Надежда Залоцкая
Рецензия на книгуКупить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Книга выпущена издательством «Скифия» в 2015 году, в серии «Антология живой литературы» (АЖЛ – проза). В ней представлены произведения самых разных современных писателей, объединённых русскоязычным культурным пространством. Данный том предлагает читателю познакомиться с наиболее интересными авторами, чьи имена пока не снискали массовой популярности, однако формируют тот подлинный пласт самородного литературного творчества, из которого вырастает всё настоящее и значительное.
Моё общее впечатление от прочитанного: содержание книги соответствует оформлению. В качестве иллюстрации на обложке помещена живописная композиция, напоминающая о тех временах, когда литература писалась душой и была уделом интеллигенции, а не бизнесом книгопроизводителей. То же можно сказать и об аннотации: её посыл настраивает читателя на спокойную вдумчивость, философскую созерцательность, эстетическую бессуетность, где по жизненному фону нейтрального цвета беспрерывно движутся и скользят свет и тени, свет и тени – череда писательских текстов.
Давайте же и мы проскользим по поверхности представленных здесь имён и попытаемся осознать, кто же они, современные литераторы, что они пишут, и что из себя представляет издательская литература дальнего плана, не проявленная пока до сияния звёзд, но мерцающая в перспективе, посылающая нам свой свет, своё сообщение...
_________________________
Елена Счастливцева г. Санкт-Петербург
Она – как китайский художник, рисует сердцем. Её герои – люди российской глубинки. Они живут простой и суровой жизнью, непритязательной и аморфной, но исполненной драматизма и далеко непростой человечности. Это – про ту самую загадочную русскую душу. Автор понравится тем читателям, которые ищут позабытого реализма, продолжения традиций советской литературы в современном её воплощении. Прозаическая манера Елены Счастливцевой соответствует ткани рассказываемых историй: жизнь как она есть, неброская красота сумрачной повседневности.
_________________________
Борис Суслович г. Холон, Израиль
В центре его писательских интересов – многоликие репрезентации любви и смерти. Будь то история о детях или о взрослых, о литературе или об инфаркте, о первой влюблённости или об эмиграции, о трепетном журавлёнке или о циничном офисном клерке – всё это вариации на тему двух главных крайних жизненных ситуаций: любовь и смерть, всё вращается вокруг этого. Борис Суслович – писатель зрелый, его проза – ладная, гладкая. Читается с удовольствием. Есть над чем поразмыслить после прочтения. Общая атмосфера – сновидческая, ассоциативная, образная. Больше всего мне понравилось расследование, посвящённое Анненскому.
_________________________
г. Чебоксары
По признанию самой писательницы, «…просто вдруг в тяжкую минуту уныния захотелось как-то изменить окружающий мир, расцветить и раскрасить его, сделать гармоничным, интересным и радостным. Или хотя бы осуществить свои мечты в придуманном, созданном собою мире». Всё так и есть: её рассказы реализуют в творческом преломлении нереализуемое в обыденной жизни. Эти истории понравятся тем, кто меланхолии от злодейки-судьбы предпочитает опору на умение быть позитивным. Точней – позитивной. Да, именно, в женском роде. Ибо аудитория данного автора – несомненно, читательница, дама в неизбывной тоске по бабьему счастью.
_________________________
г. Химки
Писатель, имманентный природе, гармонии, красоте. Неудивительно: его основная профессия – музыкант. Все его рассказы пронизаны этой фоновой доминантой. Один из лучших прозаиков в этом сборнике, если не лучший. О чём бы он ни писал, везде – практически идеальные ритм, темп и размер, все фразы звучат, всё исполнено ясности, чистоты, прозрачности, глубины. Виртуозная техника. Его описания живописны, без грязи. Его размышления тонки и высоки. И это притом, что все его истории твёрдо стоят на земле. Читая его, ещё раз ловлю себя на моём давнем открытии: музыкант, поэт и художник – разные ипостаси одной и той же творческой сущности.
_________________________
г. Москва
Самый взрослый из представленных здесь писателей. Я – не о возрасте, скорей – об известности и профессиональной востребованности. За ним стоят опыт и стаж. Этот жизненный груз превращается в прозу глубокого содержания и высокого качества. Его тексты – плотные, концентрированные, без воды, без виньеток, насыщенные драматизмом и упругим движением чётко выстроенного сюжета. Хорошая, сочная, текучая проза. Хорошие, жизненные, ненадуманные истории. Сквозь судьбы героев проглядывает судьба страны, которая называлась СССР. Чувствуется: многое из описанного автор пережил лично. Это и есть подлинное писательство.
_________________________
Татьяна Краснова г. Тула
Женщина с жизнелюбивой улыбкой пишет тексты, полные улыбчивого жизнелюбия. Пожалуй, в этом и состоит главный посыл её творчества. Увидеть смешное в угрюмом, забавное – в скучном, и рассказать об этом простым, незаморочистым языком. Пригласить и читателя разделить её ироническое отношение к жизни. Взглянуть на всё окружающее и на себя, с готовностью рассмеяться. Искренность, непосредственность, лёгкость, добросердечие – вот коренные черты писателя Татьяны Красновой. Из всех авторов, представленных в этом сборнике – самый светлый характер. Даже трудно представить, что с таким характером возможно писать. Но ведь пишет же, пишет.
_________________________
Юрий Краснов г. Тула
Автор иронический и комфортный. Если ирония Татьяны Красновой – это веселье бессистемно порхающей птички, то ирония Юрия – это внимательное лукавство одомашненного кота, взирающего на мир с ленивой ухмылкой умудрённого существа. Его проза простая, но точная, выверенная. Читается приятно, легко. Есть философия, и есть глубина, но автор не хочет слишком копать, увлекаться излишеством вдумчивости, как бы предлагая читателю самому заглянуть в глубину, насколько он этого хочет, а пока, для начала – просто понаблюдать за абсурдными, сюрреалистичными ситуациями. Особенно мне понравился рассказ об отеле, прошитом снарядом.
_________________________
г. Салехард
Его судьба связана с Севером. Здесь публикуется его повесть про отношения волка и человека. В сущности, это вариация на тему северных эпопей Джека Лондона, и прежде всего вспоминается «Белый клык». Сюжеты разные, но декорации почти те же, северные, суровые. Да и люди похожи. Под стать людям и авторский стиль: строгая, чистая проза, без выкрутасов, без ложной поэтизации. Крепкий прозаик пишет о крепко промёрзлой нелёгкой жизни. Если сравнивать с Джеком Лондоном, то у того больше сентиментальности, морализаторства и острой сюжетности на американо-голливудский манер. У Виталия Лозовича всё более сдержанно. В этом больше жизненной правды – суровой мужской правды приполярных русских широт.
_________________________
г. Москва
Читая рассказы Александра Ларина, вижу образ пожилого холостяка, многое повидавшего и вкусившего в своей жизни. Ему знакомы конфликты мужчины и женщины, поэта и власти, власти и женщины, власти и человека, человека и старости, человека и смерти, человека в поисках Бога. Между тем в персонажах его угадывается всё тот же шпанистый пацан, которого мы видим на фотографии уже очень взрослого парня, автора этих рассказов. Читается легко, стиль неназойливый, и не без юмора, и не без глубины. Его размышления понравятся тем, кто увидит в нём свое отражение, и те же вопросы гложут усталую душу.
_________________________
Александр Пахомов г. Москва
Представитель молодой плеяды писателей. Его герои живут всем тем, чем живёт нынче молодость: ищут работу (по навигатору), пишут романы (сразу по несколько), обретают любимую девушку (на одну ночь, разумеется, избегая женитьбы), играют в высокотехнологичные компьютерные игрушки (на гаджете), пытаются соблюсти баланс между добром и злом, и даже задумываются о старости (впрочем, не сильно парясь по поводу чего бы то ни было). Так или иначе, все его истории приглашают нас улыбнуться, ибо причин для тоски и без того в жизни вдоволь. Если вам лет этак до тридцати, и если вы желаете просто развлечься, слегка покуражиться, однако не без участия интеллекта, вам – сюда.
_________________________
Дина Николаева г. Москва
Еще один представитель от молодёжи. Точней – представительница, литературное дарование прекрасного пола. В фокусе её проблематики – трудные отношения между мужчиной и женщиной, оформленные в истории, завоевавшие, между прочим, дебютные премии. Её рассказы откровенно лиричны, весьма романтичны, чувствительно драматичны и самую чуточку неприличны – ровно настолько, чтобы заострить драматизм межполых коллизий. Всё это очень интересно для аудитории поколения Николаевой Дины, ну а читатель чуть более зрелый, чем два высших образования данного автора, скорее всего чуть нахмурится, а затем расплывётся в примирительном смайлике.
_________________________
Марина Андреева г. Тула
Зрелый человек – зрелая точка зрения, зрелая манера письма. Её рассказы несут дух провинции в хорошем смысле этого слова. Нечто исконное, мудрое, размеренное, вневременное. Ощущение неизменности русской литературы вопреки тенденциям минувшего века, и особенно – века нынешнего. Одним словом – классический стиль. Под стать стилю и персонажи: бабушка, тётки, старуха-дворянка, мальчик с козой и незадачливой дамой на каблуках. Мини-эссе о человеке-марионетке. Очерк об отдыхе в Турции с философией жизни. Проза-впечатление, проза-воспоминание, проза-мемуаристика. Добротная русская проза.
_________________________
г. Уфа, Башкортостан
Творчество Ики Маики здесь представлено единственной вещью, но зато какой – импровизация в жанре фэнтези! Её тема не может не задеть за живое всякого, кто когда-либо писал. Да и просто читателю любопытно заглянуть в самую бездну писательского существа. Там, в глубине, пульсирует страшная и святая необходимость непрерывно рассказывать людям истории. Если писатель перестаёт это делать, его остро пронзает боль, а всё, что ему дорого, начинает пожирать Стальной Змей. Вот об этой метафоре нам рассказывает сочинительница из Уфы, разворачивая сложную фантасмагорическую картину, трансформируя свои чувства в экспрессивную сказку о Рыцаре и Драконе, чьё противостояние не заканчивается никогда.
_________________________
Анатолий Дон г. Киев, Украина
Молодой писатель из Киева. Пишет только по-русски и считает писательство основной своей деятельностью. На читательский суд он выносит историю, где в космополитических декорациях раскрывается секрет метросексуальной успешности. Не вполне понятно, какую позицию занимает, собственно, автор в отношении предлагаемого им сюжетного материала, но если вы не чужды гламурного флёра, если регулярно разглядываете себя в зеркале, наконец, если мечтаете завладеть рецептурой циничных любовных побед, двадцатипятилетний матёрый исследователь этой сердцеедческой проблематики с удовольствием поделится с вами опытом коллекционера.
_________________________
Анна Бабич г. Санкт-Петербург
Красивая девушка из Санкт-Петербурга фантазирует на запредельно красивую тему – остановка сердца на восемь минут. В течение скоротечной клинической смерти она совершает архетипическое путешествие по ту сторону жизненного порога. Инфернальное приключение в духе Данте в современной интерпретации написано правильным, литературно выглаженным языком, не без стилистического изящества и психоделической ассоциативности. Автор талантливый, не обделённый фантазией и чувством прозаической фразы. Читается хорошо. В её фантастичный коктейль бы еще капельку жизненной правды, было б совсем замечательно. Ну, ничего – все мы там будем.
_________________________
Виктория Черевко г. Тула
Писательница с открытой душой. Непосредственный, чистый, бесхитростный, искренний человек. Все эти качества переливаются через край разнообразных впечатлений от мира и напрямую втекают в литературное творчество. В ее рассказах чувствуется грусть человека, привыкшего к простой и унылой жизни, однако стремящегося к чему-то возвышенному, недоступному. Она осознаёт эту пропасть, что отделает её от кумиров – будь то известных поэтов, артистов, художников или даже просто цивилизованных европейцев, – но не рефлексирует и не комплексует, а веселится посредством рассказов, делая это иронично, немного сумбурно, но главное – задушевно.
_________________________
Мария Бондаренко пос. Скуратовский, Тульская обл.
Если в антологии был обнаружен самый светлый характер, значит должен быть обнаружен и самый мрачный. Он – перед вами. Девушка в образе грустного клоуна взирает на мир в безысходной тоске, и наркозом депрессии цепеняще пропитано её творчество. Нет, это не вздорная меланхолия психопатизированной девицы. То печаль человека, кидающего окрест холодный печоринский взгляд. Её размышления, опираясь на ригидную почву провинциальной глубинки, устремляются ввысь поэтических аллегорий и философского осмысления. По отношению к реалиям своей родины Мария встаёт на позицию трансцендентности, но родина держит, и от себя не уйдёшь: и скучно, и грустно, и некому руку подать.
_________________________
И опять самый-самый. Искусствовед и художник являет нам самое насыщенное здесь литературное полотно. Ткань его прозы настолько причудлива, что её следует разглядывать как картину, за сюжетной поверхностью проникая в слои дополнительных смыслов. Это форма. Но и содержание соответствует уровню сложности, заданной автором в качестве творческой сверхзадачи. Предмет рассмотрения в представленной повести – добровольное претерпение казни, предание себя палачам как акт героизма. Автор восходит к самым предельным экзистенциальным и моральным вопросам, продолжая и развивая бесологию Достоевского. В сущности, это «Бесы» от Лачина. Его повесть стоит того, чтобы вдумчиво прочитать её и над ней поразмыслить.
_________________________
Нари Ади-Карана г. Какой-нибудь другой
Финальный пассаж эклектической композиции. Редактор-составитель данного тома завершает игру светотеневых переливов несколькими собственными литературными вариациями. От мотива убийства Пророка-Спасителя с апокалиптическими последствиями для социума, через психоанализ деструктивного натюрморта, через очерк об обыденности современного умерщвления ребёнка во чреве она выходит на философскую притчу о Пути, Развитии и Новом Рождении с индуистским подтекстом, преломленном в призме постмодернизма. В конце – размышление о художнике. О его отличии от обычного человека. И о его необходимости брать на себя ответственность за слова. Прекрасная обобщающая кода для всей антологии. Хорошая, верная точка.
_________________________
Таковы мои впечатления от прочитанной книги. В обзорной рецензии я не имею возможности критического анализа, поскольку дай я себе эту вольность, моя относительно небольшая статья рискует перерасти в весьма громоздкое изложение. Для читателя это может оказаться чрезмерно нагрузочным. Поэтому я ограничусь лаконичным знакомством с каждым из авторов, и надеюсь, моя субъективная ознакомительная квинтэссенция станет некоторым ориентиром для читательского интереса.
Единственное, что я позволю себе, это поставить вопрос: для чего нужна подобная антология? Кому она адресуется? И каково её место в общем вале современной печатной продукции?
Попытаюсь ответить.
Прежде всего, она нужна тем, кто занимается литературой профессионально: издателям, критикам и журналистам окололитературной специализации. Им не нужно растрачивать время в поисках перспективных новых имён: эти имена антология подносит им на тарелочке.
Вероятно, в некоторой степени антология будет интересна и обычным читателям. Эта степень ограничена тиражом. Одна тысяча экземпляров – это, конечно, не очень массовый выпуск, и заветный экземпляр достанется только самым истовым книголюбам.
Наконец, этот проект нужен, собственно говоря, литераторам. Тем, кто пишет и пишет, как-то где-то печатается, публикуется, но не достиг ещё положения, когда имя писателя у всех на слуху, и издатели рвут на части с эксклюзивными предложениями. Антология – это линза, наведённая на пёструю рябь. Фокус увеличения позволяет увидеть нечто конкретное. Это замедляет информационное мельтешение, сплошной серый фон распадается в спектр, и стоит остановиться, отдельное имя обретает качество цвета.
Современная литература раздроблена. Всё в ней перекрещено, перемешано, нагромождено и умопомрачительно расплывается. Антология – это телескоп. Это шанс для писателя и читателя найти друг друга в мерцающем хаосе вселенной литературы.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка опт: напольные вешалки. . владимир войнович аудиокниги |