HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Григорий Салтуп

Ныкалка, или Как я был миллионером

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Карина Романова, 2.06.2009
Оглавление

14. Отцы наши – долги наши...
15. И руки пожали...
16. "Привет от полковника Бердана!"

И руки пожали...


 

 

 

Я соскочил на землю с камня-трибуны, и мы с Илмаренком крепко-накрепко пожали друг другу руки, – я даже чуть не взвизгнул от жестких тисков его коротких и сильных пальцев. Он всегда очень крепко, основательно здоровался, словно резиновый эспандер для накачки мышц давил, – но тут…, тут, даже, с каким-то подвохом, сильней обычного, с перетиркой костяшек на моей кисти, с хитровато-значительным взглядом из подлобья…

– Ладно, Илмари! Извини и не держи зла, – я попытался улыбнуться. И мы – как взрослые! – левыми руками слегка друг друга по плечам похлопали, – мол, все нормально! Разобрались! Зарастет – забудется. Нет и повода для давней ссоры…

Тут все наши шанхайские пацаны обступили нас и с радостью обхлопали нас по спинам и плечам, мол, слава Богу! Все нормально, пацаны! Помирились, ребята! Помирились Борька с Илмаренком! Разобрались…

Да… Помирились. Кажется.

Разобраться-то, разобрались… Заросло, но не забылось.

Что-то холодное и тусклое все равно застряло между нами навсегда.

Как незримая прозрачная стена: стекло – не стекло, вата – не вата. И не ущипнуть это нечто, не отодвинуть, и на ощупь его как бы нет! Но есть какая-то перегородка. Стоит чужая и незримая, и никуда от неё не денешься… Дистанция.

Мы, как и прежде, вместе ходили с Илмаренком в школу, вместе возвращались после уроков домой. Вместе играли с мальчиками на улице, – но как-то реже, и игры стали другими. И, случалось, – если я утром замешкаю, то Илмари не дожидался меня, как прежде, у нас на крыльце, чтоб вдвоем вприпрыжку и наперегонки бежать к первому звонку. Да и я не караулил его, как бывало раньше, на крыльце школы, когда он задерживался в классе, чтоб именно вдвоем домой возвращаться.

Дядя Пекка, Илмаренкин отец, наконец-таки достроил свой дом, переселился из барака всем семейством.

Даже его старшая одинокая сестра Сусанна Матвеевна Лесонен переехала к нему из Бесовца и стала жить в их доме в своей отдельной чердачной комнатенке. К ней на чердак был пристроен отдельный вход, а посередине комнаты с невысокими потолками – рукой достать можно! – стояла печка на две конфорки. Сусанна Матвеевна была высокой, костлявой старухой, с темным, каким-то словно ошпаренным лицом. Рассказывали, что это у неё от работы на известковых печах досталось, мол, когда приходилось вручную обжигать негашеную известь во время войны, в Сибири, многие ссыльные такие ожоги заработали. Сусанну Матвеевну как-то язык не поворачивался «теткой Сусанной» называть, её все на нашей улице и в соседских бараках звали только по имени-отчеству. Она мало с кем разговаривала, – только здоровалась и степенно склоняла голову. Очень она любила вязать из шерсти и цветных ниток. Целыми днями Сусанна Матвеевна сидела у себя в светелке и вязала, вязала, – и рукавицы, и свитера и шапочки лыжные. Свитера, шарфы и шапочки она вязала на «заказ», я сам носил её свитер лет пять, пока окончательно не вырос из него, уж очень удобный и теплый свитер у Сусанны Матвеевны получился…

Постепенно, с годами, Пекка Матвеевич засадил свой участок в четыре сотки кустами крыжовника, смородины и яблонями, – в этом ему мой папа помогал.

Мой отец сам очень любил ковыряться в земле на наших четырех сотках, книжки по садоводству собирал, умел делать прививки на яблонях и вишнях и разбирался в северных сортах плодовых деревьев. Особенно холил он свой огород: четыре грядки и два парника. Редиска, свекла, укроп, репа, помидоры и огурцы, – все у нас было своё, а не с рынка. Отец исхитрялся по два три урожая за один сезон с одной и той же грядки собирать. Все посадки у него шли по четкому календарному графику…

– Ты представляешь, Пекка! При Николае Кровавом рабочим Александровского завода по двадцать соток под дом и огород давали! – бурчал отец себе под нос, сидя на корточках и прореживая свежую поросль редиски на грядке. – Да еще по два гектара на семью под пожни, за городом. Чтоб рабочие на себя сено косили, коров держали, ребят своих молоком поили. А наша родная советская власть – четыре сотки фронтовику выделила. Тьфу! Наградили, называется… За пролитую кровь, за раны фронтовые. Отблагодарили, называется… Курице негде высраться… Тьфу! «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим!» Тьфу! Курице негде …

– Ты прав, Николай. Тут ты прав. Кур негде держать. Какие уж там коровы? – соглашался с ним Пекка Матвеевич, поджидая свежей редиски на закуску.

Потом дядя Пека поставил у себя на участке баню, и мы часто парились вчетвером: Илмаренок, я и наши отцы. Мы с Илмаренком вдвоем воду в молочных бидонах возили и на пару дрова кололи, а дядя Пекка банную печь топил и за каменкой следил. Париться в хорошей компании в двадцать раз здоровей и веселей, чем в самой дорогой сауне и в одиночку!

Наши отцы по-настоящему сдружились и летними вечерами подолгу сидели вдвоем, – то у нас в саду под яблонями, то у дяди Пеки возле баньки на пеньках. Все рассуждали о чем-то, неспешно и обстоятельно выслушивая друг друга…

Илмаренок увлекся железяками и все свое свободное время чинил какие-то старые велосипеды, сотворял и сколачивал разные самокатные тележки на подшипниках вместо колес. По случаю, он достал себе старинный немецкий мопед-тарахтелку без глушителя, чинил его почти каждый день и до темноты скакал на нем по камням и кочкам на пустыре, в заброшенном карьере за окраиной Шанхая.

Подросшая шанхайская малышня ходила за Илмарем стайкой и восхищенно выпытывала: – «А это как называется?» «А что эта штуковина делает?» «А куда этот винтик надо вкрутить?»

Меня Илмаренкины железяки не привлекали, но подшучивать над его вечно замызганным, в солидоле и машинном масле, носом, я не подшучивал.

Зачем? Обидеться может.

У меня, ведь, тоже были свои увлечения, которые Илмарю до лампочки…

На выпускном вечере после восьмого класса все уже знали своё будущее: кто пойдет в речное училище на механика, кто в строительный техникум на прораба, кто в десятилетку, чтоб потом в университет можно было поступать. Разбегались наши пути-дороги. Всем было немного грустно. Потом вдруг кто-то вспомнил, как когда-то, давно-давно, после пятого класса мы всей оравой несколько лет ожесточенно рубились в пивнухи… И все пацаны с гоготом, перебивая друг друга, друг дружке рассказывали, как Борька неожиданно разбогател, настоящим миллионером стал и однажды чуть было не поссорился из-за этих крышек с Илмаренком…

 

 

 


Оглавление

14. Отцы наши – долги наши...
15. И руки пожали...
16. "Привет от полковника Бердана!"
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Стандартный поролон какой поролон.
Поддержите «Новую Литературу»!