HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Борис Петров

Сожги свою жизнь, мальчик

Обсудить

Повесть

На чтение краткой версии потребуется 5 часов, полной – 5 часов 20 минут | Цитаты: 1, 2, 3 | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за сентябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.09.2015
Оглавление

42. Пожар второй. 18.
43. Пожар второй. 19.
44. Пожар второй. 20.

Пожар второй. 19.


 

 

 

Пёс глядел на Илью больными тоскливыми глазами и лизал ему руку. В этот раз он не хотел уезжать, забился под диван и упирался всеми лапами, когда Илья вытягивал его оттуда, чтобы отвести к родителям.

Илья оставил за спиной, как морок, свою пустую квартиру, где ему уже полгода никто не снился, всю ночь гнался по степи за огромной расплывчатой холодной луной, перевалил через горы и рано утром позвонил в родительскую дверь. Те его не ждали, обрадовались, как всегда, поднялись хлопоты и беготня, главным двигателем которой, конечно, оказалась Полина.

Владислав Алексеевич чувствовал себя прилично, потому решили съездить в родной город, хотя январь – время для посещения кладбища неподходящее. Но Илья настоял:

– Уеду сейчас надолго, хочу повидать бабку с дедом.

По приезде кинулись топить печь: мороз ощутимо щипал кожу, заиндевел на бровях Владислава и сбил их в колтун; играл причудливыми узорами в оконных стёклах. С крыши свисали сосульки, будто задались целью заменить сгнившие деревянные висюльки, когда-то украшавшие дом, который со времени кончины деда Алексея еще больше закопался в землю своими могучими брёвнами, позеленевшими от мха, сгорбился и согнулся, словно сам превратился в столетнего старика. Да так оно и было.

Печь топилась плохо, дымила: то ли отсырела, то ли дымоход засорился, а может, и то и другое. Согревались долго, сидели в зимнем прямо в комнате. Илья взял лопату и расчистил дорожки к воротам и туалету. Снег искрился и блестел, как гирлянда на новогодней ёлке, на срезе белел чистотой и свежестью, и Илья подумал, что погода-то нынче установилась хорошая, добрая зимняя погода. То ли дело в Москве: Олег писал, что у них там слякоть сплошная, снегу за зиму ни разу не видели.

В доме было пусто, гулко, пыльно и одиноко, как случается во всех домах, где когда-то жили, а потом перестали жить. Он напоминал брошенную собаку, и вероятно, поэтому пёс (его до этого сюда не привозили) поджал хвост и хмуро держался рядом с хозяином, конечно, обследовав двор и окрестности, но быстро вернувшись назад. Обычно весёлый и шумный, здесь он даже не лаял, только один раз тявкнул, подняв голову, когда пришёл Коля. Сосед, обычно пребывавший всегда в благодушном расположении, сегодня тоже оказался хмур и чем-то крепко озабочен.

Впрочем, Пальцевым он обрадовался, встретил их тепло, вечером принёс своей настойки. Какое-никакое, а всё-таки организовали застолье, прямо как встарь, только многие отсутствовали за этим столом.

Владислав Алексеевич глядел на Кольку-хохла и думал, что Николай тоже не молодеет. Вон как густо лицо морщинами усыпало, да и усох сосед как-то. Раньше такой крепкий мужик был, да и теперь ничего, не чета ему самому, но время – оно безжалостное, оно и Кольку уже пометило.

– Чего загрустил, сосед? – спросил он.

Колька махнул рукой.

– Да так. Дела-делишки...

– Ну а всё-таки? Колись, Николай, может, чем поможем. Я всё-таки не последний человек в области, кое-чего могу ещё.

Коля засмеялся:

– Эх ты, Слава, ты уже на пенсии давно, а всё депутатскими категориями мыслишь. За предложение спасибо, да чем же ты поможешь-то? Цены, что ли, собьёшь вниз своим прошлым чином?

– Да-а-а, нынче всё дорого стало...

– Ну, у меня заначка есть.

– Хитрый ты, Коля. Настоящий хохол.

Колька исподлобья взглянул на Владислава, выпил не спеша, зажевал коркой чёрного хлеба.

– Вот ты, Слава, сейчас меня хохлом обозвал. А скажи, сосед, как так получилось, что это слово ругательное стало? Всегда меня Колькой-хохлом величали, да уважительно, с пониманием. Да и пофиг всем было на самом деле, хохол я или нет. А сейчас косятся, будто я чужак какой.

Он вздохнул и поморщился.

– Что это такое стало с людьми? Я тут с молодости ведь живу, ты же помнишь, когда я приехал. Сколько я машин перечинил всему городу, а по строительству, а так помочь? Если заглохнет авто, так к кому бегут? Неужто в автосервис? Нет, ко мне бежали! Да тот же Иван, помнится, если у него техника на базе барахлила, меня просил посмотреть. Не своих олухов, которые у него там по штату числились, да на работу не ходили месяцами – всегда бухие были. Меня Иван звал, а я чинил. Кстати, от него ничего нет?

– Нет. Пытались мы узнавать, что с ним, да бесполезно. Как в воду канул.

– Жаль. Хороший мужик был.

– Ладно, Коля, душу не береди, он ведь всё-таки брат мне. До сих пор душа болит. Может, встретимся ещё, доведётся свидеться...

Коля кивнул, пожал плечами, задымил сигаретой.

– Ну а теперь, значит, на меня смотрят, как будто я на Майдане стоял и здесь его собираюсь учинить. Пошёл тут в магазин – так там стоит молоденькая продавщица, сестра Юркина, помнишь этого бугая? С Олегом вашим ещё всё корешился? Девчонка такая тоненькая, маленькая, её и за прилавком-то не видать. И, представляешь, пищит мне: «Дядя Коля, здравствуйте. Дядя Коля, а почему вы фашист?». Я ей говорю: «Окстись, дура, я же твою коляску детскую чинил, тебя по парку катал. Какой я тебе фашист?». А она – «Вы, дядя Коля, хохол, а они все фашисты»...

Владислав беспомощно пожал плечами.

– Ну, Коль, ты в голову не бери. Мало ли дураков на свете.

– Мало, говоришь? Что же это получается, что все дураки в нашем городишке обосновались? Или это целая страна дураков собралась?

– Коля, я понимаю, обидно. Дура девка, но что же ты на всю страну-то грешишь? Одна такая идиотка нашлась, так теперь всю Россию хаять, по ней равнять?

– Да не одна она такая... Ты глаза-то разуй! Телек ваш посмотри. То же самое.

– Ну уж. Никто вашего брата фашистом не величает. Наоборот, всячески подчеркивают: украинцы нам – братский народ. Вот, беженцев приняли чуть ли не миллион, гуманитарку каждую неделю шлём колоннами, помогаем как можем... Полина вот тоже вещи недавно собрала кой-какие, в церковь снесла, там сбор для Донбасса идёт... Мы вам только добра желаем!

– А добро, стало быть, несть в свет танками.

– Ну, если другого не остаётся, то и танками можно, – с вызовом заявил Владислав. – А потом нет там никаких наших танков, понимаю я, на что ты намекаешь. Сто раз опровергли уже эти досужие домыслы.

– Ага, сами выросли, – хмыкнул Коля. – Как морковки на грядке. Вот Слава, ты умный мужик, а и тебе голову задурили, ослепили совсем, ни хрена не видишь, уж прости, что я так...

Владислав покраснел и бросился в бой:

– Так может, это ты не видишь? Сам слепой и всех вокруг слепцами посчитал? А мы поболее твоего видим! Всё видим как есть! Не могут же там, наверху, так ошибаться...

– Может, конечно, и я слепой. Вот ты говоришь: беженцы. А ты с беженцами разговаривал? А ты письма читал, что мне родня пишет? Или ты только ваш телевизор смотришь сумасшедший?

– Ну, Коля...

– Мужики, мужики, – уже давно крутилась вокруг Полина, – не надо, мужики, не кричите. Славочка, тебе нельзя волноваться. Коля, да успокойся ты!

– И вправду, мужики, кончайте этот разговор, – спокойно сказал Илья. – Толку-то. Всё равно никто ничего не докажет...

Коля и Владислав сникли, понурили голову, обоим стало неловко.

– Я, наверное, уеду отсюда, – помолчав, сказал Николай. – Делать здесь нечего, сахарный закрылся – нашей свёклы не хватает, а привозную запретили. ЖБИ дохнет. Работы никакой нет, все сваливают, кто может. Да ещё и за фашиста считают. Что мне тут делать?

– Да ты что! И куда? Думаешь, слаще будет?

– Не, не думаю. А всё-таки уеду. Продам дом, и к своим в Запорожье. Там как-нибудь перебьюсь, до конца жизни не так уж много осталось. Родственники – фермеры, у них работа найдётся.

– Коленька, но ведь там же у вас война, – пролепетала Полина, прижав руки к щекам.

– Я старый, меня в бой не возьмут, – усмехнулся Коля. – Лучше на войне, да со своими, чем вот так. Там мне хоть не скажут, что я фашист.

– Вот заладил... Зря ты это, Николай, – не поднимая глаз, сказал Владислав. – А Верка?

– Верка взрослая девка давно, я ей не указ, да и не хочу диктовать. У неё муж вон есть, он умный, цельный доктор наук. Пусть они сами решают, да тут и решать нечего. Думаю, они в Н-ске как жили, так и будут. Как-нибудь свидимся с ними, что уж тут...

Коля вдруг заплакал. Слёзы стекали по его небритому подбородку прямо в рюмку с настойкой. Странный, наверное, получился напиток, солёный.

На кладбище Пальцевы заехали, как всегда, по дороге домой. Там всё замело, – сплошная ровная снежная целина, только над памятниками наст горбился. Такой глубокий снег оказался, что Полина и Владислав не прошли, провалились, тяжело им оказалось ноги из сугробов вытягивать, вернулись в машину. Илья добрёл, ворочая перед собой заносы, до места, где, вроде бы, находилась могила, пошарил на предмет скамейки, не нашёл. Он вздохнул, наугад промял в снегу лунку и поставил в неё свечку. Кругом было совсем тихо, пусто, одиноко и безветренно, серый день обещал скоро уйти в закат, тусклое маленькое солнце стояло над самыми сопками. Свечка горела в ямке хорошо, ровно. «Догорит до конца, не потухнет», – подумал Илья и побрёл назад с каким-то щемящим чувством в душе. Пёс прыгал за ним на своих длинных лапах как на ходулях, а в машине ткнулся влажным носом в руку.

– Так ты надолго, сынок? Куда это тебя посылают так срочно? – спросил Владислав, когда они добрались до дому.

– Думаю, на месяца два-три, бать, – ответил Илья. – Предложили там командировку... Зарплата неплохая. На северах. Сейчас наш брат военный на северах востребован, мы же в Арктике новую группировку разворачиваем. Подработаю немного, а то мне ипотеку выплачивать, а сейчас сам знаешь, что творится... Деньги не лишние будут.

Следующую ночь Илья уже провёл в поезде, на скрипучей верхней полке старого вагона-купе. На сей раз ему не спалось, и после нескольких дней пути он прибыл в Ростов-на-Дону вымотанный до предела, голодный, с воспалёнными глазами. Зимой в Ростове оказалось ещё противнее, чем летом.

Пёс после его отъезда тоскливо забился под кухонный стол и сначала ничего не ел, потом нехотя начал брать еду у Полины и Владислава, но не ожил, а всё время просиживал у двери и ждал, ждал, ждал.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение сентября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

42. Пожар второй. 18.
43. Пожар второй. 19.
44. Пожар второй. 20.
460 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!