HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виталий Семёнов

Адамгерчиликтуу болойлу

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 1 час 50 минут | Аннотация | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.08.2013
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

– Чаю не желаете? – Седоватый мужчина, с улыбкой до ушей, поставил два стакана на столик. – Вы позволите, или мне выйти пока?

– Да, пожалуйста.

Мужик вышел, а Татьяна, встав и защёлкнув дверь, стала сворачивать постель и переодеваться. Совсем светло, спала как убитая, ничего не слышала. Надела майку, джинсы, кроссовки вытащила, для поезда самое то. Открыла дверь, пошла умываться. Вернувшись, увидела дорожного соседа, он сидел у сложенной Татьяниной постели и выкладывал на столик какие-то книги.

– А, давайте знакомиться, меня Анатолий зовут. А вас?

– Татьяна Александровна.

– Очень приятно, чаю, пожалуйста. Я вот тут немного порядок у себя навожу, не мешаю?

– Нет. – Татьяну совсем не тянуло на любезности и общение. Она достала молитвослов и, присев с краю, стала читать.

– О, я вижу, вы читать любите, не желаете? – И мужчина протянул Татьяне одну из разложенных на столике книг.

– Нет, спасибо.

– Зря, уверяю, это современное, про нашу с вами жизнь. Возможно, не со всем согласны будете, или даже поймаете на неточности, но скучно не будет, гарантирую. Я ведь, грешным делом, писатель. Знаете, у меня мнение такое, что если после прочтения книги у читателя нисколько, ни на йоту, не изменилось сознание, то писатель зря потратил время на написание своих «бессмертных» опусов. Ну, по крайней мере, должно быть интересно, чем-то цеплять. Как Пикуль, дилетант, историческая ошибка ложится на стилистическую, но большинству нравится, вся страна читала, хоть что-то у людей о минувших событиях откладывается. Язык простой, сюжет динамичный, народ такое изложение приемлет. Да нынче и сама жизнь такая. Всё быстрее, быстрее. Кому сейчас нужны сложные и бесконечно длинные, величиной с абзац предложения, как у Льва Николаевича. Красиво, конечно, филологи в восторге, но народ, в массе своей, не читает. Ему бы покороче, весь сюжет в рассказик засунуть. Никто не хочет читать целый том Достоевского, чтобы узнать, что «Красота спасёт мир». Так вот к масштабам газетной статьи и приходится приноравливаться. Хотя, ведь по сути, как пишется-то. Изначально писатель знает начало и конец сюжета. Это как ниточка протягивается от и до. Можно эту ниточку напрямую вести, оставляя совсем тоненькой, а можно кругами, дополнительными сюжетными оборотами, персонажами, описаниями пейзажей и чувств увеличивать, «водой» разбавлять… Вам совсем не интересно?

– Нет.

– Понимаю, кому нужны рассуждения стареющего философа, всем бы острого и жареного, в сжатом виде. Хотя, конечно, учитывая нынешние цены на издание и полиграфию, скоро и писателей не останется, все уйдут из-за нищеты в написание заказных статей и рекламных буклетов. Там всё коротко и ясно, рентабельно, так сказать. Да, дожились, классики невыгодны стали. Ни Тургенев, ни Бунин со всей их завораживающей красотой слова не интересны народу, куда уж нам, грамотеям? Однако, простите за назойливость, что читаете?

– Я не читаю, я молюсь, а вы мне мешаете. Мой сын в плену, и меня сейчас интересует только то, что может помочь его спасению. Не обижайтесь, но оставьте меня в покое со своими литературными проблемами.

– Ох, простите. Я не знал, я, конечно, ничем не могу вам помочь. Простите, хотя, знаете, я напишу про вас.

– Да, напиши′те, как у классиков: все военные победы мира не стоят слёз одной матери. Дерзайте, только наверняка всё переврете. Давайте просто помолчим, хорошо? Спасибо.

 

Сосед больше не приставал к Татьяне со своими литературоспасительными беседами и занялся перечитыванием собственных «великих творений». Лишь уже вечером, доехав до какой-то безымянной станции и готовясь к выходу, он, пряча глаза, ещё раз извинился и пожелал удачи. А также заверил, что пишет только про то, что сам видел и пережил. На том и скрылся, наконец.

А Татьяна весь день провела с молитвословом. Она читала, закрывала глаза, пыталась запомнить. «Молись той молитвой, что сама на сердце ляжет…». Легло только «Отче наш» и ещё, даже не молитва из канона, а сама собой родившаяся личная мольба: «Пресвятая Мать, помоги!». К кому это обращено, Богородице, Деве Марии, Матери Земле? Татьяна и не задумывалась, она лишь мысленно просила: «Пресвятая Мать, помоги!». Помоги, Пресвятая, спасти мальчишку, разве есть что-то главнее, чем жизнь, пусть он будет жив. Пусть, пусть все, кому это надо, насытятся, наконец, и оставят людей в покое. Пусть, пусть люди вспомнят, наконец, что они люди. Пусть Сашка будет живой, Пресвятая Мать, помоги!

Иногда чтение-молитва переходило в воспоминания. Сначала вчерашние, про майора, про священника. Потом дальше, дальше, до самого детства. Воспоминания, словно заново пережитое, по-другому увиденное, иначе понятое.

Татьяна вспоминала детство, родителей, сестру. Как Надюшка в третьем классе заболела желтухой, а в больнице ей добавился менингит. Как Таня стояла под окошком, когда приходила к сестре, в палату инфекционки не пускали. За два месяца Надиной болезни мать ни разу к ней не пришла в больницу, ни разу. Дескать, всё равно не пускают, пусть Танька сбегает. Танька бегала, отец после работы ходил отнести передачку, под окном пятого этажа помахать рукой. А через два месяца Нади не стало, долечили. А на похоронах мать ни слезинки не проронила. Не могла этого Татьяна простить матери, всегда осуждала. И отец вскоре на развод подал, а дочь Танюшку хотел отсудить, но гуманный суд решил иначе. Сейчас дочь с матерью только созваниваются раз в пятилетку, Сашка вообще её видел лишь маленьким. Такая вот мать, педагог, с медалями и званиями, вся правильная и грамотная, вот только обычной человечины в ней нет. Всё вспоминала Татьяна, всё заново, и, странное дело, сейчас уже не судила мать, скорее, жалела. Дочери стало жаль её, не умеющую чувствовать, это не её вина, это её наказание, можно сказать, болезнь. Конечно, родственникам алкоголиков и наркоманов не легче от знания, что это болезнь, жить рядом с таким больным невыносимо, но злость и проклятья здесь бесполезны. Её мать не алкоголичка, а гораздо хуже, она бесчувственная и тут также бесполезны обиды. И Татьяна больше не будет винить свою мать ни в чём, она будет её жалеть. А когда вернётся, обязательно навестит, с Сашкой.

А что было между родителями, кто же знает, кто вправе судить их, или хоть кого-то? «За то вам испытания, что судите людей часто, судите, а не любите». Слова священника, раз за разом «разворачивались» в Татьяниных мыслях. Иногда, правда, не понятно было, «…отпустила… словно агнца на заклание…». Да ты что, поп, мелешь, какая ж мать на заклание отпустит сама, Сашка – сын, а не барашек. «…дабы искупил грехи наши… и Путь указал…», словно отвечал священник. И Татьяна вдруг ясно осознала, что ведь и впрямь Сашка из-за неё страдает. За её умничанье, осуждение и оценивание, язвительность и цинизм, нетерпимость и авторитарность. Такие необходимые для руководителя качества, такие тяжёлые – для человека. Как же жить? Пресвятая Мать, помоги!

 

И опять молитвослов, страница за страницей, и воспоминания год за годом, и переосмысление слой за слоем. Вспомнилась их с Витькой свадьба. Больше всего на свадьбе запомнился отец. После развода он уехал к себе на малую родину, в захолустный пгт. Татьяна специально приезжала к нему, приглашала, тогда ещё бабушка была жива. Отец говорил, что занят сильно, но всё же согласился приехать. А бабушка уже совсем плохая была, она лишь отдала внучке сберкнижку на её имя с собранной по крохам за много лет суммой.

Во время застолья отец сидел в дальнем углу стола, не хотел с матерью общаться. Вся Витькина родня – интеллигенты, литераторы и музыканты. Материны знакомые тоже из преподавателей и профессуры. МожетЮ еще и поэтому, отец сидел на задворках. Кто он, Шурка-сварной из пгт, а тут только по музыке два профессора, да члена союза писателей, да… и пусть там сидит. В самый разгар застолья перешли к музыке. Пианино, скрипка, Лист, Шнитке, вариации, попурри, вальсы, один умней другого. Помимо прочих инструментов аккордеон сиротливо лежал. Взял его пэгэтовский Шурка после очередной рюмки, да как затянул:

– Шумел камыш, деревья гнулись,

А ночка тёмная была.

На инструмент он даже не поглядывал, пальцы сами бегали по многочисленным кнопкам. Отец смотрел только на дочь, он играл и пел для неё. Жрать, пить и умничать перестали все и сразу. Не громким, профессионально не ставленым, но почему-то любого до нутра пробирающим голосом и завораживающими переливами аккордеона сварщик из захолустного пгт заставил всех замолчать и разинуть рты. Как же так, это же песня под гитару, для исполнения женщиной, совсем и не свадебная, вообще это гимн пьяниц, как возможно такое исполнение? Такое сильное и перевешивающее всё, до этого услышанное, даже профессоров музыки.

– Куда ж краса моя девалась?

Кому ж я счастье отдала?

Закончил он, и все взорвались аплодисментами, и больше не было Шурки пэгэтовского, а был маэстро Александр Григорьевич, уважаемый отец невесты. А маэстро сразу же перешёл на взрывную, как он объявил, «плясовую в наших краях». Вот тут снобизм профессоров совсем испарился.

– Бог мой, это же из «Времён года» Вивальди, на аккордеоне, вот это аранжировка! Где вы учились, у кого?

– Про Вивальди ничего не знаю, у нас это плясовая. Учился-то я сам по себе, аккордеон от брата остался, вот и пиликаю иногда.

Профессора сели с отвешенными челюстями, а Александр Григорьевич подошёл к дочери:

– Мне пора, дочь, автобус скоро. Будь счастлива. – Чуть сморщился, смахнул слезу. – Роди мне внука, Сашку. – Крепко обнял свою Танюшку, поцеловал и ушёл.

Потом долго ещё Татьяну донимали вопросами про отца, что он, как, откуда? Да ничего и никак, сварной из захолустного пгт. Закопал все свои таланты в железках и обидах на теперь уже бывшую жену. Это вы, умники, ещё не слышали его как рассказчика. И Пушкин, и Бажов, и Чехов, и Шекспир, все вместе и сразу, импровизация и последовательность, классика и авангард.

Эталон мужчины для дочери. Она очень любила отца. Может, из-за ущербности матери она его так любила? С младенчества человек старается подражать родителям, как образцу, так заложено самой природой. Уже став взрослыми, люди продолжают видеть в родителях эталон, вернее, ожидают от них этого. Ожидания обычно не оправдываются, начинаются обиды, ссоры, непонимания. Идущие к закату не в силах соответствовать идеалам восходящих. Какие обиды, родители ведь даны для того, чтобы не повторять их ошибок. Так просто и так сложно. И Татьяна теперь благодарна своему, вечно занятому и обиженному, отцу и своей, не умеющей чувствовать, матери. Они дали то, что смогли, спасибо.

 

А молитвослов всё возвращал и возвращал её в прошлое. Она всё проживала заново. Как безумно влюбилась на первом курсе в преподавателя. Какой щенячий восторг буквально врывался в неё от каждого его взгляда, слова, просто от мыслей о нём. Как она специально осталась на экзамене последней, хотя, конечно, его предмет знала лучше всех. И как он после сдачи, отдавая зачётку, вдруг взял её руку и поцеловал и… опустил на грешную землю.

– Я всё вижу и понимаю, но у меня семья и любимая жена. Я буду всегда помнить, что студентка Татьяна Калинина не только красивая, но и умная девушка. Спасибо за знание предмета, надеюсь, вы всё поняли, до свидания.

Как она рыдала, как возненавидела его, проклинала, перевелась в другой институт. Дура, такого чистого и сильного чувства больше не было. Спасибо, Геннадий Петрович, что вы были, что оказались порядочным и честным, спасибо.

А Виктора, мужа, любила? Наверно, но как-то по-другому, не по-девичьи. Чем он её взял, похожестью на отца? Одарённый, сильный, умный, многое обещающий, но ничего не исполняющий. Похож. Он научил Татьяну не бояться ничего и никого, всё повторял: «Мне Тань, бояться уже нечего. Рождённый 5 марта 1953 года не может бояться, ведь в этот день мир попрощался с Гением Страха, и ты рядом со мной ничего не бойся». Она, хоть и рождённая уже в январе пятьдесят пятого, и не боялась, ни родов, ни материальных трудностей, ни развода с Витькой. Влюбился он, видишь ли, кобель блудный. Три месяца прожил со своей мымрой и уехал. В Киевскую область, на работу пригласили, в никому тогда не известный городок Припять. Как раз апрель восемьдесят шестого был. Его родителям потом сказали, что с таким количеством кюри могила останется в Зоне. В самое пекло полез, зачем? Понял ошибку свою и, зная, что Татьяна никогда не простит, решил умереть? Разве можно не простить отца своего ребенка? Можно с ним не жить, не видеться, но простить. Простить обязательно, отыскать и съездить к нему на пусть даже светящуюся от радиации могилу. С Сашкой. Подрастающему сыну так не хватало отца. Они простят его и попросят прощения сами, за то, что до сих пор не навестили, за девять уже лет.

 

Вот и ушёл разговорчивый писатель. Зачем обидела? Ну, потрепался бы, пофилософствовал, может, и правда чего путного потом про эту войну написал. Может, и сдвинулось бы у кого сознание, и хоть на один выстрел было б меньше.

Вечер уже, Татьяна разложила постель, попила чай с купленными на вагонном разносе плюшками. Легла. И опять молитвослов. «У Господа прощения просите, по-честному, ведь для себя». Да уж куда честнее, всё нутро в себе переворошила. Всё заново прожила. Легче стало? Да нет, горше. От осознания того, как жила, обидами и претензиями. Её внутренний прокурор никому пощады не давал. И больше всего доставалось ей самой. Себя она кляла больше всех. За любые жизненные неудачи Татьяна досадовала и обижалась не только на окружающих, но и на себя. «Начни спасение мира с себя», – вспомнилась вдруг статья в каком-то, ещё советском, журнале. Там, конечно, про идеалы строителя коммунизма писалось, про личную ответственность, но общая идея хорошая. «Меняя себя, меняешь мир», – ещё вспомнилось. Потом ещё умные цитаты, ещё. Потом обрывки молитв, потом Татьяна вскочила, рухнула на колени в сторону окна и сама собой пошла «Отче наш…», и не было мыслей, не было желаний, а лишь мольба. Слёзы, боль в груди и мольба. Оставьте Сашку живым!!! Пресвятая Мать, помоги! Если надо страдать, то пусть пострадает Татьяна. Татьяна примет всё что положено за грехи свои, отдайте их ей. Она сама ответит за них, она, а не сын. Оставьте Сашку живым! Пресвятая Мать, помоги!

Она совсем не помнила, как легла и уснула.

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://puansony.ru вытеснение металла Пуансоном для заполнения матрицы. . https://chgtrk.ru новости чебоксар и чувашии сегодня.
Поддержите «Новую Литературу»!