HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Александр Сапир

Ведомые Богом

Обсудить

Роман

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

На чтение краткой версии потребуется 9 часов, полной – 10 часов | Цитаты: 1, 2, 3, 4, 5 | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.11.2015
Оглавление

14. Часть вторая. Миссия.
15. Глава 1. Моисей и Ципора. Рауэль. Несгораемый куст.
16. Глава 2. Аарон, Мариам и Корах. Встречи с фараоном.

Глава 1. Моисей и Ципора. Рауэль. Несгораемый куст.


 

 

 

Однажды он увидел в воде своё отражение. Седой, морщинистый, восьмидесятилетний старик. К этому возрасту мало кто выживает, а он выжил, выстоял, и сил у него ещё в достатке. Сорок лет прошло с тех пор, как бежал он из Египта, спасая свою жизнь. Был полководец, знатный вельможа, но однажды потерял голову и в пылу гнева убил египтянина, надсмотрщика над иврами, который был известен своей жестокостью. Закопал труп в песок и думал: никто не видел, как он это сделал. Назавтра что-то потянуло его, и он опять поехал в ту же каменоломню, где работали ивры. И услышал их разговор: «Этот человек опять приехал, кого он теперь убьёт?» – «Надо сказать старшему, пока не поздно». Не дожидаясь ареста, бежал и с тех пор скитался по оазисам, что раскинулись вокруг Ханаана. Сошёлся с вольными иврами – «хабирами», чьи предки покинули Египет в прежние времена, и совершал с ними набеги на землю Ханаанскую. С годами приостыл и стал задумываться: где бы ему спокойно провести остаток своих дней. И такой случай вскоре представился ему.

Одинокий, изголодавший, он блуждал по стране медиан, потомков Медиана, одного из сыновей Авраамовых. Подошёл к колодцу, рядом с которым молодые девушки поили скотину. Попросил напиться, и одна из них протянула ему кувшин с водой.

– Помочь тебе, дедушка, умыться? – спросила она.

Он охотно согласился. Умывшись, взял у неё кувшин и уселся в тени дерева.

– Как тебя зовут? – спросил он.

– Ципора («птичка»), – ответила девушка, – а тебя как?

– Меня – Моисей.

– Ты, наверное, из дальних краёв, проголодался. Возьми лепёшек, – сказала она, и он, поблагодарив, взял их.

«Кого-то она напоминает мне», – думал он, глядя на её свеженькое личико. Он силился вспомнить, но так и не смог. Она болтала со своими подружками, совсем позабыв о нём. Понемногу он задремал и проснулся от девичьих криков и грубых возгласов. Банда разбойников, налетев откуда ни возьмись, пыталась угнать у девушек скот. На старца, сидящего на земле с кувшином воды, разбойники не обратили внимания. Девушки с визгом бросились наутёк, опасаясь, что бандиты заберут и их вместе со скотиной. Наверное, так бы и случилось. Мгновенно оценив обстановку, Моисей вскочил на ноги и, вращая над головой посох с железным наконечником, бросился на разбойников. Один из них, отразив удар, схватился с ним в поединке. Некоторое время они совершали молниеносные движения, увертываясь от смертельных ударов противника.

– Ты, старец, дерёшься как египетский воин, откуда ты взялся такой? – воскликнул разбойник. – Давно не встречал такого соперника.

– И не встретишь, потому что я выбью сейчас твои мозги, – ответил Моисей и бросился на него. Он нанёс удар такой силы, что дубина разбойника отлетела прочь, и сам он упал на землю. Его подручные, робко стоявшие в стороне, тотчас обратились в бегство.

Моисей занёс над разбойником свой посох, но рядом стояли девушки, и ему не захотелось смущать их жестоким убийством.

– Что ты медлишь, старик? – спросил его поверженный разбойник, – проткни меня своей палкой и делу конец.

– Из какого ты племени?

– Я – амелик.

– И как тебя зовут?

– Гурам. Зачем тебе всё это? Ты победил, так убей меня.

– Иди, Гурам, к своим и скажи им, чтобы они сюда дорогу забыли. Ты всё понял?

– Ты что же, даруешь мне жизнь?

– Дарую, но уходи отсюда побыстрее и никогда не возвращайся.

– И откуда ты только взялся, старик? – пробормотал разбойник, вставая на ноги. Он ещё раз с опаской взглянул на Моисея и пустился наутёк.

Девушки с изумлением смотрели на своего спасителя.

– Ты должен пойти с нами, – сказала Ципора, – наш отец отблагодарит тебя. Он – вождь племени.

Моисей согласился, и они отправились в селение медиан, что находилось за соседними холмами.

– Отец, отец, этот человек спас нас, – заговорили девушки разом, когда суровый человек с длинной бородой вышел из шатра и пошёл им навстречу. Пока они, перебивая друг друга, рассказывали ему о разбойниках и своём чудесном спасении, их отец и Моисей внимательно разглядывали друг друга.

– Ты ли это, Рауэль? – наконец спросил Моисей.

– Неужели Моисей? – воскликнул вождь медиан.

– Он самый, дружище мой, Итро.

– Ты не забыл, как называл меня в Египте, – произнёс Рауэль, обнимая Моисея.

– Ещё бы, друг мой.

– Да вы что, знакомы, что ли? – спросила Ципора, широко раскрыв глаза.

– Когда-то, девочка моя, мы были друзьями, ещё в те времена, когда мы оба проживали в Египте, – сказал Рауэль. – Я был тогда жрецом великого бога Атона-Ра, а Моисей проживал во дворце фараона. Но обстоятельства сложились так, что нам обоим пришлось бежать. Я стал вождём медиан, взял в жёны твою мать и проживаю здесь уже много лет.

– А я подался к хабирам и дрался в Ханаане.

– У меня в племени проживают несколько семей хабиров, я познакомлю тебя с ними. А теперь пойдём в шатер, дорогой друг.

Слуги подали им вино и жареного барашка, и они всю ночь предавались воспоминаниям. Рауэль позвал хабиров, и оказалось, что двух из них, Кацона и Навина из племени Ефремова, Моисей хорошо знал – они были его давние боевые соратники в набегах на Ханаан.

– Я счастлив, что я с вами, друзья мои, – сказал Моисей, – после всех тягот, что выпали на мою долю, Господь одарил меня этой встречей.

 

Так и получилось, что Моисей осел среди медиан. Согласно обычаям Рауэль отдал ему в жёны свою любимицу, Ципору, и та родила Моисею двух сыновей. Старшему, Илиезеру, уже пять лет, а младшего, ещё не названного, – всего несколько дней назад.

Ничто не предвещало перемен, и он не хотел их. Но Господь рассудил иначе, и наступил день, который перевернул всё в его жизни. В то утро он пошёл на дальнее пастбище, проверил, всё ли благополучно, и к вечеру возвращался в селение. Он думал о своей Ципоре и беспокоился о малютке. Вдруг видит: горит невдалеке от дороги, там, где начинается подъём в гору Синай, чудным пламенем терновый куст. Остановился, смотрит как зачарованный. Странное пламя, яркое, но совсем не опаляет зелёные листья. Недаром местные жители опасаются этих мест: всякие, говорят, чудеса здесь случаются. То клубы дыма показываются над горой, то огненное пламя взовьётся. И слышит голос из горящего куста:

– Моисей, сними сандалии и подойди к кусту. С тобой будет Бог говорить.

– Чей Бог? – спросил Моисей. – Медиан или Авраама, Исаака, Иакова?

– Истинный Бог, Создатель всего, что есть на свете, Бог Авраама, Исаака, Иакова. Единственный и Всемогущий.

Моисей снял сандалии, положил посох у дороги и подошёл к кусту поближе. Пламя разгорелось сильнее, и другой голос, густой, сочный, сказал:

– Я – Бог твоего народа, Моисей, Создатель всего, что есть на свете. Ты не страшишься меня?

– Гнева Твоего страшусь, но верую в Тебя и надеюсь на милость Твою, – ответил Моисей.

– Милость Моя безмерна, но надо верить в Меня, в Мою силу и Мою славу, в Моё благоволение верующим и почитающим Меня. Знай, отступников от Меня, не соблюдающих установления Мои, караю Я со всей мощью десницы Моей. И нет укрытия от гнева Моего ни в воздухе, ни на земле, ни под землёй, ни в водах морских. Сильна ли вера твоя, Моисей?

– Да, Господин мой, я уверовал в Тебя всем сердцем и духом своим. И потому я готов исполнить твою волю, какой бы она ни была.

– Настал твой черёд, Моисей. Вопиет народ твой под египетским игом, и мольбы его дошли до меня. И потому поручаю Я тебе: выведешь народ из египетского плена и возвестишь ему Слово Божье. А когда народ проникнется Словом Божьим, приведёшь его в землю Ханаанскую, что сочится молоком и мёдом, землю, которую Я обещал потомкам Авраама. Так Я решил и для этого Я здесь.

– Бог, ты видишь, что я стар и только в старости обрёл покой. Прошу Тебя, дай мне дожить мою жизнь среди семьи, с женой моей, Ципорой, и моими сыновьями. Разве я смогу исполнить Твою волю?

– Вот ты, Моисей, уже усомнился во всесилии Моём. Знай: впереди у тебя ещё большая жизнь, и ты исполнишь всё. Я помогу тебе, всегда буду с тобой. Собирайся и иди в Египет. Там тебя встретит твой старший брат, Аарон, и твоя сестра Мариам.

– Но, Господь мой, мы не узнаем друг друга, ведь мы не виделись с молодых лет.

– Ох-хо, до чего ж вы, ивры, потомки Авраама, Исаака, Иакова, спорить горазды. Порой сам удивляюсь – почему Я на ваш народ простёр милость Мою?

– Так ведь на то и разум нам Тобою дан, чтобы сомневаться во всём.

– Во всём, кроме слов Моих. В них верить надо. Будь спокоен, Моисей, мои посланцы помогут вам узнать друг друга.

– Но, скажи, Господь, почему Ты избрал меня?

– Ты с рождения отмечен мной. Я испытывал тебя, но ты выносил все тяготы. Ты знаешь Египет и знаешь пустыню. Ты учился жреческому искусству, был воином фараона, а когда бежал из Египта, стал хабиром. Ты единственный, кто может выполнить мой промысел.

– Да, был я хабиром. Ходили мы в Ханаан и возвращались с добычей. Мы даже взяли Иерихон и разрушили его. Но потом египтяне пришли в Ханаан, и мы потерпели поражение, ушли в пустыню.

– Скоро, Моисей, всё изменится. Ты выведешь народ из плена и создашь настоящее войско. С моей помощью вы одержите победу, изгоните неугодных мне ханаан, аморреев, хеттинов, суттинов и овладеете Ханааном.

– Бог, ты ведь знаешь, я во младенчестве взял уголёк в рот и с тех пор я заикаюсь. Я не смогу убедить людей.

– Когда надо, говорить с людьми будет твой брат Аарон.

– Как мне называть тебя людям?

– Я тот, кто существует. Я – единый и сущий. Всевышний и Всесоздатель, Господин ваш Всесильный. Элоним, или Яхве, или, по-иному, Иегова. Но предупреждаю: не поминай Моё имя всуе.

– Я понял, Господь, но если позволишь, то ещё один вопрос.

– Ну говори, – сказал Господь с некоторым раздражением.

– Каким мне изобразить Тебя людям? Тельцом, змием, львом? Или, быть может, в образе солнечного диска с исходящими лучами, как изображал Единого Бога мой покойный благодетель, фараон Эхнатон? Или в образе человека, как язычники-ахейцы своих богов изображают? Каков Ты есть, какова плоть Твоя?

– Плоть Моя есть дух Мой, и не дано смертной твари ни зреть Меня, ни даже помыслить, каков Я есть. А всякое изображение Моё, в образе тельца ли, человека ли, луны или солнца есть мерзость языческая. Передай так народу. Никаких зримых изображений! Никаких каменных изваяний! Никаких кумиров и никаких идолов. То Моё первое ему напутствие. А их ещё много будет. Теперь иди, Моисей, исполни свою миссию. Прощайся с семьёй и немедля уходи в Египет. Когда возвратишься с народом, останавливайся станом под этой горой и поднимись ко Мне на вершину. Я буду там. Через тебя Я возвещу слово Своё народу. Теперь подойди поближе, Я награжу тебя частицей духа Моего.

Моисей приблизился к кусту, и холодное пламя неожиданно вырвалось и на миг окружило его. Огонь тотчас потух, и Моисей, возвратившись на дорогу, одел сандалии, взял в руку посох и поспешил к дому. Он чувствовал лёгкость во всём своём теле. «Я будто помолодел на много лет», – думалось ему. Но путь был неблизок, и постепенно сомнения стали закрадываться в его душу. Всякие видения посещают одинокого путника в пустыне. Был ли этот разговор со Всевышним? Или полуденное солнце перегрело его? «Надо созвать моих старых друзей, хабиров, и рассказать им всё, – подумал он. – Если это был мираж, то они посмеются надо мной и на этом дело окончится. Но если Всевышний действительно подвигнул меня, то Его посланцы будут рядом со мной. Тогда мои друзья поверят мне, и я уйду в Египет».

Возвратившись, он отправил слуг к своим друзьям. Пришли, расселись на шкуры, приготовились слушать. Пришёл и Итро, уселся на почётное место, спросил:

– Чем, зять, порадуешь?

Волнуясь, заикаясь и шепелявя, он поведал им о своей встрече со Всевышним. Позже он часто вспоминал этот разговор с друзьями и думал: что мне хотелось более, чтобы они высмеяли меня, и я бы спокойно доживал свои дни, или чтобы они поверили мне? И то, и другое смешалось тогда в его душе. Он кончил рассказ, и воцарилась тишина. «Посмеются они сейчас надо мной и пойдут прочь, – думалось ему. – А как выйдут из шатра, то кто-нибудь скажет: «Моисей-то наш головой тронулся, а ведь какой орёл был».

Воцарилась тишина. «Ну и дела, зятёк», – пробормотал Итро, покачав с сомнением головой. Наконец старый Навин из колена Ефремова, чьё лицо пересекал шрам от копья, сказал:

– Ты знаешь, я твой друг, помню, как мы с тобой тёмной ночью на стены Иерихона лезли, охрану резали, верёвки хабирам кидали. Помню, как отступали под натиском египтян, как прикрывались ханаанскими пленницами, и они гибли одна за другой от египетских стрел. Помню, но трудно поверить тебе. Другой бы кто сказал – ни за что не поверил бы. Но тебе? Не знаю, что и думать. С тобой кто-нибудь был?

– Никого.

– Вот то-то и оно.

– Отец, поверь ему, – вдруг с жаром воскликнул его юный сын, Осий, что сидел рядом с ним. – Я всей душой чувствую, всем существом своим: так и было. Я готов идти с тобой, Моисей. Возьми меня, я пригожусь тебе, я владею оружием не хуже отца.

– Осий, не встревай в наш разговор, – прикрикнул на него отец, но тут все заговорили разом.

– Верим тебе, Моисей, верим. Бог наш вспомнил о своём народе. Бог Авраама, Исаака, Иакова. Конец близится плену египетскому, четырёхсотлетнему.

– Иди в Египет, Моса, – сказал Итро, назвав Моисея на египетский манер. – Сомневаюсь, что всё так было, как ты рассказал, но держать тебя не могу.

– Спасибо, друзья, что поверили мне, – воскликнул Моисей. – Завтра с восходом солнца я ухожу.

– Одному идти нельзя, бери моего сына, – сказал Навин. – И наших тоже, – поддержали остальные.

– Спасибо, друзья, знаю, самое дорогое мне отдаёте, частицу вашу. Попрошу вас вот о чём. Идите, кто может, во все края, во все оазисы, от Кадеша до Дамаска. Поднимайте хабиров, вольных ивров, как делали мы это в прежние времена. Пусть отборная тысяча бойцов идёт к Египту и скрывается в Тростниковых озерах, что рядом с Софоком. Я свяжусь с ними. Остальные – идут к горе Синай, куда и я вернусь со всем народом. Все мы должны услышать Слово Божье. А кто не сможет идти, пусть сидит дома и молит Всевышнего, дабы не отвлекли бы его другие дела, поважнее нашего.

– Всё сделаем, Моисей, – воскликнули старые хабиры.

– Я знаю Тростниковые озёра и приведу туда воинов, – сказал Кацон, давний соратник Моисея.

Когда Ципора узнала, что муж покидает её, она воскликнула:

– Я твоя жена, и я иду вместе с тобой.

Он пробовал возражать:

– Ты только что родила, всего несколько дней прошло. Оставайся дома.

– Нет, я возьму детей с собой.

Моисей знал, что с ней не поспоришь, и недовольно махнул рукой.

Ранним утром следующего дня маленький отряд отправился по пустынной дороге в Египет. Ципора со служанкой и детьми ехала в крытой повозке, запряжённой волами, остальные тряслись на ослах. Через два дня пути, глубокой ночью, Моисея разбудил плач ребенка. Он вскочил на ноги и при свете костра увидел Ципору с ножом в руках. Ребёнок кричал в своей корзинке, а Ципора бросила к ногам Моисея кусочек окровавленной плоти.

– Что случилось, Ципора, что ты наделала? – воскликнул Моисей.

Их крики разбудили весь отряд, люди хватали оружие и бежали к Моисею.

– Успокойтесь, – сказала Ципора. – Я всё сделала, как мне повелел Господь.

– Господь?

– Да, Господь. Я вдруг проснулась, будто от толчка. И вижу – Господь в облаке снизошёл к нам и говорит:

– Я сейчас убью Моисея, мужа твоего.

– За что? – спрашиваю, – Ты повелел ему идти в Египет, и он идет.

– Восьмой день прошёл, как родился ваш ребёнок, и он не обрезанный. Как Моисей сможет исполнить свою миссию, если он не соблюдает главный закон, не отметил печатью несмываемой дитя своё?

– Прости его, говорю, мы ведь заспешили в Египет. Я сейчас сама всё сделаю, и прилепится наше дитятко к Тебе на веки вечные, будет он Тебе женихом по крови. Я взяла каменный нож, подержала его над костром и отрезала дитятке крайнюю плоть, как мы делали это с нашим старшеньким.

– О, Боже, как же я мог забыть про восьмой день! Прости, Господи, оплошность мою! – воскликнул Моисей, воздев к небу руки. – Клянусь кровью моего ребёнка, я смертью буду карать всякого, кто отвергнет закон и не обрежет своё дитя на восьмой день.

– Нам пора назвать его, – сказала Ципора, – ведь на восьмой день полагается, после обрезания.

– Назовем его Гиршам, – сказал Моисей, – «Богом отмеченный».

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

14. Часть вторая. Миссия.
15. Глава 1. Моисей и Ципора. Рауэль. Несгораемый куст.
16. Глава 2. Аарон, Мариам и Корах. Встречи с фараоном.
279 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 22:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!