HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Алекс Ведов

Во что я верю и во что я не верю

Обсудить

Эссе

На чтение потребуется полчаса | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 18.07.2013
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

От того, во что человек верит, зависит в его жизни достаточно много. Все (вернее, почти все) религии базируются на вере. Но такая вера, которой требуют религии, мне чужда. Вообще, лично мне претит безоглядная и слепая вера во что бы то ни было. Для меня имеют значение такие вещи как знание, понимание, опыт (внутренний и внешний), интуиция, сомнения, поиски, размышление, и всему перечисленному есть место и время в моей жизни. Но вера как беспричинная убеждённость в чём бы то ни было – никогда моим состоянием не была.

 

Вера, понимаемая именно как мировоззренческая система иррациональных «последних и нерушимых истин» относительно чего угодно, вряд ли может быть плодотворной. В этом плане соглашусь с мыслью Ошо (Бхагвана Раджниша) о том, что наука, пользуясь сомнением, за четыреста лет достигла куда большего, чем религия за пять тысячелетий, пользуясь верой. У Ошо, надо по ходу отметить, нахожу много мыслей, которые вызывают в душе согласный и одобрительный отклик. Отношу его к «своим» авторам. Вот уж кто враг всякого догматизма!

 

Кстати, и буддизм мне из других религий как-то ближе, симпатичнее, что ли, именно тем, что ничего не предписывает принимать на веру, а предлагает ищущему исследовать и самостоятельно убедиться в справедливости своих положений. Вообще, из всего исторического многообразия направлений «духовного развития» (будь то религия, эзотеризм или ещё что) мне интересны только те, которые обращают человека к собственному опыту, а не к внешним авторитетам.

 

Однако во всём сомневаться и не доверять совсем ничему и никому – другая крайность, немногим лучшая. В рамках всеобъемлющего скептицизма тоже вряд ли можно создать что-то ценное. Наука и технология, да и просто житейский опыт передаются из поколения в поколение и развиваются в значительной мере потому, что между людьми есть доверие. Если бы его не было, если бы каждое поколение начинало познавать и менять мир с нуля, никакая цивилизация не могла бы существовать.

 

Поэтому я различаю веру и доверие. Доверию есть место в моей жизни. И дальше под верой во что-то я буду подразумевать (в качестве одного из компонентов веры) именно доверие к некой сумме человеческого опыта и знаний. Тех опыта и знаний, который я лично проверить не смогу (и никто не сможет, даже если бы потратил на это всю жизнь – слишком они обширны), но на который, по моему мнению, я могу опереться в своих поисках. Например, если наука утверждает, что вещество состоит из атомов, что эволюция жизни на Земле разворачивается от простых форм к сложным, а Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, – я доверяю такому знанию, хотя проверить его самому мне не приходилось и вряд ли такая возможность когда-нибудь представится.

 

Другим компонентом веры я для себя определил как то, что я не могу доказать или обосновать рационально, но что осознаю интуитивно или о чём однозначно свидетельствует мой жизненный опыт (опять-таки, здесь я не разделяю опыт внешний и внутренний). Самый общий пример – то, что окружающий мир вполне реален, а не является моей галлюцинацией или фантазией.

 

И ещё одно существенное замечание для лучшего взаимопонимания с читателем, прежде чем я начну делиться тем, во что я верю, а во что нет. Когда я пишу, что я не верю во что-то, это не всегда означает: я верю в то, что этого нет или в то, что это не так. Это может означать только то, что у меня как нет беспричинной убеждённости в предмет веры, так нет и обратной убеждённости. То есть: я допускаю такую возможность, но я предпочитаю говорить, что не знаю и не имею достаточно опыта, чтобы об этом предмете составить определённое мнение; или же я считаю, что такое мнение вообще невозможно составить. Но в подобных случаях я буду оговариваться особо.

 

Итак, поехали.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Художественный смысл. Много-много почему (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!