HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Алексей Ярков

Фарфоровый колокольчик

Обсудить

Рассказ

(на чтение потребуется 40 минут)
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 2.06.2013
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Ужинали мы всегда примерно в одно и то же время, между семью и половиной восьмого вечера, и всегда в общей столовой на первом этаже.

Мы, обитатели этого дома – я, Мэй Ли и Чжоу – вообще чтили негласный протокол человеческого общежития, помноженный на традиционную для Китая ритуализацию быта. В нашем случае этот протокол, помимо всего прочего, подразумевал и неприкосновенность личного пространства друг друга, в чём, признаться, изначально была изрядная доля моей инициативы – таким образом я заменял отсутствие особых педагогических талантов и опыта в воспитании детей принципом «не навреди».

Чжоу, например, впервые побывал в моей комнате, когда все его вещи были уже упакованы и готовы к отправке в студенческое общежитие – за неделю до этого пришло извещение о его зачислении на первый курс исторического факультета.

Я был серьёзно болен и почти не вставал из кресла, чтобы не испытывать на прочность изношенные проводки коронарных сосудов – операция шунтирования планировалась только через несколько дней. Чжоу я позвал, чтобы попрощаться и передать ему кое-что из личных вещей, так как – несмотря на заверения Бо Ченга, кардиохирурга и моего студента в прошлом – отнюдь не был уверен в благополучном её исходе.

По той же причине в этот день я впервые надел тонкий ободок с датчиками, фиксирующими электрическую и гистохимическую активность различных зон моего мозга, чтобы затем стереть запись, если я ещё буду жив к моменту следующего сеанса.

Согласился я на это после длительных уговоров Председателя Юань Цзяо, да и то лишь потому, что методика – от теории до практической реализации – целиком основывалась на моих работах тридцатилетней давности, и приобщение к моде последних лет на прижизненные слепки личности – «портреты в галерее вечности», как назвал их Председатель, остающиеся после смерти в семейном архиве или помещаемые в особых случаях в фонды государственной библиотеки, – казалось мне достойной карой за мою роль в создании этого сомнительного с точки зрения этики коммерчески-политического продукта.

Ту запись я стёр около часа назад для того, чтобы начать новую. И если я не доживу до момента, когда представится случай или настроение ещё раз переписать свой «портрет в галерее вечности», то любой в меру любопытный потомок, окунув голову в пластиковую конструкцию, напоминающую стационарные фены в парикмахерских середины двадцатого века – периферийный девайс неинвазивного нейротранслятора, – за доли секунды проживёт вместе со мной эти несколько вечерних часов на открытой террасе загородного дома. Мои мысли и воспоминания, ассоциации и эмоции, в общем, то, что составляет непередаваемое словами хитросплетение компонентов психики, которое выражается в осознании себя как целого и идентификации своего «я» в произвольный момент времени – всё это на доли секунды полностью займёт место личности того, кто захочет знать, кем же на самом деле был человек на фотографии в статье «Википедии».

Это будет, в свою очередь, его платой за любопытство: готов ли он к тому, что его место в его же голове на время займёт мёртвый старик? И даже не он сам, а лишь его покрытое пылью и лишённое дееспособности «я»? Только так мы достигнем паритета честности в деликатных вопросах личного и общественного, исторического и интимного.

 

Бессмертие… Для его достижения алхимики средневекового Китая использовали добытые с трудом эликсиры и сложнейшие, доступные лишь посвящённым, практики. Бессмертие тела воспринималось как нечто само собой разумеющееся, пусть и технически сложное – вопрос был лишь в правильности соотношения используемых ингредиентов «философского камня» или, как его называли в Китае, «цзиньдань» – «золотой пилюли».

Трудно судить, что же привело к постепенному снижению интереса к так называемой «внешней» алхимии – безрезультатные поиски универсального рецепта, или же разочарование в самой идее изоляции меняющегося разума в ограниченной физическими законами оболочке. Однако, так или иначе, идея «внешней» алхимии постепенно уступила место учению об алхимии «внутренней» – концепции о направленном изменении человеческого духа таким образом, чтобы возможность его существования после смерти в принципиально ином качестве не противоречила механизму вечного круговорота Дао, и, следовательно, была бы абсолютно естественным и единственно возможным продолжением текущей жизни.

 

Современная цивилизация вплотную подошла к порогу, за которым начинается новый уровень взаимоотношения с реальностью. И эволюция мысли – по всё той же траектории, но в чуть осовремененной форме – вывела мечту о персональном бессмертии на неожиданную орбиту, где эта мечта, наткнувшись на предел внешней алхимии, как на неожиданно существующую небесную твердь, недоуменно застыла памятником самой себе.

Можно ли считать бессмертием консервацию, при которой личность сохраняется неизменной, во всей полноте, но вне контекста движущейся дальше жизни? А ведь доступен только такой путь: генетики ещё лет пятьдесят назад убедительно доказали, что существует вероятность продлить биологическую жизнь на пару десятков лет, замедлив действие встроенной в геном мины апоптоза, но сделать её бесконечной, увы, нельзя – полученные образцы нежизнеспособны изначально; ну а кибернетики до сих пор бьются над техническим воплощением модели из хотя бы двух-трёх эффективно взаимодействующих между собой кортикальных модулей, которых в человеческом мозге, как известно, несколько миллионов.

Мы пришли к тому, что мозг – материальный субстрат сознания (что, впрочем, было известно со времён Гиппократа), что технически возможно скопировать личность в дискретный промежуток времени путём переноса информации об электрической и гистохимической активности мозга за этот период на стереоматрицу, и что сама по себе такая матрица нефункциональна и имеет только описательный характер – сознание, переведённое в язык двоичного кода, не работает как законченная программа без переноса обратно на материальный субстрат, потому что смоделировать суперкомпьютер человеческого неокортекса невозможно технически.

Но мы научились способам обратного переноса, и, самое главное, придумали, как модулировать трансляцию в обход морфофункциональной индивидуальности мозга каждого взрослого человека, обернув в свою пользу некоторые законы физиологии.

Говоря простым языком, мы научились снимать слепок личности, хранить его в кремниевом сундучке, и, когда нужно, доставать оттуда и, надев, как шляпу, на любого физически полноценного человека, на некоторое время превращать его в живую рамку для «портрета в галерее вечности».

Только выяснилось два «но».

Во-первых, сколько бы времени ни занимал процесс записи матрицы с «донора», субъективное время восприятия трансляции «реципиентом» будет ему полностью соответствовать, но объективное время сеанса воспроизведения записи будет всегда неизменным и составит для стороннего наблюдателя всего несколько долей секунды.

Во-вторых, содержание трансляции будет доступно только «реципиенту», который на её протяжении будет полностью синхронизирован с субъективным временем «донора» и ассоциирован с его личностью, но по окончании трансляции моментально наступит защитная диссоциация, и все происходившее будет вспоминаться отрывочно и нечетко, а резидуальный период от восстановления ориентировки в собственной личности до наступления полной амнезии на содержание переживания составит в среднем пять-семь минут.

Эти два закона, названные впоследствии «принципами Ясперса-Лисицына-Суэциня», определили очень своеобразную нишу применения почти готовой методики в том виде, в каком она существовала тогда. И мы, казалось, ухватившие главную тайну жизни за хвост, опять остались с оторванным хвостом в руке, задавшись вопросом: а можно ли считать такую форму сохранения эссенции своей жизни достижением практического бессмертия? Если да – то содержит ли эта, помещённая в кремниевый резервуар, субстанция «философского камня» хоть гомеопатическую дозу нашей живой сущности? Лично я не знаю.

А вы, пользователи… просто закройте глаза, и, посидев минуту в тишине, осознайте, что это не я только что говорил с вами – я давно умер. И это не вы говорили сами с собой – вас сейчас просто нет. И, кстати, никакого сейчас тоже нет. Есть лишь застывший между миллисекундой и бесконечностью аквариум персональной вселенной, в который навсегда заключён осенний вечер одного дня одного из миров...

Конечно, тогда мы отказались от глобальных идей, и дальнейшие исследования были посвящены в большей степени анализу полученных данных, как оно обычно и бывает, когда стечение обстоятельств приводит к неожиданному открытию, но для того, чтобы понять, что же, собственно, мы сделали, необходимо куда как большее время.

На сегодняшний день наши разработки нашли своё место в кибернетике, практической медицине, коммуникациях, а та, почти готовая технология – своеобразный полигон и первая работающая модель, с которой всё начиналось – ушла в коммерческую разработку лет десять назад уже без нашего участия. Поэтому, подаренный Юань Цзяо стильный компактный приборчик с интуитивно понятным интерфейсом и фирменным логотипом «Ичждан Индастриз» в виде рыбки, вписанной в золотой круг, был мне совершенно незнаком.

 

 

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!