HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Наталья Славина

Третий ряд, семнадцатое место

Обсудить

Сборник рассказов

16+

 

Купить в журнале за март 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 года

 

На чтение потребуется 1 час | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 24.03.2020
Оглавление

2. Белый лебедь, белый пух
3. Блюминг
4. Зелёные руки

Блюминг


 

 

 

Мой дедушка – немец. Настоящий, на все 100 процентов. Фридрих Иосиф Принц. Прям весь немецкий. Гутен Морген. Абгемахт. Ауфидерзеен. А день рождения у него 9 мая. Случайно так вышло, ещё в 1901 году.

Когда-то Екатерина Вторая, обожавшая всё европейское и прусское, предоставила немцам русские земли и привилегии, дабы они научили наших безалаберных соотечественников порядку, дисциплине и сельскохозяйственным умениям. И тысячи наивных, но дисциплинированных немцев приехали в Россию. Среди них мои предки. Немцы освоили южные земли, Поволжье, держались вместе, говорили на родном языке, соблюдали традиции, делали всё по расписанию, вещи складывали аккуратно в шкап, обучали своих детей музыке, языкам, европейскому искусству и культуре. Женились друг на друге. Вставали в шесть утра и делали зарядку.

Семья дедушки поселилась в Крыму, была состоятельной – с землями, домами, скотом. Поселение прям так и называлось – Принцфельд. Много родственников, много детей. В том числе Фридрих. Киндер. Кюхе. Кирхе.

Но вот пришла Первая мировая, революция, Гражданская. Русские немцы сидели по домам и ждали, что из этого выйдет. Если их не трогали. Но многих трогали, депортировали. Сначала чтоб они не встали на сторону «своих» в Первой мировой, потом, в 30-е годы, – в процессе раскулачивания.

Но как только повеяло революцией, 17-летний Фридрих – высокий, образованный, с василькового цвета глазами и длинными, как у Ван Клиберна, пальцами, ушёл воевать на стороне красных, против кулаков и аристократии, против, фактически, своей семьи. Он служил в коннице Миронова – казака, командарма 2-ой конной армии. Шашки наголо! Бей белых! Землю крестьянам! Филиппа Миронова потом Троцкий убил.

Немецкие родственники Фридриха были сдержанны в эмоциях, ждали, когда пройдёт юношеский максимализм и закончится переходный возраст. Однако Фридрих не вернулся в семью, чтоб продолжать помещичье дело, потому что нанюхался революции и заговорил по-русски. Когда волнения улеглись, он пошёл учиться на металлурга. Был почётным стахановцем. Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.

В Сталинграде он работал на заводе главным инженером. Туда же приехали из Москвы стажироваться студенты. Так Фридрих познакомился с красивой еврейкой Фридой. Она была младше его почти на десять лет – с манерами, причёской каре, на каблуках, гордая, сероглазая и своевольная. Как он, немец. Только еврейка. Голубоглазый Фридрих и сероглазая Фрида поженились. Гутен морген. Майне Фрау. Их либе зи. И Фрида взяла фамилию Принц. Немецкие родственники, узнав об этом, лишь стиснули покрепче губы и тихо бурчали чеканные слова себе под нос. В 1936 году у немца и еврейки родилась красивая девочка с немецкими тонкими чертами, которую назвали грузинским именем Натэлла – в честь главной героини популярного тогда фильма. Фрида хотела, чтоб дочка стала актрисой. В январе 1941 года у них родился сын – Борис, похожий на немца и еврея одновременно.

А завтра была война.

Русские немцы были готовы воевать в Красной армии, тысячами писали заявление о вступлении в ополчение. Но власти с августа 1941 года запустили процесс интернирования. Армия и общество очищались от «не внушающих доверие» – одних сажали, остальных переселяли в Среднюю Азию, в Казахстан. Оставаться немцем было опасно. Сталинград, Москва и ещё пара городов попали в чёрный список – там немцам жить было категорически нельзя.

В то время Фридрих уже был главным инженером блюминга – новейшего слова в металлургии. Таких – двое на всю страну. А металл стране был нужен как никогда – сталь, прокат, броня. Поэтому его не сослали вместе с остальными, а направили в Челябинск, на металлургический завод. Но так как он был интернированный, то днём работал инженером блюминга, а после вместе с другими немцами жил в бараке на территории завода, в условиях режима. Арбайтен, арбайтен, арбайтен.

Фашисты приближались к Сталинграду. Женщин и детей в спешном порядке эвакуировали – сажали в товарные вагоны и отправляли на Урал, за Урал. Фрида нарочно потеряла все документы, переписала детей на свою фамилию и дала им новое отчество – Фёдоровичи. И их тоже увезли в Челябинск.

Фридриха иногда выпускали увидеться с семьёй, но редко. Позже жена с детьми вернулись в Москву, а главного инженера блюминга после войны выслали на зону – называлось «направить в отряд». Условия в лагере для русских немцев были хуже, чем для пленных фашистов. Для профилактики подержали год-два, отпустили. Он никогда и никому об этом не рассказывал. Выяснилось совсем недавно, от чужих.

Фрида тоже просила детей никому не говорить, что отец – немец. И о муже ей напоминали лишь серо-голубые глаза детей, да уроки немецкого, который они проходили в школе. Шрайбен, заген, ви хайсен зи.

В 50-е годы Фридрих поработал на заводах в разных городах, изредка навещал семью, привозил подарки. Потом перебрался в Подмосковье, жил в комнатке домика в Загорске, рядом с детским интернатом. Он вырезал для малышей деревянные движущиеся игрушки – какие любил он и все маленькие немцы начала ХХ века. Сам делал музыкальные инструменты – скрипку, гитару, отремонтировал выброшенное кем-то банджо, писал картины – цветы, пейзажи, загорские церкви. Рисовать учился сам, по учебникам. Играл на пианино и губной гармошке. Дружил с соседкой – одинокой ровесницей. Романтика была выдержанная, строгая, без излишеств.

Ближе к старости переехал в комнату в московской коммуналке, где жили ещё алкоголики и клопы. Железная кровать на пружинах ножками стояла в банках с ядовитой жидкостью, и клопы падали туда, не доползая до матраса. По стенам висели музыкальные инструменты, картины. Алкоголики пили, ругались матом, скандалили. «К клопам привык, – говорил, – с ними можно бороться. А эти… Громкие очень, пристают, друзья вечно, все неопрятные, шумные, пахнут плохо».

Дедушку Федю (как я его называла) мы забрали к себе. Ему уже было далеко за 80. И он впервые за полвека начал жить в семье. Но как будто один. Сам ходил в магазин, покупал фрукты, складывал на подоконнике в своей комнате. На завтрак у него был кипяток в старой, любимой, помятой алюминиевой кружке и творог. Обедать он ездил на троллейбусе в столовую на Таганке. Пока совсем не стал старенький. На ужин – кипяток, фрукты. «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу», – всё время говорил.

Вставал каждое утро по звонку будильника – ровно в шесть. Делал зарядку с ходьбой на месте. Позже мы обнаружили, что в одном месте комнаты пол был продавлен – ходил он годами на одном и том же «пятачке» возле окна. Два раза в день прогулки. После завтрака – чтение газеты «Советская Россия», из которой вырезал и складывал в папку самые интересные статьи. В них он красным карандашом подчёркивал основные мысли, а в конце ставил число и свою подпись – Принц Ф. И.

Днём после обеда – обязательный сон. Потом полдник. После шести вечера – игра на разных инструментах. В 8 вечера – немецкий: в течение часа разговаривал вслух, вспоминал стихи. В 9 – гигиена, ровно в 10 – отбой. Все оставшиеся годы одно и то же, без изменений. Наверное, всю жизнь. Дисциплина – прежде всего. Расписание. Порядок. Воля. Вильнскрафт. Дисциплин унд орднунг.

В 90-е годы русские немцы поехали обратно, в Германию. Германия извинялась и всех принимала – давала жильё, первые деньги, обучала, предоставляла работу. Наши немецкие родственники с юга России возвращались на историческую родину. Останавливались на несколько дней у нас, в Москве. Среди них была и семья старшей сестры Фридриха. Ей было уже 94, Фридриху – только 88. Мальчишка. Они не виделись всю жизнь. Бабушка плохо слышала, но отлично соображала. Немцы отлично соображают даже после многих лет использования. А живут долго. Машина «Мерседес». Дас штимт.

Мы постучались в комнату к дедушке:

– Там твоя сестра. Старшая. Хочет увидеться перед отъездом в Германию. Пойдём в гостиную?

Он был против. Недоволен. Он не одобрял идеи переезда в Германию. Не хотел, чтоб ему напоминали о немецких родственниках. Он всю жизнь старался жить как настоящий советский человек – правильно, трудом, без излишеств. Он не любил шумные и большие компании. Он считал сомнительной идею встретиться в конце жизни пусть с близким, но давно уже бывшим родственником.

– О чём мы будем разговаривать? Не о чем ведь!

– Просто посмотрите друг на друга. Она так хочет. Она старенькая совсем.

– Хорошо. Через 10 минут.

Оделся, причесался. Открыл дверь ровно через 10 минут. Вошёл в комнату. Сел напротив. Она ласково посмотрела на него. На этого высушенного прямого старика. Любимца их семьи – красавчика Фридриха. С теми же васильковыми глазами, упрямыми губами и длинными, как у Ван Клиберна, пальцами.

– Фридрих… – еле слышно сказала она. – Фридрих…

И покачала головой. Укоризненно? Жалеючи?

– Фридрих.

– Здравствуй, – ответил он.

Сестра заплакала одними слезами. Тихо. Две-три сухих слезы. Старики ведь плачут сухо, как будто нечем уже. Взяла его руку в свою. Погладила. Сказала что-то на немецком. Он по-немецки ответил.

– Фридрих… – повторила она.

Он еще посидел чуть, не двигаясь. Им поднесли по рюмке. Она выпила половинку. Он глотнул целиком.

– За встречу? – кто-то произнёс тост.

Или за расставание…

Он так и сидел – высокий, прямой, с поджатыми губами. Что он думал в эти несколько минут? Что он вообще думал о своей жизни, судьбе? О нас? О России? Германии? Никто никогда не знал. Сердце и душа этого немецкого старика, прожившего жизнь советского человека, были покрыты стальной бронёй. Высококачественной, как всё немецкое. Блюминг.

Он встал и посмотрел на нас.

– Зачем это всё? Не надо было. Ничего уже не осталось.

Махнул рукой, эхнул по-русски и ушёл в комнату. Вышел только назавтра, когда родственники уехали в аэропорт.

9 мая отмечал в одиночку. Выпивал немного из алюминиевой кружки. Отмечал День Победы, не день своего рождения. Не привык. В одиночестве своё рождение отмечать какой смысл. Победу – можно.

А немецкая бабушка, сестра его старшая… Умерла через месяц после переезда в Германию. «Вырвали с корнями, не прижилась уже, старенькая», – горевали её дети и внуки.

Кто ведь знает, где они – корни. Кто даже знает, где настоящая родина. Кто вообще знает, что в этой жизни правильно. Так?

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Белый лебедь, белый пух
3. Блюминг
4. Зелёные руки
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!