HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Борис Петров

Сожги свою жизнь, мальчик

Обсудить

Повесть

На чтение краткой версии потребуется 5 часов, полной – 5 часов 20 минут | Цитаты: 1, 2, 3 | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за сентябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.09.2015
Оглавление

10. Пожар первый. 9.
11. Пожар первый. 10.
12. Пожар первый. 11.

Пожар первый. 10.


 

 

 

Как-то в марте собрались в выходные чистить у деда снег. Стояла оттепель, с утра ветер с юга нагнал тучи, которые было придавили город, но потом отползли к горам и там ворочались. В церкви звонили благовест, звук с каждым ударом ширился над крышами, поднимал ворон на крыло и сам улетал вслед за облаками.

С крыши капало, снег был тёмный, тяжёлый, водянистый.

Илья, как приехал, скинул полушубок, схватил лопату и ушёл во двор. Олег вяло раскидал сугроб у туалета и обосновался на крыльце курить. Остальная семья смотрела телевизор, а женщины попутно собирали на стол.

Дед Лексей щурился на экран недоверчиво, но постепенно увлёкся, подпрыгивал, щипал себя за нос, хихикал и брызгал во все стороны крошками от мягкой булки, которую попутно жевал.

– Ох, мотри, што делают. Ишь ты!

– Что, дед, нравится? – крикнул с крыльца Олег.

– Ого! Чисто наши мужики. Бывало, сойдутся руками махать... Ух ты! – дребезжал дед.

– Мать, что там дают?

– Не знаю, сынок. Вроде бы, Москву.

– Это заседание Госдумы четверговое повторяют, – хмыкнул Владислав Алексеевич, – отличились депутаты, что и говорить. Я уже видел. У нас обсуждали...

Олег заржал на весь двор:

– А я уж думал, хоккейный матч – с каким-то месиловом.

– Да тут почище хоккея будет... Иди, посмотри. Илью зови, успеете там со снегом. Посидим вместе в кои-то веки.

– Не, дядь, я тут. Посмолю на воздухе...

Наталья вышла к нему, обтирая красные руки о передник.

– Скоро уж обедать будем. Сейчас мы с Полиной салат дорежем, и сядем. Олежка, ты бы сбегал за хлебом, а?

Олег чувствовал настрой поразительно для себя мирный. Даже общая семейная суета не вызывала раздражения, которое он с некоторых пор среди домашних чувствовал, а, скорее, умиляла. Деда он слушал с усмешкой, поглядывал на двоюродного брата, без устали машущего лопатой, а на мать покосился даже ласково и перечить не подумал.

– Ладно. Сейчас схожу. За хлебом и ещё кое-зачем, а?

Олег ухмыльнулся, не спеша встал, потянулся, сходил с инспекцией к буфету и по расчищенной Ильей дорожке вышел за ворота.

Оскальзываясь на раскатанном мокром льду, он добрёл до крайней пятиэтажки, где в подвале располагался магазинчик, пошутил с молодой продавщицей, пообещал ей заглянуть как-нибудь вечерком и вызвал резкий смех и шквал ответных скабрёзностей. На выходе он увидел знакомых соседских ребят; те прятались за углом, пили дешёвое вино. Олег подошёл, ему протянули бутылку; отказываться он посчитал невежливым и несолидным и тоже глотнул.

– Чего празднуем, орлы? – спросил он.

– Димка в армию уходит, – ответили ему, стараясь говорить по-взрослому, с хрипотцой.

– Что, провалился Димон на экзаменах-то, значит?

– Засыпался, – радостно подтвердили сразу несколько голосов.

– Да я баллов на ЕГЭ не набрал, – с досадой сказал тощий паренёк в грязноватой потёртой куртке.

– А откосить?

В круге помолчали.

– Это, Олег, ты же знаешь, на откос бабла надо. У Димки нету. Батя у него всё пропивает.

– Да я лучше в армию... – сказал Димка, тряхнув чубом. – Чё там, год служить. Отслужу. А то дома достало уже. А на завод впадлу...

– Что это тебе впадлу? У меня папка всю жизнь у станка, люди уважают. А ему западло. Щас как дам тебе...

– Погодь, Юрок, не кипишись, – останавливали сына мастерового приятели.

Олег слушал, хмурясь, ещё выпил вина. Он задрал голову, сощурился на ворон, восседающих на крыше ближайшего дома, помолчал, сплюнул и сказал:

– Впадлу, не впадлу, а какой завод? У нас четыре в городе было, два осталось, да ЖБК дохнет, скоро закроется. Заказов нет, работы нет. Сахарный пашет худо-бедно, да туда хрен возьмут, там работяг хватает, своих девать некуда. Димона туда не пустят.

– Верно, верно, – загомонили подростки.

– Юрка тут не совсем по делу сказал, – со значительным видом вещал Олег, который возвышался над компанией на голову. – Для отцов наших станок – дело важное, тут всё правильно, их за это уважать надо. А нам уже такое не подходит. Нам покруче станка что-то надо. Правильно я говорю, братва?

– Верно, правильно!

– Так что, Димка всё отлично рассудил. Пойдёт в армию – воин станет! – веско сказал Олег. – Отечество защищать – великое дело! Можно сказать, святое. Батя у тебя, Димон, бухарик, а вот тебя все уважать будут, благодарить. Будешь России защитник. Дело чести! Молодец, Димон, за тебя пью!

И Олег допил вино.

– Вот так-то, братва, – заключил он и пошёл за дом, свернул на колею к дедовой хате. Парни глядели то на его удаляющуюся плотную фигуру с подпрыгивающей на ходу бритой бугристой головой, то на валяющуюся в чёрном оплывшем снегу бутылку.

– Олег – умный мужик, – протянул кто-то неуверенно.

– Да...

– Вот же сказал... Всё по полочкам разложил. Да, Димон?

Димка стоял и лучился щербатой улыбкой.

– Поняли? Россию пойду защищать. Это вам не на смене горбатиться! Дело чести, вот оно как.

Насупленный Юрка вдруг спросил:

– А чего это Пальцев сам в армаду не ходил? Да и на заводе не работал. Хе, батя-то у него где, забыли, что ли? Языком-то трепать каждый горазд, а ты постой у станка...

– Да его не взяли, говорят...

– Говорят, говорят... А кто говорит?

– А хрен знает... Ты у него спроси.

Юрка почесал затылок:

– У него спросишь... Как даст, потом неделю на улицу не высунешься, пока не заживёт.

Парни помолчали.

– Давай, выворачивай карманы, – распорядился Юрка, – Пальцев, сука, всё наше вино выдул. Ещё на одну насобираем.

Олег тем временем брёл вдоль заборов, помахивая сумкой, глубоко дышал и улыбался. После вина, а особенно после разговора с пацанами настроение у него ещё больше улучшилось, стало радостно. Он любил, когда его слушают, разинув рот.

А такое происходило редко. В семье и вовсе не случалось, даже мама его одергивала, когда Олег начинал говорить о величии России и святом деле защиты Отечества. А пацаны – слушатели благодарные, глядишь, и проникнутся. Может, в городе кружок наладить? Вот из таких Димонов...

Надо будет рассказать в Н-ске на сходняке, когда он туда машину погонит, какую он в городе воспитательную работу ведёт, а то старшие товарищи, кажется, смотрят пока на него недоверчиво. Олег думал, как докажет им, что он – человек нужный, деятельный, не пустое место. Глядишь, и отметят. Хорошо бы, если бы, наконец, отметили. Давно уже в организации, а, действительно, ничего толкового не сделал. Надо срочно исправлять положение.

Переполненный такими мыслями, он уже проходил мимо Колькиного дома к своим воротам, как вдруг правая нога поехала на льду и он, вытаращив глаза и растопырив руки, плюхнулся в глубокую, пенистую лужу.

А за Колькиной оградой раздался чей-то приглушённый, тщетно подавляемый колокольчатый смех.

Олег заматерился, заворочался, пытаясь подняться, высоко поднял сумку с хлебом и водкой и сделался очень нелепым и похожим на плотно набитый дерюжный мешок. У соседа открылась калитка, выбежала девушка и, краснея и прыская, стала тянуть его за рукав и сумку.

Олег зло цикнул, выпустил сумку, оперся ладонью о противный щербатый лёд и, наконец, смог подняться. Он глянул исподлобья на девушку, ещё раз прошелся матом, рявкнул:

– Ну, что уставилась? Упал человек!..

– Ты очень смешной, – смеялась девушка, блестела задорно свежим личиком. – Ты был такой смешной! Извини...

– Чёрт, ну грохнулся, чего ржать-то... – пробурчал Олег, пытаясь отряхнуться. – Блин, ещё и изгваздался весь.

Он поглядел на девушку так, будто она виновата в его падении, хотел опять ругнуться, но услышал ещё один взрыв смеха:

– Ой, ты так смешно руками махал! Как осьминог. Давай, Олег, я тебя почищу.

– Верка, ты, что ли? – узнал Олег.

Девушка улыбнулась застенчиво и потянулась к нему:

– Дай куртку.

– Ладно, оставь. Обойдётся, мне же тут рядом. Дома постираю... А ты как здесь? Ты же вроде далеко живёшь, в Н-ске, говорят, обосновалась.

– А я вчера приехала, батю проведать, – быстро, взволнованно говорила Вера. – И к вам сразу зашла, да никого, кроме деда Лексея вашего, не застала. Думала позже заглянуть, а тут, гляжу, ты идёшь, да ка-ак руками замахаешь! Ой, такой смешной!

Олег было думал обидеться, но, глядя в её искреннее лицо, дуться не стал, наоборот, улыбнулся вдруг.

Колька появился в городе во времена ещё доперестроечные, молодым зубастым мужиком. Он приехал откуда-то из Запорожья к родственникам на заработки, да так и осел. Сначала жил у родни, потом купил участок земли в заречье по соседству с дедом Лексеем, но к берегу поближе, обжился. В городе пару лет приглядывались, потом приняли, постепенно признали за своего.

Работал Колька сначала на ЖБК, потом, в 90-е, что-то продавал, покупал, опять продавал; словом, вертелся и выживал как мог, и неплохо получалось: был он человек работящий, руки золотые, поправить-починить умел всё и в помощи редко отказывал. Да и хохлятская хитрость со смекалкой помогали. В эти годы супруга у него скончалась: вскрылся вдруг рак, ничего поделать не смогли. Ушла за полгода. Уж как он за ней ухаживал!

Но Колька и тут не сломался, попил с неделю и дальше стал жить.

В новое тысячелетие вошёл он человеком не нищим, только отчество к нему не прилипло. Как повадились его Колькой звать, так и величают, хотя нынче, конечно, с уважением. Колька и не возражал никогда. Хороший мужик, простой и душевный, даром что хохол; вон какой домище отстроил, а нос не задирает. На опохмел всегда даст, а то и сам приложится... Нормальный мужик.

Олег с его сыном рос: с Володькой в детстве рыбу удили в парке, бегали по улицам, озорничали: бывало, стёкла били или ещё по мелочи бузили, потом как-то разошлись. Иногда вместе выпивали. Володька закончил профтехучилище, некоторое время сидел без работы, сейчас вкалывал в такси.

У Володьки существовала старшая сестра. Пацаны на неё внимания никогда особенно не обращали, да и училась она в другой школе, а лет семь назад поступила в педвуз в Н-ске, уехала, и про неё как-то подзабыли. Олег пару раз мельком видел её, навещая деда, и сразу выкидывал из головы. Говорили, что Вера закончила институт, по специальности не работает, а пашет в какой-то конторе на делопроизводстве, снимает хату, а дальше никто и не знал ничего. И вот она стоит и смеётся, тянет Олега за рукав:

– Давай почищу!

А он стоит и расплылся в улыбке как болван.

– А где куртка? – осведомилась мать, когда Олег вошёл в дом и отдал покупки.

– Представляешь, грохнулся, – ответил Олег как-то удивлённо, по-прежнему улыбаясь, и в лице у него проступило что-то мягкое, оно из обычно-брюзгливого даже стало приятным, романтическим. – А Верка увидела, сначала хохотала, а потом взяла куртку стирать.

– Это какая Верка?

– Да Колькина дочь.

Новость вызвала у Пальцевых интерес, даже дед Лексей повернулся:

– Нешто вернулась, коза?

– Отца повидать, говорит...

Владислав Алексеевич качал головой, пытаясь вспомнить:

– Это с Колькиным Вовкой ты все время тут шастал, да? Колька на тебя жалобился одно время, мол, сына сбиваешь, пьёшь с ним. А Верку и не помню уже.

– Была, была, – подтвердила Наталья. – Она же Олегу ровесница, Володька у них помладше будет, – и тотчас же с безотчётной ревностью ко всем девушкам придралась. – А чего это она тебе куртки стирать взялась? Дома негде?

– Да ей вроде как стыдно стало, – объяснил Олег. – Я-то в грязи валяюсь, встать сумка мешает, а она ржёт. Вот и взяла.

– А ты что, племяш? – поинтересовалась жена Владислава Полина.

– А я, тёть Поль, её в кино завтра пригласил. Пойдём...

– Экие шустрые, – засмеялась Полина, – гляди, Наташа, уж и кино. Завтра кино, а послезавтра, глядишь, и внука тебе поднесут.

Олег неожиданно для себя покраснел.

Владислав с удовольствием поддакивал, открывая водку:

– Нынче такие дела быстро делаются. И правильно! Своего не упустить...

Дед Лексей хихикал, переводя взгляд с одного лица на другое, и приговаривал:

– Дело молодое. Нешто вы понять можете?

Только Илья ни слова не сказал, посередине обсуждения тихо вошёл, постоял у двери тенью, послушал и вернулся во двор, так что его никто не заметил, даже отец и мать.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение сентября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

10. Пожар первый. 9.
11. Пожар первый. 10.
12. Пожар первый. 11.
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!