HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Саша Сотник

Симфония для пауз

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: , 26.06.2008
Оглавление


1. Гастрономический комплекс
2. Свободная ноздря

Гастрономический комплекс


 

 

 

"Сынок, тебя нельзя сажать за приличный стол, – упрекала мама. – Ты распускаешь руки, ешь как цирковая обезьяна..." С тех пор я не люблю заведений общепита. Рестораны, кафе и столовые отталкивают меня обилием манерно жующих и пьющих людей. Они умело пользуются приборами, салфетками, бесконечными аксессуарами в виде салатниц, соусниц и солонок. Я же всю жизнь вынужден прятаться по углам рюмочных и бистро, поспешно глотая дешевые гамбургеры, бутерброды и прочую подобную дрянь. Мне неловко за свой обеденный стиль. Друзья уже давно махнули на меня рукой и, пригласив на вечеринку, сообщают гостям: "Этот пусть вас не шокирует. Он ест... как бы это сказать... вручную..." И гости вечно смотрят на меня с неким аристократическим пренебрежением.

Дима Ларин удивлялся:

– Как так можно? Это же неудобно.

– На четвереньках, – говорю, – тоже неудобно. А ведь ходят.

– И даже ползают, – застенчиво соглашался Дима.

От чувства вины меня пытался избавить кинооператор Лева Блюм. Он сказал:

– А что тут такого? Джек Николсон, между прочим, вообще по-собачьи жрёт.

И я поверил. Позже выяснилось, что Блюм соврал. Николсон ест, как принято в светском обществе. Однако устои моего гастрономического комплекса заметно пошатнулись.

Словом, мой скепсис был вполне уместен, когда повар Леха Лукинский заявил:

– В наш кабак требуется арт-директор, специалист по джазу. Ты ведь музыкант? Босс тебя ждет.

– Это безумие, – отвечаю.– Я навсегда отобью у него аппетит. А ты потеряешь место.

– Да брось ты. Покормлю тебя в сортире. Там чище, чем на кухне. И люди ведут себя естественнее.

Так я оказался в самом ненавистном для себя месте. Имею в виду ресторан...

Босса звали Карл Цыбульский.

– Мой отец был папой Карла, – сказал он, закидывая ноги на стол. – В нашей семье не хватало только кузькиной матери. Я был голодранец, но с распахнутой, как форточка, душой. Меня учил воровать каждый прохожий, и любой в Одессе может считать себя моим педагогом. Но ни один из них, даже если вырвать ему язык, никогда не скажет, что Карл Цыбульский оставил его, в чем не ходят! Но когда я услышал Гершвина, то понял, что всю жизнь был глухой. И тогда я уехал в Америку.

Цыбульский закурил большую сигару. От него исходил дух неизбежно разбогатевшего шарманщика.

– Там, в Америке, я заработал свой первый миллион. Я приехал на Брайтон-бич и обнаружил все, чего там только нет. Там не было ни одной советской чебуречной. Советская чебуречная – это тетя Циля в халате мясного цвета, много пара и немного мяса с перцем. Я пригласил тетю Цилю с халатом, а все остальное купил. Моя чебуречная стала Меккой, а я – миллионером. А теперь, мальчик, хочешь знать, как я потерял свой первый миллион?

Цыбульский нервно сбросил ноги на пол.

– Ко мне пришел американский инспектор, учуял запах и спросил «уот из ит»? Я ему сказал. Тогда он попробовал и спросил, неужели русские любят жрать эту гадость? Тут мне стало обидно. В любом ихнем «Макдоналдсе» тебя нашпигуют той же прелестью – в чем же разница? Я так и спросил. А он ответил, что Америка – страна свободных людей и чистых желудков, и закон запрещает запекать второсортный фарш во второсортном тесте на второсортном масле. На что я сказал, что в Америке от сэндвичей дрищут не меньше, чем в Советском Союзе от передовиц газеты «Правда». Он все это выслушал и приласкал меня на самую свободную в мире сумму. Так я потерял свой первый миллион.

Цыбульский погасил сигару.

– Это был удар ниже пояса. Но я – не яйцеклетка, а Америка – не боксер. Америка – рефери на ринге жизни. И я поднялся на счете «три». Тем же вечером я нашел объявление, где требовался компьютерный офис, а утром арендовал помещение с электронными ящиками, куда согнал дюжину англоговорящих балбесов, изображающих Эйнштейнов за работой. Когда явился заказчик, я дал ему сигару, а девочка с отшлифованной задницей и чашкой кофе на груди принесла ему бизнес-ланч. И этот образованный прохвост сказал мне: «Мистер Цыбульский. В вас фонтанирует талант организатора. Если к вечеру в вашем офисе будут работать специалисты, а не яйцеголовые дебилы, я отдам вам контракт...» В тот же день я вышвырнул Эйнштейнов и набрал человекообразных. Так я заработал свой второй миллион, и уже никогда его не терял. Теперь же, когда я вернулся и открываю ресторан, я хочу прочистить слух джаз-бэндом. Я знаю, ты играешь джаз, и твои мальчики тоже.

Я кивнул. У меня было много знакомых мальчиков, играющих джаз. Всем им давно перевалило за сорок.

– Собери своих парней, – заклинал Цыбульский. – Скажи им, что я поставлю на сцену белый рояль с надписью «белые клавиши – только для белых», и это будет джаз. А наверху воссядет барабанщик и обложит мир синкопами.

– Скажу, – пообещал я. – Но...

– Деньги – утешение для инвалидов, – перебил меня Цыбульский. – И пусть я плохо слышу, но верно думаю.

Он щелкнул пальцами, и у стола возник официант, похожий на испуганную канарейку.

– Угости мальчика пивом, – распорядился Цыбульский и добавил: – Я открываю ему кредит. В пять долларов.

Я заглянул на кухню. Леха сидел на полу, сложив ноги по-татарски, и ел спагетти. Это зрелище не вызвало во мне отвращения – тем более, что ел он не руками, а лицом. Леха посмотрел на меня пьяными оливковыми глазами:

– Ну, как?

– Странный он какой-то, твой босс. Одесса, Америка...

– Цыба – стукач. Ему папа в Штатах банк в наследство оставил, вот он и перековался. Меломан хренов. Раньше-то, небось, кроме гимна ни фига не знал.

– Ты выпил?

– Я вылечился. Жрать будешь? Есть русский омлет. Не представляешь, как здесь тяжело. Это вам не шубу в трусы заправлять. Не бабушек парализованных щупать.

Леха выпил с алчным вожделением.

– Ладно, – говорю, – мне пора. Цыбульский дал неделю на раздумье и поиск коллектива.

– Притащи ему виртуозов Москвы и ближнего подмосковья, – съязвил Леха.

И тут я понял, что обречен. Уж если Лукинский пессиместичен, то мне и подавно нечего ловить.

– Там старый хер за дальним столиком две лазаньи заказал, – пожаловался он. – Вставил, падла, челюсти, и ждет. А лазанью сделать – это вам не парализованную шубу в трусах щупать...

И, шатаясь, пошел к плите.

Я брел по празднично сияющему Арбату. Мелькали суетливые домохозяйки, любопытные туристы в ярких шмотках, глупые влюбленные. Музыка лилась из маленьких колонок, висящих у входа в кафе. Я мысленно перебирал в голове имена знакомых, способных прийти на помощь, и не находил. Известно: что легко делается – легко и проходит. И я решил пройтись по всем, кто жил в моей памяти. Что и посвящаю собственному забвению...

 

 

 


Оглавление


1. Гастрономический комплекс
2. Свободная ноздря

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.08: Лачин. Как различать эпос, романы и повести (заметка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!