… Поколебавшись, К заключил: каждому даётся тюбик «акрила» – сначала дебютируют более скромные в живописи и реализме, причём, «чайники» начинают со светлых тонов, подразумевая тем самым, что неумение позже можно будет замаскировать плотными кадмиями, ультрамаринами и окисями. Нечего скрывать – пионерами вызвались быть музы, снабжённые тут же красками пастельных тонов, соотносимыми сейчас с их постельными, стирочными и прочими кухонными аналогиями. К набросал карандашом сюжет обозначенный И: бесстрашная человеческая единица ведёт поединок с некой абстрактной силой коллективно – массового происхождения, то есть налицо бой с тенью – творец и толпа, живущая в творце, сошлись в натуре…

Пока женщины поочерёдно травили довольно бестолковые сгустки краски на плоскость, стараясь хотя бы не «наследить», демиурги снисходительно прихлёбывали разнообразные зелья и давали советы – где ударить, где поднять, где опустить. Гармония результата растёт из грязи процесса, так как внутри искусства прячется раздрай творца, пытающегося преодолением трения «мысли» и «возможности», перевести допустимо большее количество этической грязи в эстетическую гармонию.

Л избрала орудием самовыражения мастихин и неожиданно вывела им поверх и против рисунка жирный стронциановый иероглиф. На вопрос Н: «Чтобы это значило?» Она ответила: «Спросил бы, сокол, что-нибудь полегче… – и уже без досады на себя, – так почему-то рука пошла…»

«Изрядно!» – крякнул Б, и первым среди демиургов – тоже, надо понимать, скромничая, – добавил к цветовому бардаку трио сливающихся пляшущих фигур со стороны сил «предположительно зла». Пасовавший было Ф, вдохновившись неучью предшественников, распустил справа по обрезу малость зелёных бесенят. Следом Г возвратил сюжет в изначальную канву замысла, ловко драматизируя «бордо». И то сказать, рука – не глаз – набита. Дальнейшие подходы к «станку» В и С резко усугубили сюжет лёгким смягчением цветовых пятен, что соответствовало их жизненному кредо: падать на ровном месте и плодить проблемы, играючи. Теперь И злорадно добавил противостоянию доброй агрессивности – и тоже в соответствии с природой, Н – симпатии, чёткой ясности: враги-то не чужие – свои, бишь – родные и близкие. И наконец К – доблестный идальго, дожевав длинное перо лука, объединил, то есть гармонизировал красным, всю взрыхлённую противоречивую плоскость картины неуловимыми искрами внесмертной надежды.

За час без хвостика шедевр состряпали… – загудели творцы после заслуженной здравицы. Да, мастер дела не боится! Бомба – нет, боньба! Могло бы быть и хуже, хотя могло и лучше… Ты зря со «своим» цветом на меня залез! Ничего, это контрапункт… Ладно, лишь бы не контра! Кто контра, ты?.. Нет, я сто-про-центное «про»! Это он и они – аны…

Одним словом, пока компания дружно обмывала свежеиспечённый артефакт, то один, то другой создатель подбегал к картине и, тайком выдавив себе остаточек из чужого тюбика, пытался всё-таки ещё что-то прояснить во взаимоотношении местоимений. Последним, кого видели у этюдника, был В – дескать, вешать «это» придётся у себя дома, потом на «это» годами смотреть, можно сказать «этим» питаться, и значит, надо добавить в пестроту конечного результата некоторой переклички с уже год как купленными обоями, что лежат в паутине на шкафу. Короче, надо добавить умиротворения – творения – варения…

На какой-то момент это состояние передалось всем сидящим за столом, наступила сладостная минута нирваны, когда уже ничего не хочется… Но внезапно из-за трёхслойных туч брызнуло нестерпимым багрянцем светило и, словно ватка с нашатырным спиртом, привело сонные души богемы в состояние морозной ясности.

Ап… ап… ап… – кто-то собрался чихнуть?! – нет, ап… апельсин-н-новый сок-к-к… – море апельсинового сока – оно залило дома, небо, облака, деревья, город, население, речушку, горизонты, стремительных птиц, ветер, замыслы и фантазии умеренного толка. Смотрите! Жертв нет, хотя все и всё утонуло – и здесь дело не в цвете, дохлых метафорах, просто это «всё и вся» накрыло ощущение острого сахара на языке, липкого сиропа, лёгкой кислинки, неповторимого вкуса, аромата и полупрозрачной взвеси с такими, знаете ли, похожими на личинок, витаминными капсулами… Поэзия? Да, и внутри её находится некая точка, в которой соединяются конечность видимого с домысливанием скрытого…

«Рребята! – откуда-то выскочил явно одухотворённый Г, вознёсший, как крест к небу, горящую мобилу, – мне сейчас звонил друг – музыкант. Там в курортном парке и в воскресшем пансионате вовсю идёт стихийный праздник! Артисты, поэты, ппантомима, воздушные шары, шампанское отовсюду со струями набекрень – карнавал, смех, веселье… Нас приглашают, впрочем, как и всех кто не чужд жажды счастья!» Все вскочили со своих мест. «Да, посмотрите – даже отсюда видно – вон в парке фейерверк! И хотя ещё светло, всё отлично видно…» – выбросил руку вдаль Б. «Что ты там видишь?» – сощурился К. «А ты не видишь! Посмотри же – вон! У меня такое чувство, что город протрезвел, очнулся и нам пора, иначе надерёмся в этой почётной ссылке…» «Согласен, надо пить массово – так веселее, здоровее и легче…» – согласился патриарх, и все тут же бросились чистить практически опустошённый стол.

Через десять минут гоп-компания уже нестройно спускалась вниз среди празднично разодетых в белое садов. Г по-хозяйски осмотрел двор без каких-либо следов насилия и, довольно крякнув: «Порядок! Никогда такого не было – вечно потом горбатишься с посудой…» – запер двери, окна, ворота, симметрично рыкнул на пса и прыжками настиг остальных.

 


Оглавление

6. Часть 6
7. Часть 7
8. Часть 8
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!