Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Подписаться на журнал
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7
Как тут: «– Давай толкай, – сказал Птицелов, – я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он снова сел, а Вася упирался сзади. И вдруг «Урал» затрещал, выбрасывая облачка из труб, как паровозик на картине Ван Гога. Вася внезапно увидел это всё со стороны. И вспомнил эту картину, что висит в музее имени Пушкина. – Как у Ван Гога! – кричит Вася радостно. Птицелов, обернувшись, смотрит на него. – В музее имени Пушкина, – объясняет Вася, – есть такая картина, там паровозик, клубы дыма… – Понятно… Ну ладно, поехали дальше» (Ермаков. Голубиная книга анархиста). Хоть я должен признать, что первое впечатление от той картины действительно весёленькое.
Но это – от замыленности глаза. Очень уж популярен Ван Гог. Все его как бы знают. Вошёл в массовую культуру. Кругом полно репродукций его картин. Его шокирующая – дикие мазки – техника больше не шокирует. Отчаянный крик его души – уже всем не крик. А крик Стоуна от имени Ван Гога: «Наш мир, видимо, создан в спешке, в один из тех чёрных дней, когда у творца был помрачён разум», не вспоминает даже тот, кто Стоуна читал. И – мы слепы, что небо с облаками нагло нарисовано… серо-синими окологоризонтальными дрожащими чёрточками на жёлто-зелёном фоне. Дальние холмы – нагло тёмно-зелёными, но не дрожащими, чёрточками на почти таком же фоне. Дым – нагло полуколечками белого и голубого. Средней дальности деревья – зелёными околовертикальными линиями на бледно-зелёном фоне. И вообще кругом эти линии, линии и линии. Мол, шифер на крышах, мол, грядки на огородах. Чем «ближе», тем с большей сластью художник длил мазки. Будто он получал удовольствие в первую очередь непосредственно от двигания рукой, а уж потом – от того, что получалось. Как он удержался, чтоб стены так не рисовать? А уж больше всего он оттянулся на длинноте мазка на мокрой грунтовой дороге. Всё – противоестественно. Начиная с того, что не могло быть такой высокой точки зрения в плоской Голландии в 1890 году. Не со средневекового ж собора художник смотрит на эту сельскую местность. Тот же Ван Гог в том же году рисовал и церковь в Овере, но она не могла ж стоять за городом, как тут мы видим, среди огородов. Так вот противоественность, иномирие какое-то, не христианское, и есть тот идеал, который двигал кистью художника, отчаявшегося жить в Этом мире. И есть как бы некое оскорбление памяти художника вспоминать его картину по весёлому поводу. А хоть бы и не по весёлому: «…И вот, наконец, уже XIX век, Ван Гог, который уже… Совершенно другого рода живопись. И что перед нами? Земля. Так и надо понимать: она вся рас-чер-чена. Чем она расчерчена? Человеческим трудом. Её пересекает – опять-таки – дорога жизни. Река. Она под дождём откровенно на реку похожа. Ещё движение этой коляски вполне изображает метафору… эту вещь-метафору жизненного пути. Вот куда-то он приведёт? – Не то, чтоб Ваг Гог говорит об этом. Но так он чувствует. Надо проникнуть. Что в мире… мир пронизан трудом… Труд является каким-то центрирующим смыслы жизни началом. Понимаете? А не какое-то бессмысленное, значит, это… протестанты там… букет цветов, понимаете ли… И наконец. Первый раз в европейской живописи изображён паровоз. Он изображён там на заднем плане. До этого, для всего академизма, воспитанного на классической традиции, изображение индустриального объекта – это то же самое какое-то понижение такого в своём идеальном значении, как бельё в голландском пейзаже. Энергетику покорения природы, энергетику труда. Это опять-таки ипостась новая жреческая трудового служения. Начиная с Ван Гога начинают видеть красоту индустрии. Она входит в живопись как новый и совершенно невозможный до этого мотив» (Михаил Иванов. Временная метка 1:23:01). Я уж не говорю про «Поезд в пути» Левитана, помеченный тем же 1890 годом в wiki. Но главное – и Левитан (см. тут), и Ван Гог, будучи ницшеанцами, оба... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2021 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Металлический крепеж авто строительный крепеж в авто. |