HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

82. Часть 82
83. Часть 83
84. Часть 84

Часть 83


 

 

 

Идя впереди всего человечества по скорости и масштабам нравственного вырождения, какое право имеют американцы навязывать свои ценности остальному миру, тащить вслед за собой в пропасть всех нас? (Впрочем, именно по причине первенства в аморальности они и присвоили себе это право.) А ведь не всегда американцы были такими. В суровых условиях освоения Америки невозможно было выжить без единения, без мужественной взаимоподдержки, без добровольного самоограничения. Но их общая цель – обогащение, личный материальный успех – их погубила. Ведь и вся их высокомерная демократия, свободы, уважение прав личности – ради одного, ради обогащения.

Пуританский декларируемый (а поначалу и действительный) аскетизм выродился в примитивное ханжество либо вовсе был отвергнут, не устоял перед языческой алчностью, лучшей питательной средой для которой оказалось, как ни странно, тоже пуританское (и общепротестантское) совершенно не библейское отношение к труду как к служению, угодному Богу. Между тем, необходимость трудиться дана человеку как наказание, как проклятие.

«Адаму же сказал: за то, что послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19).

Мы должны безропотно и даже с благодарностью принимать Божьи наказания. Тем более, что они являются и условием нашего существования на земле. Но относиться к ним как к служению Богу, культивировать их, умножать – не напоминает ли мазохистское извращение?

В результате греховного обожествления труд из средства удовлетворения необходимых потребностей превратился в средство бесконечного производства и удовлетворения потребностей мнимых, из Божьего наказания превратился в средство порабощения человека стихиями этого мира.

Вспомним еще, из-за чего произошел конфликт между Каином и Авелем. Каин был земледельцем, Авель – пастухом. Каин принес в дар Богу плоды своего земледельческого труда, Авель – «первородных стада своего», то есть дары природы. Бог отверг дар Каина и «призрел» дар Авеля. И труженик Каин из зависти убил свободного пастуха Авеля. Как же мы можем считать труд служением Богу, если Он не принимает плоды такого «служения», порождающего зависть и убийства?

Прогрессирующий процесс специализации, профессионализации человека, начавшийся после изгнания из рая, вовсе не безобиден и уж конечно не благотворен, как представляется некоторым. Специализация способствует ускорению и увеличению производства предметов потребления (не только материальных, но и, так сказать, духовных, которые в результате такого специализированного массового производства и превращения в товар приобретают качества «духовности» сатанинской) и тем самым усиливает нашу зависимость от них. Не говоря об опасностях для души избыточного производства вообще, специализация сама по себе разрушает человека, делает его частичным, фрагментарным, лишает целостности.

Когда я слышу похвалы «профессионализму», назидательные изречения, вроде: надо знать понемногу обо всем и все о немногом, или: нет такой профессии – хороший человек, – я признаю их относительную правоту, но понимаю, что передо мною идолослужители, для которых необходимый, но частный, прикладной вопрос обеспечения нашей земной жизнедеятельности («всего этого ищут язычники») превратился в смысл жизни.

Разве благодаря своим земным профессиям, мастерству в ловле рыбы или шитье палаток апостолы сделались тем, чем они есть для нас? Да и не за искусство владения словом (чем они, кстати, не очень-то и блистали) ценим мы их.

Человек должен рассматриваться как нравственное существо в его отношении к Богу, а не как представитель какой-то профессии или социальной группы.

В сущности, почти всякая современная работа превратилась в средство духовного закабаления человека. Работы, явно предназначенные для нас Богом (сельское хозяйство, строительство, производство одежды и предметов обихода, педагогика, медицина), мы превратили в идолослужение. Хорошо, если человек имеет силы и возможности вернуть своей работе ее изначальный смысл – быть только средством удовлетворения необходимых потребностей. Проще это сделать в педагогике, медицине. Школьный учитель или участковый врач могут делать свою работу так, как угодно Богу. Но в производстве предметов потребления, в науке мы давно уже перешагнули пределы необходимого. Рабочий, участвующий в строительстве роскошного жилья, производстве современной техники и предметов комфорта, неизбежно становится соучастником сатанинских дел. Об инженерах, бизнесменах, разных начальниках, менеджерах и говорить не приходится. Так же, как и об ученых, вся деятельность которых сводится к бесконечному развитию и удовлетворению человеческих страстей. (Заметим, что и вознаграждение в этом мире человек получает в зависимости от степени соучастия в сатанинских делах. Обучение детей грамоте или работа в огороде никогда не сделают человека миллионером.)

Есть еще одна сторона проблемы. В нашу природу заложена возможность получать удовольствие от деятельности, необходимой для сохранения и продолжения жизни. Мы можем наслаждаться едой, половыми отношениями, работой, охотой, рыбалкой. Но как только целью этой деятельности становится не сохранение и продолжение жизни, а получение удовольствий, извращается ее смысл, а значит начинается извращение человеческой природы, духовное и физическое вырождение человека. Появляется племя трудоголиков, которое ничем не лучше алкоголиков и наркоманов (если не хуже). Мы замечаем вред бесконтрольного увлечения едой, сексом, наркотиками – причем в основном относительно физического здоровья. Но пока не очень задумываемся о вреде увлечения работой. Физический спорт, являясь суррогатом физического труда, преследует с христианской точки зрения низменные, языческие цели, культивирует губительные для души качества: тщеславие, гордость, завистливость, азартность и пр.. То же относится и к превращенным в спорт охоте, рыбалке.

Так или иначе, мы попадаем в плен страстей, в сатанинский плен.

Печальная картина. Она наводит на мысль, что монашество – единственный выход, единственное условие спасения. Что ж, кто-то делает и такой выбор. Но «не все вмещают слово сие, но кому дано», и способности Господь дал «каждому по силе его». Недаром монашество называют «подвигом». Не всем такой подвиг по плечу. Да и монахи не все равно приближены к Богу. Господь не требует от нас служения сверх наших возможностей.

На подсознательном уровне правильно, по-библейски относится к труду православный русский человек, который «имея пропитание и одежду, доволен тем». Пусть и упрекают его в лени, разгильдяйстве, «неумении жить», непрактичности.

Как бы ни насмешничали, ни издевались над нашей «обломовщиной», для меня Обломов – самый русский и самый положительный литературный тип. Как Штольц – самый нерусский и самый отрицательный.

В одном из интервью живущий в Америке Н. Коржавин, известный поэт из советских эмигрантов, наблюдательно заметил, что свободные, общительные, улыбчивые, уверенные в себе американцы производят на него впечатление людей до грехопадения. Как будто доброжелательно заметил. А ведь это страшно, это уже видимый лик антихриста. Цель христианина – освобождение ОТ власти греха. В мире же происходит освобождение ВЛАСТИ греха, полное порабощение грехом человека. Такой вжившийся в систему греха человек может чувствовать себя свободным в греховном мире и «напоминать» человека до грехопадения, то есть быть его сатанинской имитацией. Такая «свобода» – это не свобода во Христе, а «свобода» в антихристе.

У мировосприятия русских совсем другие основания, к духовному вырождению отнюдь не ведущие. С давних времен русский человек превыше золота ценил Правду Божью. Весь наш фольклор, литература, история проникнуты стремлением к Правде. Только у нас могли родиться философы, вдохновляемые идеей Правды как таковой (Вл. Соловьев). То, что и во лжи мы достигали крайностей, лишь подтверждает размах наших нравственных возможностей.

Слов нет, не один век уже, как завелась в нашем теле зараза, все прогрессирующая. Но почему мы должны ей радоваться, лелеять ее, зная уже, к чему она ведет.

 

 

 

 


Оглавление

82. Часть 82
83. Часть 83
84. Часть 84
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!