HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виктор Сбитнев

Грибной директор

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за декабрь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.01.2017
Оглавление

10. Глава девятая
11. Глава десятая
12. Глава одиннадцатая

Глава десятая


 

 

 

«Визит к Минотавру»

 

 

Минотавром Витька окрестил Макарова-старшего, а Алексей, зачитывающийся детективами Вайнеров, с этим легко согласился. Солнце ещё не село, но уже провесило по всему Западу оранжевые лоскутья заката. «Интересно, – подумал Витька, – к чему это: к одной лишь ветреной погоде или ещё и к каким-то неприятностям?» С удивлением он понял вдруг, что в последнее время стал суеверным, чего прежде за ним никогда не водилось. Он глянул на часы и двинулся к двери. Алексей с Дивой сейчас наверняка делали то же самое, поскольку до избы Макарова от Дивиной расстояние примерно такое же, как и от Витькиной. Витька удобнее перехватил крокодиловый дипломат, в котором помимо Колиных тетрадок с диктантом и сочинением по «Герою нашего времени» лежал и классный журнал с итоговыми «двойками» как минимум по пяти предметам. И эту «тяжёлую артиллерию» он должен был предъявить отцу Николая – Ивану Николаевичу Макарову, ражему сорокалетнему межаку, дважды отбывавшему срок по статье 206 часть 2 Уголовного Кодекса РСФСР – «хулиганство в общественном месте». «Как бы он, однако, после встречи со мной по 102-ой («мокрая статья») не сел! – с горькой самоиронией проговорил себе под нос Витька. – Небось, не сядет. Я ему такой возможности просто не дам!». – И он прогнал по всему телу упругую волну мышечной судороги.

Ровно через двадцать минут классный руководитель восьмого класса Межевской десятилетки Виктор Сергеевич Реми дёрнул за шнурок механического колокольчика, который торчал над металлической дверью в палисадник. В ответ раздался глухой угрожающий рык Байкала, а затем и недовольное ворчание самого хозяина, который то ли спал перед этим, то ли ел, то ли пил, то ли занимался сразу всем этим параллельно, что для межевских мужиков было делом вполне обычным, можно даже сказать – характерным.

– Кого там нечистая на ночь глядя несёт? – раздался недовольный голос из-за забора.

– Да полноте, Иван Николаевич, какая ночь право? – попробовал разрядить ситуацию Витька. – Времени и восьми ещё нет. У меня даже и корова не доена. У вас, думаю, тоже. Мы с вами, однако, виделись после третьей четверти, разговаривали об успехах Николая. К сожалению, вынужден вновь к вам обратиться – во избежание необратимых последствий. Короче, если мы с вами сейчас не найдём общего языка, то боюсь, что ваш Коля может восьмилетки и не закончить… в этом году. Так что, сажайте вашего Байкала на цепь, открывайте калитку и давайте договариваться. Иного выхода я не вижу.

После этого лязгнула щеколда, и дверь слегка приоткрылась. В узком проёме появилось опухшее небритое лицо свекольного цвета. «А Макар, кажется, в запое», – тут же мелькнула мысль в Витькиной голове, и он понял, что разговор будет нелёгким: Макаров старший и так был тяжким тугодумом, а с большого похмелья он, вероятно, мог оказаться тяжким тугодумом в кубе, а что это такое, Витька даже и вообразить не пытался. Тем не менее, щетинистый подбородок Макарова дрогнул, и Витька услышал глухой с подкашливанием голос:

– Проходи, что ли, на кухню, учител. Тока я чё-то запамятовал, как тия зовут.

– Спасибо, Иван Николаевич, у меня у самого куча дел, поэтому я ненадолго, – проговорил, протискиваясь между металлическим стояком и одетым в грязноватый рабочий халат Макаровым, Витька.

Дойдя по битому кирпичу дорожки до высокого деревянного крыльца, Витька остановился и принял выжидательную позу. Но Макаров к крыльцу подходить не стал, а, загнав собаку в конуру, кивнул Витьке на аккуратный столик под только что распустившейся яблоней:

– Давай здесь побеседовам, а то в избе чичас душно, и жёнка там чего-то кошеварит. Не станем глупой бабе мешать, и она нам – тож.

– Хозяин – барин, – констатировал ситуацию Витька и стал решительно расстёгивать портфель. – Да, совсем забыл. Зовут меня Виктор Сергеевич. Я преподаю вашему Николаю русский с литературой, но у него двойки сразу по пяти предметам, хоть я и просил предметников, как его классный, быть к нему снисходительней. Ну, говорил, что он всё равно в девятый не пойдёт, а – либо в техникум, либо в училище.

– А с чёго это ты взял, шо не пойдёт? – с вызовом спросил Макаров старший и зло заиграл небритыми желваками, которые, как ни странно, рельефно выступили из-под мясистых щёк. Витька едва не встрепенулся, но, вовремя сдержав себя, почти равнодушным голосом отвечал:

– Это не я решаю, а школьный педсовет, и директор с завучем в том числе. Но сейчас речь не об этом. Главное, чтоб вашего сына к выпускным экзаменам допустили, в том числе и по русскому языку. А у него в последнем диктанте больше тридцати ошибок! Причём, грубых, практически на все основные правила родного языка. То, что он знаков препинания вообще не ставит, – это цветочки, а ягодки – это «жи – ши» с буквой «ы», множественное число от слово «овца» у него – «овцята», а «Лермонтова замочил Дантес»…

– А кто его в натуре замочил? – с неожиданно вспыхнувшим интересом спросил Макаров.

– Да был там один майор на Кавказе, – со знанием дела сказал Витька. – Вот тебя Макаром кличут, а его – Мартыном. И вот он на дуэли, после того как Лермонтов выстрелил в воздух, подошёл к нему почти вплотную и… замочил из своего «макарова»… извини, Иван Николаевич, из «лепажа», конечно.

– Так это же не по понятиям! – не на шутку возбудился Макаров. – От беспредельщик, блин!

– Не то слово! – согласился Витька. – Он ещё и стукач притом! А ведь Лермонтову и двадцати семи не было. И я это всё твоему Кольке вдалбливал, а он почему-то так ничего и не услышал. Может, какое слово заветное подскажешь, шифр к его мозгам?

– Слово? – Макаров достал из кармана мятых штанов огромный сбитый на костяшках кулак и, глядя на него, словно на некий посторонний предмет, проговорил угрюмо и зло:

– Вот он, шифр. Другого, извини, не подобрал.

– Я учитель. Мне такой шифр не годится, – виновато пожал плечами Витька. – Меня за такие шифры сразу с работы попрут, а то и закроют.

После этого признания Макаров глянул на Витьку как будто даже с уважением.

– Ладно, давай на чистоту? – предложил вдруг Витька, ощутив при этом где-то под ложечкой неприятную сосущую пустоту. – До экзаменов осталось не больше месяца. Николаю за это время самому наверстать упущенное не успеть. Это факт. Ну, по русскому я его где-то поднатаскаю, на что-то глаза закрою. Но есть ещё математика, по которой тоже экзамен, а также – биология, химия и даже физкультура. Он либо вообще на уроки не ходил, либо не приносил формы. Но я возьму на себя и физкультуру, и химию с биологией, но при одном условии.

Макаров-старший затаил дыхание и придвинул к Витьке свой мясистый с крупной бородавкой нос.

– Чё, денег тее што ли дать, учител? – спросил он без тени смущения. – Дык у меня нонче в кубышке рублёв полтораста, не больше. Вишь, я тут забухал, месяц, почитай, не работал… Но ежли помогёшь, то за мной и потом не заржавет. Скоко? Я потом доплачу.

– Ты вот что, Иван Николаевич, выслушай меня спокойно, – отвечал Витька напряжённым вкрадчивым шёпотом. – Не спорь, не злись и не дёргайся, а наматывай на ус и думай. Тут у меня прошлой ночью в грибном цеху гости были. Проломили стену, залезли внутрь, всё там побили, в котёл варочный насрали и оставили записку с угрозами и подписью «Макар». Мы очень быстро с напарником моим допёрли, кто у нас ночью гостил… с собакой. – Витька указал Макарову на собачью будку. – Мы и лапы собачьи сняли, и отпечатки человечьи, которые там повсюду оставлены. А дактилоскопией мой напарник увлекался ещё в студенческую пору. Зря ты, Макар, в это дело пацана своего вовлекал! Статья за это неприятная светит. Тихо, тихо, – осадил Витька встрепенувшегося родителя. – Я ж тебя просил, не дёргайся, а думай. Короче, ты забываешь про нас начисто, как будто нас в Меже нет, понял? А я забываю про Дасмаева и вытягиваю твоего Кольку… за уши из этой задницы, в которую он из-за твоего попустительства и запойности залез. Всё, как видишь, по понятиям. Ну, что скажешь, Иван Николаевич? Поедем к Дасмаеву?

– Да, х… у него делать? Ладно, согласен я на уговор, – полушёпотом прохрипел Макаров. – Может, по стакану, а то, блин, колотун опять привязался?

– Можно и по два, – согласился Витька, – только ответь мне на один вопрос.

– Давай, сыпь, учител, – отвечал, доставая бутылку и стаканы Макаров. – Ежли смогу, отвечу.

– Скажи уж честно, что – ежели захочу! – поправил Макарова Витька. – Слушай, Иван Николаевич, где это мой приехавший из Усольска друг Алексей тебе дорогу перешёл? Чем тебе наш грибной завод мешает, ведь ты, вроде, не грибник и не партийный деятель, которому любая частная инициатива что кость в горле? Ломали-ломали мы с Лёхой головы – так ни до чего и не допёрли!

– А ты спроси у своего кореша, помнит ли он, чем его дед-покойничек в двадцатые-тридцатые годы занимался? – зло усмехнулся Макар. – А я тебе скажу. Соломиным его звали, Алексеем Палычем. А возглавлял он уездну комиссию по раскулачиванию. Многих межаков он тогда отправил туда, куда Макар телят не гонял. А в числе прочих – мово деда Николая, бабку Агриппину и почти всех их сопливых детишек. Мамку мою годовалую пожалели, в сельской коммуне оставили, а остальные все так и сгинули на северах. Говорят, с голоду, на лесоповале. А, может, и пристрелили. А ведь дедушка мой богатеем-то не был, не нанимал никого, разве что в сенокос ему соседи помогали, так он им потом молоком и творогом за труды их возмещал. Вот за это его, почитай, и убили вместе с семьёй. А этот Соломин потом в нашем доме своих дармоедов разместил, и они туды отъятое у межаков имущество свозили. Частью его присваивали, а частью в район отправляли на подводах. Потом, когда всех до конца ограбили, году в тридцать третьем, Соломин сам в этом доме поселился и жил в нём до самой войны, на которой его и убили. Жена же его с детями, поскоку их все межаки ненавидели, убралась от греха в район. А в опустевший дом этот после войны пустили мою мамку с женихом, который в здешнем колхозе всю технику до ума доводил. Я его, дом этот, – Макар кивнул назад, на свою обширную избу, – лет десять назад перебрал да баню к нему пристроил. Вот живу топеря, деда свово поминаю и этого Соломина-суку тоже.

– Что бы там ни было, Иван Николаевич, – поднял свой стакан Витька, – время всё очень сильно изменило. И теперь внук этого безжалостного коллективиста Соломина стал единственным на всю Межу индивидуалом. Да и деда-то своего он никогда не видел! Подумай, Макаров, а может это сама жизнь так устроила?

– Как так? – спросил, занюхивая выпивку куском чёрного хлеба, Макаров.

– А вот так! – почти выкрикнул Витька. – Лёшка, может, взялся нынче все дедовские грехи искупить. Ведь куда легче было ему остаться в Усольске, где его и директором тамошней ремстанции звали, и в райисполком приглашали на хорошую должность, и заведующим в райпо он мог пойти. А он приехал сюда, в Межу, чтобы принимать у межаков грибы, делать из них качественный продукт и отправлять его на районный рынок, как некогда его дед-экспроприатор отправлял награбленное у межаков имущество.

– Грибной делехтор, значит! – то ли с иронией, то ли с одобрением констатировал Макаров. – Ну-ну! Тогдашки поглядим…

– Погляди, Иван Николаевич, а главное – сына настрой на учёбу! Он не тупой, а просто не хочет. Ну, как маститых воров за колючкой не заставить работать, так и его в стенах школы никто не может заставить учиться. Но ведь здесь не зона, верно? И он пока что в воровстве не замечен. – Витька сделал серьёзное лицо. – Только без рукоприкладства, ладно?

– Обещаю, Виктор Сергеич, без рукоприкладства. – И с этими словами мужики, по-дружески чокнувшись, выпили по второй.

Когда Витька вышел на улицу, было уже темно. Алексей с Дивой по-прежнему сидели под ветлой, напротив Макаровского дома, и при Витькином появлении спешно поднялись. За спиной нерешительно тявкнул Байкал, но тут же умолк, словно его выключили, как надоевшее радио.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2016 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

10. Глава девятая
11. Глава десятая
12. Глава одиннадцатая
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!