HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Умит Салиев

Архипелаг Гулаг по-азиатски

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.04.2008
Оглавление

11. Глава 11
12. Глава 12
13. Глава 13

Глава 12


 

 

 

Наступила пора саратона – самое жаркое время среднеазиатского лета. Температура поднималась до пятидесяти градусов. Все живое пряталось в тень. Даже птицы не летали, предпочитая отсиживаться в гнездах, укрытых в кронах деревьев.

По примеру неугомонного Садокат-Али мы тоже теперь не уходили из жилого барака, когда с утра всех выгоняли на улицу. Шныри и завхоз нас не трогали. Начальник отряда скрежетал зубами от ярости, но делал вид, что нас не замечает. Видимо, сверху приказали не досаждать нам.

Весь день мы валялись на койках, укрываясь от палящих лучей солнца в бараке. Но барак не спасал от невыносимого зноя: дышать было нечем, голова гудела колоколом и была налита свинцовой тяжестью, тело покрывала липкая испарина.

А каково было другим? Особенно тем, кто работал на кирпичном заводе: весь день на открытом месте, под испепеляющим солнцем, у огнедышащих печей обжига – совершеннейший ад!

На такой каторжной работе, да на голодном пайке редко кто выдерживал. Зеки валились с ног, болели, многие были не в состоянии по утрам подняться на работу. Количество дистрофиков с каждым днем возрастало: люди чахли на глазах и были похожи на тени. В лагерной санчасти освобождали от работы в исключительных случаях, да и то только на один день. А что такое один день? Больной зек, получивший освобождение на один день и не сумевший на другой день выйти на работу, попадал за прогул в штрафной изолятор. А там – дубинки...

 

Довелось и мне столкнуться с санчастью. Болезни преследовали меня одна за другой. Кроме измучившего меня постоянного поноса, вшей, чесотки и отбитых дубинками почек, все мое тело вдруг покрылось незаживающими болячками и язвами.

В санчасти принимали два раза в день: днем с 11-12 часов и вечером с 18-19 часов. Для четырех тысяч заключенных на зоне всего два приемных часа – не густо!

Одноэтажное красивое здание санчасти, свежепобеленное и опрятное, утопало в зелени большого сада. Начальник зоны любил показывать санчасть наезжавшему порой на зону высокому начальству из Управления.

Но больных зеков принимали не с помпезного парадного входа, а с черного – в другом конце здания, изолированного высоким забором от пышного сада. Здесь зеки дожидались приема на открытой солнцу асфальтированной площадке, толпясь перед высоким крыльцом, с которого дневальный санчасти выкликал их фамилии.

Чтобы попасть на прием к врачу, надо было заблаговременно записаться в своем отрядном санитарном журнале и сдать его дневальному санчасти. Собрав журналы, тот называл фамилию больного и пропускал в приемное отделение, где располагалось пять кабинетов: начальника санчасти, психиатра, терапевта, зубного врача и процедурного. Психиатр принимал один раз в месяц; зубного врача не было вообще; начальник санчасти постоянно отсутствовал. Практически работало только два кабинета – терапевта и процедурный.

Я отправился в санчасть к началу дневного приема.

 

Площадка перед крыльцом колыхалась густой гудящей толпой больных: туберкулезников, дистрофиков, инвалидов, страдающих сахарным диабетом, язвой желудка, «куриной слепотой», почками и пр. Многие едва держались на ногах; некоторых принесли на руках, и они лежали на земле в беспамятстве, на самом солнцепеке.

Толпа больных стонала, кряхтела, охала, нетерпеливо поглядывая на крыльцо, ожидая начала приема. И когда он начался, все это немощное людское скопище, давя друг друга, рванулось к появившемуся на крыльце дневальному санчасти, протягивая отрядные санитарные журналы. Дневальный злобно отшвырнул ногой забравшихся на крыльцо особенно настырных, собрал журналы и стал выкрикивать по ним фамилии.

Время близилось к двенадцати. Толпа перед крыльцом не уменьшалась.

Ровно в 12 часов дневальный объявил о конце приема. Не солоно хлебавши я вернулся в отряд. Вечерний прием оказался для меня таким же безрезультатным.

 

В течение месяца я безуспешно повторял свои попытки. Ходил в санчасть ежедневно, как на работу – на дневной и вечерний приемы. И настолько зациклился на санчасти, что самой главной целью моей жизни стало одно – попасть на прием к врачу. В сущности так оно и было. Я не собирался отдавать концы в этом концлагере, затерянном в песках Кизил-Кума. Слишком много еще неосуществленных планов оставалось в жизни. Никому здесь, на зоне, до тебя не было дела. Умри я – составят акт, и только.

Наконец попытки мои увенчались успехом. Крыльцо, дальше которого я не мог пробиться столько времени, было пройдено, и я очутился в кабинете врача-терапевта.

Терапевт, узкоплечий узбек, лет сорока, в несвежем белом халате, сидел за столом, заваленным историями болезней. Войдя в кабинет и наткнувшись на длинную деревянную скамью, преграждавшую путь к столу врача, я собрался перешагнуть ее.

– Стой, где стоишь. К столу не подходи, – брезгливо сказал терапевт. – Что у тебя?

Я перечислил свои болезни, пожаловался на постоянные боли в сердце, на отбитые дубинкой почки.

Терапевт черкнул что-то на клочке бумаги и, выйдя из-за стола, отдал мне.

– Возьми. В процедурном получишь, – сказал он и крикнул в коридор: – Следующий!

В процедурном кабинете по клочку бумаги мне выдали небольшую коричневую таблетку и выгнали в коридор.

Таблетка оказалась совершенно бесполезной. И я махнул рукой на санчасть.

 

 

 


Оглавление

11. Глава 11
12. Глава 12
13. Глава 13
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!