Алекс Ведов
Философская поэма
На чтение потребуется 4 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
От автора Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма». По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.
Оглавление 42. Часть 42 43. Часть 43 44. Часть 44 Часть 43
Тут, однако, уместно сделать одно существенное уточнение. Когда мы говорим о том, что живое вещество движется туда же, куда и Вселенная в целом, но значительно быстрее, и к тому же со всё увеличивающейся (по крайней мере, до сих пор) скоростью – какая именно скорость имеется в виду? Конечно, это не физическая скорость как математическая характеристика движения (пройденное расстояние или число оборотов за определённое время). Здесь за определённый промежуток времени возрастает другое – нечто такое, что не может быть измерено и выражено количественными параметрами; для определения чего не существует величины в мире физических законов и отношений. В первом приближении можно сказать, что увеличивается здесь степень сложности материальных объектов – в смысле количества взаимосвязей внутри живых систем и между ними по сравнению с неживыми. Но это не всё, и, наверное, даже не главное. Увеличивается и сложность процессов – опять же, и внутри самих организмов, и их взаимоотношений со средой. Далее, растёт мера целостности и согласованности – как каждой отдельной живой единицы, так и её как подсистемы, включённой в сеть одноуровневых и в иерархию высших природных систем, заканчивая биосферой как единым целым. И наконец (здесь мы подходим к сути), с появлением существ, обладающих сознанием, материя, казавшаяся мёртвой и инертной, раскрывает свой потенциал до самого основания. На этом этапе развития согласованность и сложность жизненных процессов внутри организмов достигают некоторого экстремального (в данных условиях физической реальности) значения. Вероятно, как никогда близкого к гармонии – той изначальной гармонии, какая она есть вне оков тотальной причинной обусловленности. Конечно, гармония скрыто присутствовала в мире и до человека, и даже до возникновения первого живого существа. Но до сих пор она находилась как бы за кадром всего происходящего во Вселенной. Наш гипотетический наблюдатель смог бы отметить только её отблески на самых, так сказать, низовых уровнях. Но, проследив весь путь мировой эволюции вплоть до появления человека, он бы констатировал удивительный факт. В лице человека, конкретнее – посредством его мыслящего органа – материя обнаружила свою самую глубинную сущность. А именно – безосновную основу всего; то безымянное, что лежит в начале всех начал, откуда всё исходит и к чему всё возвращается. То, для характеристики чего у разумного существа находится интуитивное предельное понятие гармонии. Это понятие (скорее даже символ) предельно, потому что его нельзя охватить чем-то большим или до конца разложить на более простые смысловые единицы. Оно, в каком бы контексте его ни использовать, всегда относится к идее целостности, восходит к целому, и в пределе – к изначальному всеобщему Целому. Однако применительно к первооснове оно оказывается сопряжённым с ещё одним предельным понятием-символом: свобода. Ибо гармония в условиях детерминированности всегда неполная, и чем больше степеней свободы, тем больше возможностей и для проявления гармонии. А с другой стороны, если нечто существует свободно, то есть вне власти стальных причинно-следственных законов – что же для этого нечто может быть движущим мотивом, если не стремление к гармонии?
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 42. Часть 42 43. Часть 43 44. Часть 44 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|