HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

83. Часть 83
84. Часть 84
85. Часть 85

Часть 84


 

 

 

Никакое богатство, существующее рядом с бедностью, каким бы путем оно ни приобреталось, не может иметь нравственного оправдания.

Оберегая покой своей совести, люди научились «уважать» богатство, приобретенное, так сказать, честным трудом. Однако подумаем, насколько такое богатство отвечает христианским нравственным требованиям. (Оставим в стороне вопрос о том, какой труд считать честным, а какой нечестным. Здесь лукавство человеческое тоже поработало.)

И уличный карманник, укравший у нас кошелек, и респектабельный банкир, с помощью хитроумных комбинаций присвоивший миллионы, одинаково не производят никаких ни материальных, ни духовных ценностей, но оба «потрудились», проделали какую-то «работу» по «перераспределению» богатств этого мира. Но почему-то одного мир сажает в тюрьму, а перед другим гнет спину. Очевидно, в мире больше уважаем тот, кто половчее его обманет.

Возьмем личный физический труд, к примеру, земледельца – что может быть честнее? В течение многих лет, ограничивая собственное потребление (что угодно Богу), тяжким трудом человек накапливает некоторый избыток сверх крайне необходимого – чем уже нарушает христианские заповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле. Но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:19-21), «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тит.6:8). Дальше, по христианским представлениям, должно происходить следующее: имея в чем-то избыток, человек обязан поделиться с тем, у кого такого избытка нет, чтобы у всех все было поровну. Только тогда приобретенный честным трудом избыток будет нравственно оправданным. «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся» (Ефес.4:28), «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность», «Как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; а кто мало, не имел недостатка» (2Кор.8:13,15).

Для многих маловеров великий соблазн: что же, я должен кормить и плодить бездельников и пьяниц? Не от Бога такое возмущение. Если ты христианин, то корми и терпи, потому что написано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иаков.1:2-3). А что до «плодить», то, во-первых, бездельники и пьяницы уже осуждены Богом, их и назначение в мире такое – быть для христианина искушением и соблазном; а во-вторых (и главное) – твое верное служение не окажется ли животворным примером для многих из них. (Да и кроме пьяниц и бездельников найдется с кем поделиться – больные, сироты, голодные, беспомощные всегда будут в этом мире.)

Конечно, редким подвижникам доступен столь высокий уровень самоотречения. Но стремиться к нему должен каждый искренний христианин, – осознавая при этом глубину своего несовершенства (но не пугаясь ее, зная, что Христос всегда с ним).

Да и не так уж и мало, если присмотреться, в нашем бедном православном народе таких бескорыстных служителей ближним, ни одно село без них не стоит. Это только в богатых протестантских странах нуждающимся принято выделять необременительные для себя крохи (пусть по нашим меркам эти крохи и немалые), чем как раз и плодят армию нахлебников и завистников, потому что какой пример подают своим образом жизни, если даже и из такой помощи пытаются извлекать выгоду для себя.

Вспоминая притчу о богаче и Лазаре, думаю: разве не «пиршествуют блистательно» богатые протестантские страны? Куда до них библейскому богачу, понятия не имевшему ни об автомобилях, ни о компьютерах. И разве не похожи на Лазаря нищие народы Азии и Африки, желающие «напитаться крошками, падающими со стола богача»?

По человеческой слабости я соглашаюсь, что, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок. Невозможно осуждать помощь обездоленным, больным, откуда бы она ни приходила. Но мою совесть всегда смущала, коробила благотворительность богатых людей. Так ли уж она бескорыстна? Ограбив человека, вор возвращает ему часть награбленного, чтобы иметь возможность грабить дальше.

Подкармливая неимущих (не в ущерб себе, конечно), богатые люди усыпляют свою совесть и развращают совесть других, приучая их к дармовым подачкам, ограждая от Богом посылаемых испытаний и тем самым закрывая и без того «тесные врата», ведущие в жизнь вечную. Прежде, чем принять тарелку бесплатного супа от благодетеля-миллионера, задумаемся: а так ли уж она мне нужна? Неужели без нее мне грозит голодная смерть? Принимая поношенную рубашку с барского плеча, спросим себя: неужели мне нечем прикрыть свое тело?

Я не понимаю, как можно называть себя христианином и при этом исповедовать «священный принцип частной собственности». Если этот принцип кем-то и «освящен», то только сатаной, во владении которого находятся «все царства мира и слава их». «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него» (1Тим.6:7).

Что мы знаем о частной собственности наших прародителей до их грехопадения? Думаю, они ее не имели. Частная собственность в виде «смоковных листьев», которыми они «сделали себе опоясания», потребовалась их падшей природе. Защитники частной собственности тем самым признают нашу греховность естественным, нормальным состоянием. Понятно, когда это делают атеисты, не знающие другого состояния, но странно слышать такое от христиан.

Философ И.Ильин, называющий себя православным христианином и рьяно защищающий частную собственность, доказывает ее необходимость, помимо прочего, и тем, что без нее на земле «угаснет хозяйство и с ним культура и человечество». Этим он напоминает мне некую ученую даму, которая критиковала Л.Толстого за проповедь целомудрия: дескать, если все ему последуют, то тогда и род человеческий прекратится. Толстой смеялся: если род человеческий прекратится по этой причине (в силу добровольного воздержания), это будет прекрасно, это будет значить, что род человеческий свое предназначение на земле выполнил, потому что полное целомудрие – истинное, ненасильственное – предполагает и нравственное совершенство во всех прочих отношениях. Впрочем, не стоит опасаться – на земле мы этого не дождемся. Но стремиться к этому должны.

В нашем мире, который «лежит во зле», частная собственность, как и многие другие элементы зла (убийства, воровство, половая распущенность и пр.), не исчезнет вплоть до Второго Пришествия Христа, а даже будет все сильнее порабощать человека (что мы и видим). Но не к лицу христианину защищать зло.

Коммунистическая экономика буксует и разваливается не потому, что ее принципы (отсутствие крупной частной собственности и пр.) плохи. Наоборот, они слишком хороши для мира, «лежащего во зле». Чтобы «взбодрить» ее, приспособить к падшему миру, требуется подпитка злом – частной собственностью, конкуренцией и пр..

Христос говорил: «…приобретайте себе друзей богатством неправедным»(Лука.16:9).

У людей, верящих в возможность «праведного» богатства, должен возникнуть вопрос (хотя обычно они от него прячутся): а как же быть с нашим «праведным» богатством? Оно для приобретения друзей не годится? Или оно предназначено только для нашего собственного потребления? Что-то не сходится. А все потому, что из слов Христа следует: любое материальное богатство – неправедное. Если уж оно у вас почему-то появилось, раздайте его – и тем приобретете друзей.

Впрочем, праведным богатство тоже бывает – духовное богатство любви и веры: «…не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками Царствия?»(Иаков.2:5).

Среди бесчисленных искушений, со всех сторон подстерегающих христианина, одно из самых хитрых и опасных – услышать упреки в желании «быть святее папы римского», в страсти к учительству и обличениям, в нетерпимости и т.п., – другими словами, в отсутствии смирения. Упреки тем коварнее, что иногда для них имеются основания и раздаются они со стороны самих же христиан. «Приватизированное» христианство боится религиозного вдохновения, экстаза, обличительного пафоса больше, чем мирских соблазнов (для апостолов было нормальным приходить в «исступление»(Деян.10:10)). Но плох тот христианин, который считает гордыней следование заповеди Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Матф.5:48). А во что превратилась бы проповедь апостолов без «учительства» и «обличений»? Не для красного словца же апостол Павел, наставляя нас: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы», добавляет: «но и обличайте»(Еф.5:11).

 

 

 

 


Оглавление

83. Часть 83
84. Часть 84
85. Часть 85
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!