Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Напишу, как для своих. Они ж верят в мою правоту. Я, правда, не знаю о существовании на свете кого-нибудь из них. Но. Вот насколько Никита Высоцкий похож лицом на своего отца, настолько он далёк от настоящего искусства… Поймал себя на желании объяснить, что такое настоящее искусство по-моему. А как же тогда с писанием, как для своих? Свои-то уже знают… Я рассуждаю ультрапредвзято. Раз он, Никита, возглавляет Центр Высоцкого, он должен был прочесть подаренную этому Центру мою книгу «За КСП и против ВИА» (2000) и не освящать именем Центра книгу Новикова о Высоцком. Вот должен был и всё. Я почему-то уверен, что моя книга выпадает из общего потока, что об этом известно работающим в Центре, что Никита должен был об этом выпадении слышать, насторожиться, прочесть, согласиться со мной и т. д. (Ну понятно, что я считаю, что я открыл художественный смысл песен Высоцкого, а другим это не удалось. Вот так. Нагло. Потому не удалось, что ветер моды дул не на мельницу адекватности понимания Высоцкого.) А если этого не произошло, если Никита с моей книгой не встретился (что обязательно б я почувствовал впоследствии), то что-то с Никитой не хорошо. Это соображение подтвердил и фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятый по сценарию Никиты Высоцкого. Не для него, не для Никиты, считать самым ценным в произведении искусства ЧТО-ТО, что нельзя выразить словами. Не для него. Теперь заход с другой стороны. От Митяева. Он на моём сайте упомянут в одной статье (тут). Упомянут как исполнитель, и упомянут негативно. (Негативно – при том же критерии: художественность – нецитируема.) Мой сайт предназначен для переведения нецитируемости (подсознательности переживания) в слова (как это ни кощунственно звучит). Если я и касаюсь на своём сайте деятелей плохого, около- или неискусства, скажем так, то – чтоб отделить их от настоящего искусства. И вот в таком качестве попал на мой сайт Митяев. И вот один представитель сомнительного искусства обращается к другому, по-моему, такому же: «Ведущий: Вы выбрали эту песню сами? Митяев: Нет. Вот Никита меня попросил. Сказал, вот есть вот такая песня. Я послушал, подумал, что это вообще… о лжи и правде… Это [морщась] как-то… песня длинная. Вообще какая-то мне… Мне показалось, что она сегодня не современна. А потом, когда стал её петь, я понял, что это просто про рейдерские захваты. Аплодисменты».
Бедный Митяев помнил, что у Высоцкого ж пронзительная конкретность в самых лучших песнях.
Я ношу в душе твой светлый образ, Валя, А Лёша выколол твой образ на груди…
А на левой груди – профиль Сталина, А на правой – Маринка анфас…
Вкус у Митяева всё же есть. Он почуял, что «это вообще» испортило Высоцкому песню. (Ну может и гений раз-другой сорваться.) Но фальшивое положение, в котором давно пребывает Митяев, заставило его переломить себя и сдаться на милость окружавшей его серости. Так я подумал было. Но потом спохватился: а вдруг исполнение самого Высоцкого переломит и меня (я не помню, слышал ли я эту песню и в каком был состоянии, когда слышал, если слышал).
Притча о Правде и Лжи Булату Окуджаве
Нежная Правда в красивых одеждах ходила, Принарядившись для сирых, блаженных, калек, – Грубая Ложь эту Правду к себе заманила: Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула, Слюни пустила и разулыбалась во сне, – Грубая Ложь на себя одеяло стянула, В Правду впилась – и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью: Баба как баба, и что её ради радеть?! – Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, – Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты И прихватила одежды, примерив на глаз; Деньги взяла, и часы, и ещё документы, – Сплюнула, грязно ругнулась – и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу – И подивилась, себя оглядев делово: Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу, Вымазал чистую Правду, а так – ничего.
Правда смеялась, когда в неё камни бросали: «Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё…» Двое блаженных калек протокол составляли И обзывали дурными словами её.
Стервой ругали её, и похуже, чем стервой, Мазали глиной, спустили дворового пса… «Духу чтоб не было, – на километр сто первый Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»
Тот протокол заключался обидной тирадой (Кстати, навесили Правде чужие дела): Дескать, какая-то мразь называется Правдой, Ну а сама – пропилась, проспалась догола.
Чистая Правда божилась, клялась и рыдала, Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, – Грязная Ложь чистокровную лошадь украла – И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет, – Правда, в речах его правды – на ломаный грош: «Чистая Правда со временем восторжествует!..» Если проделает то же, что явная Ложь!
Часто, разлив по сту семьдесят граммов на брата, Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь. Могут раздеть, – это чистая правда, ребята, – Глядь – а штаны твои носит коварная Ложь. Глядь – на часы твои смотрит коварная Ложь. Глядь – а конём твоим правит коварная Ложь.
1977
Я не стал засекать, сколько секунд тянул Высоцкий гласную «а» (в слове «глаз», только тут до меня дошло, что Высоцкий же непривычно тянет гласные). Кто? Высоцкий! Тот, который первый в мире пел согласные… Я выключил звук. Какой кошмар! Он не заметил, до чего он опустился… Я включил звук, а он тянул и тянул: «пропааажууууу», «деловоооооо», «сажуууууууу», «ничегоооооо», «бросалииии», «моёоооооооооо», «составляяяяяли», «тирадоййййй», «делааааа», «правдоййййй», «доголаааааааа», «рыдалаааааааа», «деньгаааааах», «украаалаааа», «воюееееет», «грооооош», «восторжествууеееет», «Лоооооожь», «братааааааа», «попадёооооошь», «ребяааааатааааа». И вдруг прочёл я: «Вариант названия – «В подражание Окуджаве»… ». Неужели Высоцкий так поиздевался над Окуджавой? Тот же с 63-го года предал левых шестидесятников и пошёл в правые диссиденты, чего долго никто не замечал. Что значит инерция! На той странице, правда, написано: ««Притча о Правде и Лжи» в смысловом отношении перекликается с «Песенкой про дураков» Окуджавы». Но та создана в 1979-м (см. тут), через 2 года после Высоцкого. Зато, тоже правда, написано и другое: «…а также, по наблюдению А. В. Кулагина, со стихотворением Окуджавы «Пробралась в нашу жизнь клевета…» (Кулагин А. Беседы о Высоцком. М.,2005. С. 124-125)». – Это толковее. В 1967-м написал её Окуджава. Уже предателем левых. За что, может, и мстила ему сама Поэзия, не терпящая абстракции.
Пробралась в нашу жизнь клевета, как кликуша, глаза закатила, и прикрыла морщинку у рта, и на тонких ногах заходила.
От раскрытых дверей – до стола, от стола – до дверей, как больная, все ходила она и плела, поминая тебя, проклиная.
И стучала о грудь кулаком, и от тонкого крика синела, и кричала она о таком, что посуда в буфете звенела.
От Воздвиженки и до Филей, от Потылихи до Самотечной всё клялась она ложью твоей и своей правотой суматошной...
Отчего же тогда проношу как стекло твое имя? Спасаюсь? Словно ногтем веду по ножу – снова губ твоих горьких касаюсь.
И смеюсь над её правотой, хрипотою её, слепотою, как пропойца – над чистой водою. Клевета. Клеветы. Клеветой.
1967
Такое соображение (издёвка над предателем) как-то оправдывает Высоцкого. Но уж больно оно тонко. Ну а Митяев, даже не упомянувший об Окуджаве, – что с него взять? Правда, и в аудиозаписях Высоцкого – тоже ни слова об Окуджаве. Бывает и на старуху проруха.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Производство деревянных вешалок. Вешалка плечики деревянная. |