Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Оленев Роман => Тема начата: Роман Оленев от 20 Июнь 2014, 23:48:15



Название: Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Патриотизм в кино»
Отправлено: Роман Оленев от 20 Июнь 2014, 23:48:15
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Патриотизм в кино».

...Долго останавливаться на фильме Михалкова мы не будем, он уже давно всем известен. Но и обойти его, касаясь темы развития патриотического кино новой России, никак нельзя. Именно «Сибирский цирюльник» стал первым масштабным и подчёркнуто патриотическим фильмом после долгого игнорирования кинематографом этой темы. Помните, когда грянула перестройка, в моде было повальное саморазоблачение и критика собственной истории. Тогда на какой-то момент многим даже показалось, что любое патриотическое кино – это позорный пережиток тоталитарного прошлого. Но, правда, нельзя сказать, что патриотизм в те годы совсем уж исчез. Из кино – практически да, но – не из жизни. И приобрёл он другие формы. Он стал протестным и обличительным.

И нового в этом, в принципе, ничего не было. Ещё такие литературные мэтры и мыслители девятнадцатого века, как Чаадаев, Салтыков-Щедрин, Гоголь умудрялись любить Родину по-особому, что называется, обнажая её общественные язвы. И такой вот колючий, обличительный патриотизм находится в прямом контрасте с тем патриотизмом, которому свойственно сглаживание неприглядных сторон жизни страны, в общем, своего рода открыточность. И Михалков первый засвидетельствовал в обществе возникшую вновь тягу к торжественно-патриотическому кинематографу.

Ну, а кроме того, Михалков стал заново развивать в кино имперскую эстетику и, надо отдать ему должное, даже не то что вернул, а, пожалуй, впервые наполнил кино таким триединым патриотическим тезисом, как православие, самодержавие и народность...