HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Сбитнев

Звезда и смерть Саньки Смыкова

Обсудить

Повесть

о потерянном поколении

 

Купить в журнале за апрель 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 31.05.2017
Оглавление

14. Глава двенадцатая
15. Глава тринадцатая
16. Глава четырнадцатая

Глава тринадцатая


 

 

 

Несмотря на то, что Быка долго уговаривал Саньку остаться в Ленинграде, ссылаясь на вполне лояльную позицию Лёхи, Санька быстро собрал вещи и позвонил с вахты на вокзал насчёт билетов. На ближайший до Города билеты были только плохие – боковые, верхние полки. «Нет, – подумал вслух Санька, – не годится нам возвращаться как побитым собакам! Возьму я лучше на вечерний автобус. Сяду к окну и буду смотреть в ночь на деревья, как любил в детстве. Может, придут дельные мысли насчёт будущего?».

До Обводного канала он доехал на метро и маршрутке, а обратно, уже с билетами – на такси, чтобы ещё раз глянуть на Невский и Лиговку, на Неву и Большой проспект. По дороге заехал в фирменный, в котором купил хереса, копчёной куры и помидоров. Быка, тоже получивший от Лёхи подъёмные, за это время сварил кастрюльку рыбного супа и, густо пересыпав его зелёным луком, встретил Саньку во всеоружии.

– Может, девочек из тридцать второй позовём? – глянув на часы, нерешительно предложил Быка.

– А зачем? – спросил больше самого себя Санька. – С девочками хорошо отмечать успехи, а мы сейчас… наоборот. Запиваем неудачу. Мы хорошо провели с ними время, будет что вспомнить. Не, надо по-тихому съехать, а у них, уверен, завтра-послезавтра новые кавалеры нарисуются. И флаг им в руки!

– Ладно, Смыка, – покорно согласился Быка, – разливай, что ли, по первой.

И они грустно сдвинули стаканы с янтарным напитком, который шибко уважали питерские помещики девятнадцатого века.

Оставив Галине Ивановне коробку зефира в шоколаде и получив от неё благие напутствия на дорогу, слегка хмельные товарищи сели в такси и менее, чем через полчаса были уже на Обводном.

– Смыка, надо обязательно в туалет заскочить, чтобы в дороге не прищучило, – напомнил ещё не избавившийся от чувства вины Быка.

– Заскочим, конечно, – отвечал, перекидывая сумку в другую руку, Санька. – У нас ещё вагон времени, да и первая остановка по дороге будет уже через полтора часа. Дотерпим!

Дотерпеть они дотерпели, но едва-едва, потому что в автобусе добавили ещё, и, как выразился Быка, «мочевые пузыри вскипели!».

Вскоре на улице смерклось, но за окном хорошо просматривались очертания летящих мимо боров и перелесков, перемежаемые вереницами печальных огней. Санька окончательно успокоил Быку тем, что на всякий случай припас себе и ему два сосуда, если вдруг всё же припрёт по-малому.

– Кайфуй – не дёргайся! – приказал он другу. – Мы – не бабы, хотя бы в этом нам свезло больше, чем им!

И они блаженствовали до самого Города, в который въехали уже в изрядном подпитии. Сказав встревоженным родителям всего несколько ничего не значащих фраз, Санька привычно свернулся калачиком на своём диване и крепко спал почти до самого вечера. А в сумерках ему позвонил Быка и позвал на именины к какой-то смазливой Юльке из обувного магазина, которая обещала отложить им две пары настоящей немецкой «Саламандры».

 

И завертелась вокруг Саньки прежняя Городская жизнь с суетными вечерами, похмельными утрами и пустыми, ничем не запоминающимися днями, когда он то просил крепкого чаю у виноватой перед всем миром мамы Нины, то «отсылал в лавку» ежедневно разоблачавшего всех мировых лидеров папу Федю.

Но вскоре деньги кончились, и Саньке пришлось идти на химкомбинат разгружать вагоны с алюминиевым порошком. Разгружали его совковыми лопатами в кузов самосвала. Работали двумя бригадами из трёх человек, посменно: одна работает в поте лица, другая в это время промывает нос, глаза и промачивает глотку. Порошок провоцировал зелёные сопли, обильные слёзы и шершавую сухость в гортани. Поэтому грузчики, чтобы меньше мучиться, покупали перед сменой бутылок десять дешёвой «фруктовки» и пару водки. Затем всё это, предварительно откупорив, выливали в пластмассовое ведро и хорошенько размешивали с тем, чтобы, завершив очередной отрезок разгрузки, подходить по очереди к ведру и черпать эмалированной кружкой этот неизвестно кем изобретённый коктейль-антидот. Без него работать «на порошке» отваживались единицы и очень быстро либо попадали в больницу, либо, даже не пересчитав кое-как полученный расчёт, бежали от этого очевидного яда куда глаза глядят! Но Санька терпел, становясь всё равнодушнее и грубее – так что даже матёрый сосед по подъезду «А помнишь, как мы в Мадриде?» стал заискивающе здороваться при встрече и всякий раз угощать дорогими сигаретами с угольным фильтром.

Папа Федя, дождавшись выходных, порхал вокруг Саньки, как Петька вокруг Чапаева, а мама Нина всё больше молчала да тихо плакала. Так прошли осень и зима, а весной Санька понял, что он окончательно превратился в матёрого алкоголика, и спасает его от обезьяньего подобия лишь титанический труд. Именно он выжимает, выводит из его тела вместе с потом почти все продукты распада и укрепляет в то же время его мускулы, кости и все прочие органы.

 

В марте и апреле он, неприязненно косясь на городскую слякоть, ещё как-то мирился со своим рабским трудом, но как только запахли тополиные почки и повисли над округой любимые им с детства жаворонки, ведро перестало исцелять от тяжкой и, в сущности, бессмысленной перегрузки из пустого в порожнее. А кроме того, узнал Санька, что весь этот алюминиевый кошмар придумал какой-то ушлый мастер участка, который ковал деньгу на лишних нарядах. Мастеру сообща «дали по тыкве», но неаккуратно, а потому вскоре сразу на всю бригаду завели уголовное дело. И хотя из-под него Санька в очередной раз кое-как вывернулся, но открытую разгрузку порошка в связи с судебным скандалом на комбинате прикрыли, и он остался без работы. Предстояло искать новую, но даже теоретически его возможные варианты трудоустройства не устраивали. Во-первых, везде платили гораздо меньше. Во-вторых, если на «химии» платили каждый вечер, то на заводе или в госучреждении – два раза в месяц, и то – с задержками. И наконец, в-третьих, Санька привык работать, а не считать часы до окончания рабочего дня. Он от природы не терпел простоя, ибо всегда ощущал его полную бессмысленность. Вообще Санька любил труд и бездельничать мог только либо за бутылкой, либо с интересной книжкой, либо в постели с красивой подругой.

Бездельничал он около недели, в основном за бутылкой. Но однажды солнечным июльским утром он услышал во дворе знакомый до боли бандитский пересвист. «Сандора? – приятно ёкнуло сердце. – Но ведь ему до дому только весной?». Но свист повторился, и Санька выскочил на балкон. Сандора стоял под окнами в ушитом ПШ и с мягким кожаным чемоданом.

– Ты, что, дезертировал, что ли, воин? – заорал на весь двор Санька.

– Так точно! – озорно ответил Сандора. – Вырезал наряд, взял в заложники замполита части и добирался из Забайкалья исключительно оврагами.

Оба тут же захохотали и побежали навстречу друг другу. Обнялись они на площадке первого этажа и долго хлопали друг дружку по плечам, говоря какие-то глупости. Отдышавшись первым, Сандора с удивлением спросил:

– Смыка, что с тобой, блин?

– Что, следы пьянства налицо? – предположил невесело Санька.

– Я бы не сказал, – отрицательно покачал головой Сандора. – Ты как-то сильно повзрослел, что ли, лет на восемь – не меньше, и стал здоровенным, как Шварценеггер! Что, на штангу записался?

– Хуже! – отвечал заметно польщённый Санька. – Грузил, как Поддубный, почти целый год. Вахтовым методом – по десять часов каждый день, плюс ведро вина! Короче, если поздоровел, то от тяжёлой пахоты, а если постарел, то это от винища! Факт. Думаю, если бы ещё там полгода прогрузил, унесли бы меня на кладбище. Честно! Ну, а ты, что так не по сезону вернулся?

– Комиссовали меня, Санька! – печально отвечал Сандора. – Учения у нас были войсковые, и попали мы со взводным на имитацию противотанковых мин. Мне селезёнку удалили и почки пришивали, а двухгодичника, лейтенанта моего – в клочья! Жалко, три месяца дослужить осталось. Но и то хорошо, что выжил в реанимации после внутреннего кровотечения и гематомы во весь живот. Две недели я не говорил после контузии, а потом стали учить по новой, как в яслях. И как видишь! Обещал дефектологу, что после русского выучу английский, еврейский и матерный.

– Ну, с английским и матерным понятно, а еврейский на кой тебе сдался? – в некотором недоумении спросил Санька.

– Пока в госпиталях валялся, в часть письмо пришло… из Израиля! – доверительно сообщил Сандора. – Дед мой там помер, Абрам Ильич Смирин.

– Это про которого ты рассказывал, который добровольцем на фронт подался? – вдруг вспомнил один из детских разговоров Санька.

– Он потом попал в плен, потом к американцам, а уже в шестидесятые – на Святую землю следом за американской дочкой. Дочку его убили палестинцы, а сам он больше не женился. И вот осталось у него там что-то из недвижимости и денег. А у них это строго! Отец мой умер, а потому нашли меня. Я ответил, что приеду после дембеля, то есть поздней осенью или в начале зимы. Но вот комиссовали по ранению и надо, блин, собираться да вступать в наследование.

– Так ты теперь там будешь жить? – расстроился не на шутку Санька.

– Обижаешь, Смыка! – весело отвечал Сандора. – Меня как зовут?

– А как? – неожиданно для себя переспросил Санька, к стыду своему понимая, что не может вспомнить подлинного имени лучшего друга. Нет, имя он помнил, потому что Сандора происходило от смеси Сани с Александром. А вот фамилии, а тем более отчества ему было положительно не упомнить. Да и знал ли он их вообще когда-нибудь?

– Ну, ты, Александр Фёдорыч, даёшь! – искренне удивился Сандора. – Иванов моя фамилия и отчество такое же. Ну и зачем, скажи на милость, Александру Ивановичу Иванову оставаться на ПМЖ в Израиле? Да и кому я там на хрен нужен? Моя мама – Татьяна Петровна Серпуховская – из старинного русского рода, а у евреев национальность – по матери! Ну, поживу недельку-другую, а потом продам всё и – назад. Сейчас вон можно свои магазины открывать, мастерские, кооперативы там разные. Если приличные деньги выручу, мы, Сань, с тобой тут такую бурную деятельность развернём, что мама не горюй!

– Я уж пытался недавно в Питере развернуться, – горестно вздохнул Санька, – да едва в тюрягу ни угодил!

– Я думаю, в родном городе всё гораздо проще и безопасней! – возразил Сандора. – Здесь и деньги не такие ходят, и люди все на виду. А впрочем, что гадать, я ещё и не продал ничего! В Израиле не любят, когда деньги вывозят из страны, а не наоборот. Но я попробую! А сейчас понемногу собирайся, и через час я тебя жду.

И они до поры расстались. Санька потом годами вспоминал эту их встречу после армии, когда казалось, что самое трудное и малоприятное осталось позади, и что заплутавшая где-то удача наконец-то коснётся их пока что неустроенных судеб. Они пили у Сандоры бурятский самогон, настоянный на кедровых шишках и рябине, заедая его жёсткой лосятиной с хреном и печёным картофелем. А потом вышли во двор и рубились в беседке в козла под «три семёрки» да привычный колбасный сыр с хлебом и луком.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

14. Глава двенадцатая
15. Глава тринадцатая
16. Глава четырнадцатая
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!