Сергей Ручкин
Эссе
«…отвёрз им ум к уразумению Писаний» (Лук.,24:45)
Оглавление 2. Святой дух – это мудрость 3. Что есть Библия? 4. «Что есть истина?» Что есть Библия?
До сих пор считалось, что Библия – это собрание произведений религиозно-исторического характера, и первое знакомство с ней производит на читателя именно такое впечатление. Но это, что называется, пускание пыли в глаза. Известно, что человек – существо очень доверчивое и легко внушаемое. В настоящее время психологами доказано, что даже зрелому человеку можно внушить всякий абсурд, ввести человека в заблуждение. Авторы Библии понимали это и, создавая её, придали ей форму собрания произведений религиозно-исторического характера, чтобы ввести читателя в заблуждение и таким образом показать ему, что его разум несовершенен. Библия подобна человеку. Как человек имеет внешний облик (форму) и сознание (суть), так и Библия имеет форму и суть. Нельзя определить сознание (суть) человека по его внешнему облику, более того, первое впечатление о человеке может быть обманчиво. То же самое можно сказать и о Библии: её внешний облик (форма) не совпадает с её внутренним содержанием (сутью). Собрание произведений религиозно-исторического характера – это форма Библии, а по сути она является единым философским произведением – притчей, а точнее – пророческой притчей. С точки зрения общественного сознания такое определение Библии может показаться бредом, но я приведу ряд аргументов, прямо или косвенно свидетельствующих о том, что Библия является пророческой притчей. 1. Учение Христа можно объяснить рационально только при одном условии – если рассматривать и исследовать Библию как пророческую притчу. Любой другой взгляд на Библию не может привести к такому результату. 2. Библию нельзя считать собранием произведений, отражающих историю развития человечества, историю жизни Христа и других библейских персонажей. И вот почему. Всякий уважающий себя историк, создавая своё документальное литературное произведение, обязательно вписывает в него даты событий, даты рождения и смерти, даты каких-то открытий и т.д. В Библии же нет ни одной какой-либо даты. Это даёт повод считать, что авторы Библии не ставили перед собой цель показать историю развития человечества. У них были совсем другие цели, о которых я расскажу в дальнейшем. Тогда возникает вопрос: зачем авторы Библии вплели в неё исторические и географические факты? В Древней Греции (а Новый Завет был создан именно там) религия имела абсолютное господство над умами людей толпы. Редкие личности, проповедовавшие антирелигиозный взгляд на мир, подвергались гонениям и смертной казни. Яркий пример тому – казнь Сократа. На суде его обвинили в том, что он отвергал традиционных богов. Также уничтожалась и антирелигиозная литература. Но даже в таких враждебных условиях материалистическая философия развивалась и достигла своего апогея: древнегреческие философы смогли познать истину – истину, которая всегда научна, а значит – антирелигиозна. Когда проблема познания истины была решена, перед философами предстала другая не менее сложная проблема – как антирелигиозную истину распространить в религиозной среде? Для решения этой сложнейшей проблемы и была создана Библия. Авторы Библии научную, антирелигиозную идею, основанную на истине, завуалировали под религиозное откровение и вложили это откровение в уста мифического богочеловека Иисуса Христа. А чтобы миф казался правдоподобным, необходимо было найти предысторию появления на свет богочеловека (такой находкой стал Ветхий Завет), придумать историю его жизни и историю жизни его учеников. Вот для этого и понадобились исторические и географические факты, которые были умело вплетены в библейское повествование. Несмотря на умелое вплетение исторических и географических фактов, Библия несёт в себе множество противоречий, связанных с ними, а также с обычаями и нравами тех лет. Да по-другому и быть не может, ведь Библию создавали не историки, а философы, мудрецы – люди, наделённые и движимые мудростью, то бишь Духом Святым (см. 2-е Пет., 1:21). Эти мудрецы меньше всего заботились о том, чтобы передать историческую и географическую правду. Их главной целью было то, чтобы дать людям – своим потомкам, т.е. нам с вами – философско-этическую идею (учение Христа), опирающуюся на научную основу, на истину, на закон единства и борьбы противоположностей, которая смогла бы привести всё человечество к единению, согласию, миру, порядку и справедливости. 3. Библию нельзя считать и религиозным произведением. И вот почему. Рассмотрим одну цитату: «Не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «познай Господа»; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня» (Евр.,8:11). Из этой фразы видно, что Бог не только познаваем, но и, видимо, прост и доступен в познании, что даже «малые» будут знать его. А всё, что познаваемо и объяснимо, имеет прямое отношение к науке, а не к религии. И если сам Бог познаваем и объясним, то это уже не Бог, а нечто другое, не связанное с религией. Следовательно, и Библия, созданная этим познаваемым Богом, к религии не имеет никакого отношения. (Кстати, эта цитата – не единственная в Библии, где говорится о познании Бога). 4. Можно ли назвать Библию притчей? Да. Все те признаки, которые выделяют притчу из ряда других литературных жанров, в полной мере присущи и Библии. Давайте заглянем в словари и посмотрим на эти признаки. «Притча – дидактико-аллегорический жанр литературы; форма притчи с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» моралистического порядка. Для определённых культурных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, притча была центральным жанром, эталоном для других жанров». (Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1987 г.). «Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное поучение, по своей форме родственный басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определённая дидактическая идея». (Словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение», 1974 г.). А теперь давайте примерим эти признаки к Библии, и вот что получится. Библия, как и притча, является нравоучительным произведением: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2-е Тим.,3:16). Библия, как и притча, тяготеет к глубинной премудрости моралистического порядка: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна». (Иак., 3:17); (между «глубинной премудростью» и «мудростью, сходящей свыше» нет никакого противоречия: под «глубиной» или «высотой» подразумевается одно и то же – труднопреодолимое расстояние, сложный путь к мудрости). Библия, как и притча, наполнена иносказаниями, которые можно истолковать научным языком, например: «воскресение» – второе или новое рождение; «праведник» – законопослушный гражданин; «ад» или «геенна огненная» – суровое судебное наказание для преступников, «Царство Небесное» – царство мудрости (общество наивысшего развития) и т.д. И, наконец, главное: в Библии, как и в притче, заключена поучительно-наставительная идея – учение Христа, которое является центром, кульминацией, сутью всей Библии: «…слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь…» (Иоан., 6:63). Единственное отличие Библии от классической притчи – так это её объём. Если классическая притча – это небольшой рассказ, предписывающий читателю должное поведение в конкретной жизненной ситуации, то Библия – это огромное произведение, несущее в себе поучительно-наставительную идею, предписывающую читателю должное поведение во всех жизненных ситуациях, на все случаи жизни. Все эти аргументы свидетельствуют об одном – Библия по сути является притчей, в которой вымысел (мифы, легенды, фантазии) тесно переплетается с истиной: «…буква убивает, а дух животворит» (2-е Кор., 3:6); «дух есть истина» (1-е Иоан.,5:6). Библейская идея – учение Христа – включает в себя не только моральные поучения и наставления, но и пророчество (предсказание будущего), поэтому Библия является не просто притчей, а пророческой притчей.
Оглавление 2. Святой дух – это мудрость 3. Что есть Библия? 4. «Что есть истина?» |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|