HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Владимир Соколов

О "Войне и мире"

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

На чтение потребуется 50 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 13.11.2015
Оглавление

2. Об иронии
3. Философский аспект романа
4. Об идеализации

Философский аспект романа


 

 

 

 

6. Философия так же, как и юмор, пронизывает насквозь «Войну и мир», но, в отличие от юмора, философия составляет суть романа, его движущий нерв. Именно философская идея и делает «Войну и мир» не просто романом, а эпосом. Но именно философия эпопеи как-то проходит не то что мимо, а как-то боком при восприятии романа.

 

«Классическим примером большого писателя, художественные произведения которого стоят много выше его философии и совершенно ей не соответствуют, является Лев Толстой... Он написал вещи, не имеющие ничего общего с его философской теорией, скорее противоречащие ей».

 

Такую ересь напорол Лион Фейхтвангер в своей статье, которая так и называется – «Крамольные мысли о Льве Толстом», квинтэссенцию которых можно было бы выразить фразой: «Я не понял романа». Ну не понял и не понял. Ничего плохого в этом нет. Не поняли «Войны и мира» ни Томас Манн, ни Бернард Шоу, ни Горький, ни ещё масса людей, писавших об этом творении, и всё потому, что не восприняли философской идеи произведения.

 

А она проста. Движущей силой истории являются не провидение, ни деяния великих людей, а желания и действия людей самых обычных. Причём каждый, действуя в силу своих побудительных мотивов, не думает ни о какой конечной цели исторического движения. А эта конечная цель заключена в итоге, который как раз является суммой миллионов этих частных поползновений.

 

Лев Толстой ещё в университете увлёкся дифференциальным и интегральным исчислением, и именно из математики позаимствовал идею целого как суммы бесчисленного множества бесконечно малых величин. «Только допустив бесконечно-малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно-малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории».

 

Как видим, всё очень просто и понятно. Но точно так же просты и понятны все гениальные философские идеи. Когда их выражают в форме обобщающего афоризма. Например, всего Канта можно выразить формулой: «человек познаёт мир через призму своих познавательных способностей», всего Декарта – его знаменитым cogito ergo sum, в котором ergo очень неадекватно передаётся русским «следовательно», всего Юма – «нет ничего в нашем сознании, чего бы не было сначала в наших ощущениях», всего Гегеля – «всё в мире изменяется и всё в нём взаимосвязано». Однако когда начинаешь продумывать до конца, что же значат эти принципы, то оказывается, что они далеко не просты и не понятны. И последовательно домысленные до конца, приводят к совершенно, на первый взгляд, парадоксальным выводам.

 

Ту же идею дифференциального исчисления очень эффективно изрешетил сомнениями Юм. Мы можем, говорил он, хотя бы мысленно, разделить любой предмет на 10 или 100 или 1000000000000000000... – ставь сколько угодно нулей – число мелких частей, а потом из этих 10, 100 или из 1000000000000000000... – со сколько угодно нулями – чисел вновь собрать это целое. А вот если мы делим что-то бесконечно, то и собирать мы потом будем бесконечно, а значит, никакого целого и получить в принципе не можем. Математики брызгали слюнями, давили на термины (это такая фишка у специалистов: не можешь объяснить – задави кучей технических деталей), но так по существу до сих пор никакого противоядия скептическому доводу Юма не нашли. Но... но продолжают делить предмет на бесконечное число частей, а потом собирать из этих бесконечных частей вполне конечный предмет, и результаты оказываются вполне годными для практики.

 

7. Точно так же основная философская мысль «Войны и мира» проста и понятна, когда её выражаешь в абстрактной форме, но заставляет чесать репу, когда думаешь, а как же практически можно рассмотреть людские атомы и собрать их в единое целое. Вот этим Лев Толстой и занимается на протяжении всего своего великого романа. То есть он свою идею обосновывает не теоремами и леммами как математики, не рассуждениями как философы, а художественными образами.

 

Как сказал князь Болконский в той же беседе с Пьером, «Успех [в войне] никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

– А от чего же?

– От того чувства, которое есть во мне, в нём, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате», то есть от патриотизма, от «той скрытой (latente), как говорится в физике, теплоты патриотизма, которая была во всех тех людях, которые» участвовали в Бородинской битве.

 

Эта скрытая теплота патриотизма – дифференциал истории – в каждом проявляется по-своему, в соответствии с его характером и частными интересами. При этом ни о каком патриотизме человек и думать не думает, а он просто прёт сам собой (патриотизм сам собой, а человек сам собой, но получается, что дуют они в одну дуду).

 

Вот, к примеру, Долохов. Бретёр, картёжник, дуэлянт. Человек без царя в голове. Один из тех, кто не может жить без адреналина в крови. За безобразия и кутежи с петербургской молодёжью разжалован в рядовые. С трудом выкарабкавшись из одной ситуации, он попадает в другую, помогая своему дружку похитить невесту. И снова он разжалован в рядовые, и снова в условиях войны с турками он проявляет себя, снова вылезает в люди, щеголяет по Москве в турецком костюме. Когда читатель встречает его в следующий раз – накануне Бородинской битвы, – Долохов снова успел набедокурить и снова разжалован в рядовые и снова из кожи вон лезет, чтобы быть замеченным, предлагая Кутузову идею создания партизанского отряда.

 

Долохов храбр до безрассудства. Но храбрость его – не храбрость Тушина, храбрость показная, бьющая на внешний эффект. Показателен эпизод, когда он, «стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед», а оттуда стал призывать спускать на лет орудия, хотя лёд «гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется». Что и случилось, но Долохов сумел «поставить себя», быть на виду, когда более разумный командир полка, пытавшийся воспрепятствовать затее, был убит, «и никто не взглянул на генерала, не только не подумал поднять его».

 

Война – это единственный способ нормального для Долохова существования, мирной жизни он физиологически не выдерживает. Однако в условиях Отечественной войны, а именно партизанской, где царит вольница и анархия и побеждает не более храбрый и умный, а более нахрапистый – «кто смел, тот и съел», безбашенный Долохов оказывается на самом законном для себя месте. Его безбашенность оказывается его latente теплотой патриотизма, его дифференциалом истории.

 

Совсем иначе, по-тушински, в выполнении своего долга проявляется патриотизм Андрея Болконского, иначе – Пьера, который хотел убить Наполеона, но судьбой он был предопределён не для убийства, а для самопожертвования, иначе – Наташи, в том безоглядном порыве, когда она начала сбрасывать вещи с подвод, чтобы освободить их для раненых. Никто из них не действует из чувства абстрактного патриотизма, а только следуя курсу собственной судьбы, но, соединяясь, все эти частные патриотизмы и создают единый патриотизм всего общества, который и долбал Наполеона дубиной народной войны...

 

Вот на этой точке и хотелось бы остановиться. Жаль, что сам Лев Толстой вовремя не дал стоп своим философствованиям. Он пошёл дальше и понёс в народ такую пургу, что за нашего классика ей богу делается как-то неудобно, как в его глупом опровержении Шекспира. А именно, он вдруг стал утверждать, что человек не имеет свободы воли, что все его импульсы, то, что в просторечии именуется внутренним голосом, прилетает от бога. Таким образом, и Долохов, и Болконский, и все остальные, ведомые собственной натурой, оказывается, выполняют заложенную в них богом программу. И, развивая свою мысль уже до полного абсурда, Л. Толстой открывает, что, оказывается, исторический путь определён богом и всё совершается де по воле бога.

 

«Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева.

Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорблённым. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу.

...

Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей (личных целей кого? провидения или людей? – ирон. прим. ред.), содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни ещё менее кто-либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния».

 

Прямо-таки провиденциализм какой-то, голимая поповщина. И совершенно верно его отстегал за это в своё время Плеханов.

 

8. Ещё одно философская идея, глубоко продумывавшаяся Л. Толстым – проблема свободы воли. Толстой на пару с Фетом был большим поклонником Канта, без конца читал этого немецкого педанта в профессорском парике и именно оттуда он почерпнул решение проблемы. Сама проблема состоит в том, что человеку кажется, будто он абсолютно свободен в своих действиях: что хочу, то и ворочу. «Могу копать» – «А что ещё можешь?» – «Могу и не копать».

 

А глядя на человека со стороны «как на предмет наблюдения с какой бы то ни было точки зрения, – богословской, исторической, этической, философской [и, добавили бы от себя, просто бытовой], – мы находим общий закон необходимости, которому он подлежит так же, как и всё существующее».

 

Кант предложил рассматривать человека как бы состоящего из двух существ: внешнего и внутреннего. «Внешний человек» – это вовсе не то, как он одевается, какой социальный статус имеет, то есть каким он является в окружающий мир. «Внешний человек» (это мой термин, не очень удачный, согласен, но пока ничего другого придумать не могу) – это то, что́ он имеет внутри себя: воспоминания, мысли, чувства, желания. Но если – можно и нужно спросить – внешний человек – это то, что он имеет внутри себя, то какого же чёрта может быть и ещё какой-то «внутренний человек»? Кант называет этого внутреннего человека трансцендентальной апперцепцией, чтобы за мудреным названием уйти от объяснения сути. Или Я это Я (= egoиз cogitoergosum) с большой буквы и курсивом, в отличие от «я» с маленькой буквы и в кавычках, которое мы обозначили как «внешнего человека» и которое есть эти самые воспоминания, желания... которые как раз и являются внешними по отношению к этому самому Я.

 

Природу этого Я – трансцендентальной апперцепции – Кант не раскрывает, хотя очень много думает и рассуждает о ней. В первом приближении Я – это ощущение того, что Я это Я, и все эти мои воспоминания – это мои воспоминания, мои ощущения – это мои ощущения, мои желания – это мои желания с ударением на мои. В конце концов, Кант объявляет Я – идеей разума, которая не имеет никакого объекта, а является такой же химерой, как природа или бог. Идея, которую человек не в состоянии понять и от которой он не в состоянии избавиться.

 

Лев Николаевич Толстой обзывает «внешнего человека» сознанием, а Я – разумом. Тоже не очень удачно. И вообще вся абстрактная часть толстовского философствования путаная, и не зря Фейхтвангер предлагал наплевать на неё, а просто читать роман. Но вся беда в том, что, даже не поняв, и именно не ощутив толстовской философии, невозможно до конца вникнуть в его эпопею. Причём Толстой – подчеркнём ещё раз – не философ рассуждения, т. н. дискурса, а философ рассмотрения идей в художественных образах.

 

9. Что касается природы Я или разума, то здесь Толстой наплёл всякой ереси (ну он посчитал разум якобы это Бог в человеке, то есть «внешний человек» – это то, что человеку кажется, что он есть – существо свободное, которое может копать, а может и не копать, а внутренний – разум, Я, трансцендентальная апперцепция, назовите, как хотите, только в печку не ставьте – это как раз Бог, который в нас и который управляет нами).

 

В конце концов, как рассуждает Толстой, не так уж и важно. Его художественная философия состоит в том, что он рельефно выразил человеческую судьбу как противостояние этих двух начал: человек хочет одного, считает, что он действует по своим желаниям, а в действительности он ведом. Он думает, что он принадлежит царству свободы, а он с потрохами запродан царству необходимости. Болконский думает повелевать людьми, быть над ними, а выполняет свой долг и является честным винтиком общественного механизма, Николай Ростов думает заключить в объятиях целый мир, а оказывается жмотом и куркулём, обустраивающим исключительно свою личную жизнь.

 

Ну а уж о Пьере Безухове и говорить нечего.

 

«Пьер был тем отставным добродушно-доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни.

Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из заграницы, кто-нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно, и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому! Разве не он всей душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал своих крестьян на волю?

...

В минуты гордости, когда он думал о своём положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что-то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости».

 

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

 

 


Оглавление

2. Об иронии
3. Философский аспект романа
4. Об идеализации
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!