Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Залоцкая Надежда => Тема начата: Надежда Залоцкая от 18 Сентябрь 2014, 11:22:37



Название: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 18 Сентябрь 2014, 11:22:37
Залоцкая Надежда. Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2».

...«Несвятые святые» – так называется книга. Наверное, подразумевается, что каждый из героев рассказов от писателя из священников, хотя сами себя не считают святыми и уж, конечно, не канонизированы Церковью, сокрыто несут в себе несомненное качество святости.

К сожалению, мне это увидеть не удалось. Возможно, в каждом из них это и есть, но так, чтобы зримо, рассказчик для меня этого не раскрыл. Я невольно опять вспоминаю о том, что в литературе определяет принцип художественности: идея писателя перед мысленным взором читателя должна проявиться. Если я, к примеру, читаю роман о любви, я жду изображения этого чувства, а не простой констатации, что де герой с героиней друг друга любят. Если я читаю о ревности, ненависти, предательстве, подлости – я хочу все это прочувствовать и увидеть, а не довольствоваться скупым повествовательным авторским утверждением. В точности того же (ну а почему бы и нет?) я ожидаю и от книги о святости. Коль писатель берётся писать, ему следует потрудиться ключевую идею обрисовать образно и конкретно. В данном же случае у меня складывается впечатление, что своих добрых знакомых он наделил желаемыми ярлыками, а достоверность ярлыков мне предлагается принять слепо, на веру.

А в чем, собственно говоря, их святость? В том, что они – монахи? В том, что удалились от суеты? В том, что несут положенные послушания и выдерживают положенные посты? В том, что к ним тянутся прихожане, алчущие отпущений и исцелений? В том, что они роняют порой афоризмы, способные чаровать религиозно настроенного обывателя? В том, что они попросту, в плановом порядке, выполняют свой церковный долг службы – как и любой человек, в своём деле, в профессии, независимо от религии, свой долг, в общем-то, выполняет, однако не претендуя на некую исключительность, достойную преклонения?

При всём уважении к монашеской братии, святость отдельных, избранных автором, для меня, извините, неубедительна.

Где их духовный подвиг? Где преодоление невозможного? Где запредельное испытание, драма, ломка души, экзистенциальная мука? Где жертва собой? Ничего подобного из рассказов не явствует. За вычетом изредка подёргивающей нервотрёпки – вроде того фарсового конфликта с властями, пытавшимися закрыть монастырь; впрочем, в эпоху, когда за религию уже не сажали и уж, конечно, не ставили к стенке, – во всём остальном мы видим размеренное и уютное, экологически чистое бытие людей, выбравших для себя монашество как беззаботный способ существования и отменного долголетия, а если и есть у них какие-то трудности да периодические неприятности, их амплитуда едва ли больше, чем у всякого смертного, тянущего лямку жизни...



Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Лачин от 18 Сентябрь 2014, 17:56:14
     Отличная статья. Отличный афоризм в конце. Я его обязательно где-нибудь процитирую, может быть, и не раз.
     От фото монарха с его духовником чуть было физически не стошнило...
     Спасибо Надежде, рискнувшей остаться интеллигентом.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 18 Сентябрь 2014, 19:50:46

Лачин, благодарю Вас за слово поддержки. Вы, как всегда, на коне оппозиции к власть имущим, пламенный революционер.  ;)

Я только обращу Ваше внимание: я не критикую конкретных персон, и не стимулирую физиологических личных реакций. Я анатомирую феномен бестселлера. Моя задача – сугубо литературная. Надеюсь, мой скромный труд будет в чем-то полезен как литераторам, так и читателям.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Лачин от 18 Сентябрь 2014, 21:25:22
     "я не критикую конкретных персон..." Не лукавьте, Надежда - де-факто критикуете-)
     "физиологические личные реакции" стимулировали не вы сами, конечно. Я этого не говорил. Они стимулированы двумя лицами на одном из фото. Так что вашей вины здесь нет.
     Самое смешное, что на фото показывается, якобы духовное лицо наставляет светскую власть. А меж тем ровно наоборот - именно поп, как мелкий чиновник, и идёт на поводу начальника. Так что фото не только отвратительно, но и комично-)
     Статья ваша особенно хороша на фоне нынешней контреформации, проводимой церковью.
     Рад, что Якушко внёс её в список рекомендуемого главредактором.
     От лица редакции (как её член) призываю не медлить со следующими опусами, а пока буду пиарить этот.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 18 Сентябрь 2014, 23:47:33

Приятно в Вас встретить проницательного читателя. Ну а как без лукавства-то – против лукавого? Такая оценка коллеги, штатного критика «Новой литературы», меня особенно вдохновляет. Еще раз спасибо за понимание.
Давайте всё же отложим обмен комплиментами и затаимся в трепетном ожидании: поступят ли отзывы на мою маленькую статью от читателей столь гигантского тиража?.. Ну хотя бы от тех, кто пиарил книгу архимандрита?..


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Лачин от 19 Сентябрь 2014, 20:06:45
     Мне кажется, в таких случаях противник всегда стоит перед диллемой - ответить или замалчивать? Если он уверен, что может доказать клевету, подсудность данного текста или очевидные ляпы, то пускается в бой. Если нет - делает "хорошую мину при плохой игре" и ведёт себя как ни в чём не бывало. Именно перед таким выбором стоят и ваши потенциальные оппоненты.
     Время покажет.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 19 Сентябрь 2014, 21:27:57
В сущности, я ни с кем не воюю. Противник – слишком воинственный термин. Предпочитаю видеть перед собой контрпартнёра по обсуждению литературных нюансов.
Впрочем, если моя точка зрения кому-то покажется поводом скрестить шпаги… Ну что ж...
Как говорится, господа, я – к вашим услугам…


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Лачин от 20 Сентябрь 2014, 20:50:26
      Предыдущая статья - о светском гламуре, эта - о церковном. Дилогия настоящая.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 21 Сентябрь 2014, 18:38:05
Именно, Лачин – гламур!

У меня не было задачи писать публицистическую дилогию, но так получилось, что Бог послал мне эти две книги. Казалось бы – совершенно, диаметрально разные книги, по жанру и духу даже друг другу враждебные, но, хочешь не хочешь, приводимые к общему знаменателю. То самое слово...

В культурологии сегодня есть такая идея, будто гламур больше не моден, дескать, покрасовался на рубеже столетий, а теперь вот уходит. Это, конечно, не так. Гламур –  не явление в моде. Гламур – это технология. Она развивается и принимает новые, все более изощренные и скрытые формы.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Лачин от 21 Сентябрь 2014, 21:23:08
     Можно сказать и так - антикоммунизм, правое движение. До революции они действовали одним способом, церковным. Теперь их тактика эффективней: хотите, выбирайте попов, не нравятся попы - вот вам порно. Главное, чтоб обыватель в революцию не пошёл.
     Кстати, во время Гражданской войны попы и авторы "оттенков серого" стояли плечом к плечу - вместе в большевиков стреляли. Оба рассмотренных вами автора - одного поля ягода. Враги Маркса, Ленина и Залоцкой.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 22 Сентябрь 2014, 00:44:51
Мне, конечно, лестно, что Вы меня ставите в один ряд с гигантами мысли, но всё же позволю себе увернуться в иронию – и в аполитичность. Я знаю, Лачин, Вы – прокоммунист, антибуржуй, антигитлеровец, я тоже за социальную справедливость и против эксплуататоров, но мне хотелось бы остаться за пределами партий. Поймите меня правильно, я – литератор и одиночка. Мне дорога моя независимая позиция. А любая партия неизбежно связывает своим догматизмом. Кстати говоря, это и моя главная претензия к  Церкви – любой конфессии, будь то Собор или Мечеть – партийный, варварский принцип «кто не с нами, тот против нас».

А нельзя ли быть просто культурным и порядочным человеком?

В частности, Лачин, Вы меня извините, но я не разделяю Вашего презрения ко всем церковникам без разбора. Мне не нравится слово «поп» в отношении священнослужителей. Среди них есть люди порядочные, культурные, высокодуховные и – да, я настаиваю – святые. В той же мере среди них есть и люди обратного знака. Во всяком случае, не надо всех под одну гребенку. Вот Вы говорите, «стреляли в большевиков», а ведь и парни в кожáнках да с маузером тоже, знаете ли, выкосили много интеллигенции.

Так что давайте построже, пообъективней.

Но вычлененная Вами технология по обработке массового сознания - верный фокус прицела. Технология оболванивания. Вот с этим действительно надо бороться.


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Лачин от 22 Сентябрь 2014, 22:50:27
     Вступать в партии необязательно. Тем более нынешние-) "Литератор и одиночка" может сделать больше для левого движения, чем иной партийный.
     Конечно, можно "быть просто культурным и порядочным человеком". А это подталкивает писать статьи вроде ваших, например. Просто для согласования действий многие объединяются, вот и получается "партия". Ничего ужасного в этом слове нет. И, повторяю, в них можно и не вступать.
     Да, Надежда, среди "парней в кожанках да с маузером" были не только святые. Просто они победили дворян, сотрудничавших с западными оккупантами. А абсолютное большинство священников служили им, дворянам с иностранцами.
     Вот вы говорите, среди священников есть порядочные и даже святые люди. Священник признаёт правоту главы своей, церкви, так? Правоту начальства, так? Иначе потеряет свой приход. Ну а церковь сейчас канонизировала Николая второго, расстрелявшего две крупнейшие мирные демонстрации за всю мировую историю (на тот момент). Прислушивавшегося к советам неграмотного алкоголика, крутившего шашни с его женой. Для церкви он даже не блаженный, а святой.
     Человек, вступающий в эту систему, может быть порядочным и даже святым? Ох, Надежда, вашими устами да мёд пить...
     Впрочем, что это я вами дискуссию устроил? И не собирался вроде-) Извините за назойливость-)
     Буду рад новым вашим публикациям. Они только улучшают положение дел в разделе критики. 


Название: Re: Обсуждение: Критическая статья «Проект «Храм». Размышление о бестселлере-2»
Отправлено: Надежда Залоцкая от 23 Сентябрь 2014, 13:53:48
Нет, отчего ж? Дискуссия очень даже полезная. Помимо прочего в ней вырисовываются два полюса проблематики святости. Один полюс – это святость внутренняя, индивидуальная, святость как духовное содержание отдельного человека как такового. Второй полюс – святость иерархическая, приписываемая по факту вознесения человека на вершину общественной пирамиды.

Практика канонизации царей и владык уходит корнями во тьму веков. В дохристианскую эру у многих народов царь вообще отождествлялся с земным Богом. Притом что в той или иной степени у всех у них руки были в крови, и отнюдь не каждый из них на деле служил процветанию своего народа. Так что нынешний интерес к Николаю Второму – это продолжение той традиции. Хотя бы раз в сотню лет нужен новый персонаж для освежения символа государственной святости. А если царь умирает мученической смертью, нет лучшего повода для причисления к лику святых. Тем более, если это совпало с концом эпохи самодержавия, от которого Русская Православная Церковь  в ту пору еще не была отделена, и де-факто представляла собой дубликат государственной власти.

Почему эта традиция актуализируется в наши дни – думайте сами.   ;)

Другой полюс – душа отдельного человека. Именно человека, единицы существования, где он с Богом один на один, – а не абстрактного символа венца общественной пирамиды. И вот здесь, конечно, нельзя не признать, что людей праведных, и даже святых, существенно больше, чем те, кто попадает в фокус общественного внимания. Эти люди могут быть в лоне Церкви, а могут быть вне ее. Да, конечно, церковный канон исключает инакомолющихся из своего рассмотрения...

В точности так же, как индустрия масс-медиа исключает инакопишущих авторов, а в звезды выводит государственно ангажированных.

Напоминаю: наш разговор – о феномене бестселлера.  :)