HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Тарас Ткаченко

Ёрмунгард и пр.

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Карина Романова, 4.02.2010
Оглавление

6. Читающая нация
7. Сказка про ничего
8. Высокий лоб, низкий лоб

Сказка про ничего


 

 

 

Один цирк решил сократить штаты.

– Халтурите, – вздохнул директор, отставив руку со списком сотрудников далеко над круглым, в арбузных полосках трико, животом, – надо гнать всех дармоедов.

– Кто это дармоеды! – зашумел народ, пестрый и даровитый.

– Цыц! Фокусники тут?

– Тут, – ответили смиренные фокусники, глядя директору в глаза. Тот, что покрепче, рванул руками в белых перчатках какую-то лилипутку и вскинул ржавую пилу. Лилипутка завизжала. – Айн момент!

– Отставить, – позволил директор, – фокусы у нас приличные, знаю… Только это и имеем. – Он вывел на листе горизонтальную черту. – Дрессировщики с тигром тут?

– Здесь!

– Руку в пасть.

Испытание продолжалось до тех пор, пока вся труппа, изрядно вспотев, не доказала свое умение.

– Ишь ты, заблистали, – проворчал директор. – Ну ничего… Вот ты, Яякин! Ты, по-моему, ничего не умеешь, без тебя цирк обойдется.

Сквозь рогатку усов он прицелился острым глазом в паренька, слушавшего у кулис – веник в одной руке, совок в другой. Паренек зашатался.

– Извините, как же? Он умеет, – вмешался шпагоглотатель, быстро отрыгнув последний кинжал. – Он умеет… умеет…

– Ну?

– Да все умеет! – закричал коллектив директору и друг другу. – Да он молодец! Этот парень – голова! Задачки решает! И трудяга! Вот ты бы пошел чистить за слоном? Я имею в виду, ЗА слоном? Ни за что. А Яякин там семь дней в неделю, так её-растак.

– Тихо! – рявкнул директор. – Для чего ты у нас конкретно?

Яякин стоял с потерянным видом, уронив веник и слабо подергивая пышный, с зеленой лиановой кистью шнур. В этот момент кому-то в тылах собрания пришла мысль крикнуть:

– Он на ходулях ходит!

И судьба его была решена.

– Я видел, – подхватил шпагоглотатель, – даёт!

Лицо Яякина выразило протест, граничащий с ужасом. Рот его дернулся, но был тут же прихлопнут парой симпатизирующих женских ручек.

– Посмотрим! – уткнул руки в боки директор. – На арену его, пока публика не подтянулась… Поднимай, чего взял!

Яякин, отбиваясь от сослуживцев, махнул рукой со шнуром, занавес угрохотал вверх, и открылась круглая, как сваленная мишень, арена.

Его вздернули на ходули.

– Главное – простой минуту, – пробормотал первый акробат, обхватив деревянные лодыжки. – Ему скоро надоест.

Яякин, скрюченный, как кукла, сглотнул.

– Ннн…

– А? – поднял голову акробат.

– Ничего нет, – выдохнул Яякин, извернувшись так, что вровень с акробатовым ухом замаячило его белое, конвульсиями простреленное лицо, – подо мной же нет ничего!

– А ты не думай про это.

– Я же не циркач! Как я стоять-то буду?

– Притворяйся, как все, – быстро ответил акробат – директор уже направлялся в их сторону.

– Ну? Готов страус? – он скептически оглядел исполнителя. – Отпускай!

Акробат, вздохнув, убрал руки и Яякин, похожий белым цветом лица и костылями под мышкой на фантастического инвалида планеты с малой гравитацией, замер под куполом.

– Высокие, ничего не скажешь… А ты не страхуй, не страхуй! Иди туда вон!

Директор замахал рукавами и акробат нехотя отошел к бортику арены и сел. Он ждал треска и увечий с минуты на минуту. Яякин, однако, последовал его совету и мертвыми глазами уставился прямо перед собой, через галлоны пустоты, другим берегом которой существовала одинокая, пустая и серебряная, будто пляж рая, трапеция. Прошла минута, а он не падал.

– Умеет, видите? – сказал шпагоглотатель.

– А ну, пусть сделает шаг! – потребовал директор. – Эй, ступи там!

Яякин не смотрел вниз. Внизу не было ничего. На секунду в голове у него затуманилось и ходули показались парой белейших и тяжелейших, до самой земли и опилок, крыльев. Он решил упасть в сторону трапеции и двинул ходули туда.

– Браво… – прошептал акробат. – Ну, чего вам еще?

Директор пощелкал пальцами.

– А вот мы дадим ему нагрузку, – решил он. – Пусть держит что-нибудь.

– Что?

Директор рванул табурет из-под задремавшего подальше от несмешного мира клоуна и, круглый, довольный, прохромал мимо опешившей труппы назад.

– Да хоть вот это.

Табурет подбросили. Взлетев к Яякину, он зацепился ножкой за выступ ходуль, на который он поставил ногу. Яякин покачнулся, ходули заколотили по тёртому желтому полу, как ноги насекомого с картины Дали. Трапеция вывернулась, ориентиров больше не было. “Все”, решил он, ощутив начало падения, но со злости решил и теперь не смотреть вниз, на растущий круг арены. Он вжался боками в упоры, чтобы упасть так, кучей, цельно.

– Стоит! – присвистнул клоун. – Дядя, это же готовый номер!

Он видел чудесный сон и был немножко, по-веселому разозлен, что его прервали. Директор ничего не ответил. Дернув себя за ус, он поманил пальцем стоявшую в первом ряду лилипутку.

– Лезь к нему, – распорядился он.

– Чего? – открыла рот лилипутка.

– Лезь туда, доплачу!

– Ну да! С ума сошел!

– Лезь, а то уволю и фокусникам отдам!

…Она довольно ловко взобралась по ходулям, чуть занозив ладони. Каждый перехват ее маленьких рук отдавался внутри Яякина как напоминание, что хотя он до сих пор стоит, внизу все-таки пусто. Ничего не было и внутри. Он не циркач. Притворяйся, сказал акробат, но у блефа есть пределы.

Лилипутка сняла табурет со ступни Яякина, вздохнула и полезла выше.

– Меня Кира зовут. Извини, – шепнула она, карабкаясь к нему на плечи. Ножка больно надавила Яякину на веко, так что под куполом будто выстрелили вечерние фейерверки.

Кира оседлала его плечи, утвердила, побарабанив по сиденью, табурет, перекрестилась и села.

– Ну? – крикнула она с высоты. – Это месячный оклад!

– Перебор, – сказал шпагоглотатель так, никому в особенности. Директор схватил его за грудки.

– Самый умный, да? А ну, марш туда! Возьмешь ее на руки и будешь ножи глотать, понял?

– Все равно он не упадет! – крикнула Кира с высоты.

– Молчи, дура!

– Да пошел ты! Я летаю!

– Ух! Ты – пшел! – Директор толкнул шпагоглотателя в центр арены. – Акробаты! Акробаты!

– Я здесь, – отряхнулся акробат. Подошла, сделав изящный поклон, его жена, звездно-серебристая, как трапеция. На них директор кричать не смел.

– Под купол, – скомандовал он. – Будете жонглировать друг с другом, он пусть проворачивается там, и чтобы ни одна булава не задела, а вы не помогайте!

Он обернулся к труппе, большой, злой и антрепренеристый, с двумя хвостами тесного фрака.

– Чего стоите? Ать-два! Полная готовность! Силачи, силачи где? Клоун, я тебе посплю! Зоопарк, вы следующие. – Он обернулся к Яякину и затряс кулаком. – Ты у меня рухнешь!

…Через полчаса на арене остался один директор. Вся труппа переселилась под купол. На плечах Яякина оставался табурет, занявший его шпагоглотатель вполне освоился: он рыхлил волосы Кире, гоняя во рту стилеты. На уголок табурета пристроил мускулистую ногу силач, потные бицепсы которого тузили выше черные, сверкающие бомбы гирь. Его напарник по другой бок Яякина зрелищно растягивал цепь. Еще выше, на импровизированном настиле, рычал тигр, трубил слон и носилась по кругу болонка. Трое дрессировщиков в золотистых, с эполетами костюмах заставляли их прыгать через горящий обруч в цилиндр фокусника. Иногда сигал клоун, обратившийся в разреженной атмосфере купола к физической буффонаде. Выше пел хор остальных лилипутов с крылышками и гудели, рассекая совсем черную уже пустоту, булавы тихой, ловкой звездной четы.

Глаза Яякина были открыты и спокойны, как у висельника. Он понимал, что что-то такое сделал или выдержал, но до поры до времени. Нужно что-то иметь, нельзя блефовать вечно. Он же ничто. Где же опора? Ходули… Опоры не было.

Снизу на столпотворение таращился директор. Злость давно отхлынула от его мясистых черт, оставив дряблую кожу и светлые, как покинутые морем гроты, поры носа и щек. Он смотрел теперь с уважением, с почитанием даже, и вдруг поклонился. Никто этого не заметил, все были слишком высоко. Директор поднял руку, как бы желая извиниться, сделать выговор или произнести речь, уронил, хлопнул себя по боку и, затрясшись всем корпусом, кинулся на ходули Яякина. Бежал он механически, будто не по своей воле, и сопел.

С кегельбанным треском он снес ходули.

Враз остановиться ему было трудно, он перешел на шаг у другого края арены. Здесь он обернулся. Сейчас должны были уже раздаться вопли и ругань. Вон они, ходули, лежат – две палки и больше ничего. Директор повертел головой, задышал реже. Что-то у него было не так с чувством времени, наверно, оно замедлилось. Он потерял представление, как долго это – минута, секунда. Он поискал часы. Даже если потерял… Сейчас они должны были посыпаться, как горох. Сейчас они должны были. Время шло, где-то как-то, и пространство громоздилось горой Меру, а он не смотрел туда, но ждал и ждал.

 

 

 


Оглавление

6. Читающая нация
7. Сказка про ничего
8. Высокий лоб, низкий лоб
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!