Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => смысл Художественный => Тема начата: Художественный смысл от 04 Март 2018, 17:39:24



Название: Обсуждение: Критическая статья «Вектор»
Отправлено: Художественный смысл от 04 Март 2018, 17:39:24
смысл Художественный. Критическая статья «Вектор».

...Им, учёным, нельзя опускаться до такой вольности, как примысливание содержания к тому, что абстрактно называется «результирующий третий» вектор. Абстрактно говорить – можно. Конкретизировать – ни-ни.

И знаете, почему? – Нет, мол, материального носителя этого третьего вектора. Посему предмет не может, мол, быть объектом науки. Мне один знакомый кандидат филологических наук, защитившийся не где-нибудь, а в Пушкинском доме (а пушкиноведение считается дошедшим до фундаментальной категории) впрямую заявил, что не знает, что такое художественный смысл.

Такой же простой факт, как повторяемость художественного смысла (подсознательного идеала) в соседних по времени создания художественных произведениях, для учёных как бы не существует.

А ведь повторяемость явлений – это первейшая предпосылка возможности научного подхода к ним. Возьмите любое произведение Чехова, и вы в каждом увидите, что оно сочинено человеком, ждущим скорой смерти от туберкулёза, и, тем не менее, имеющего мужество оставаться с позитивным идеалом, пусть и принципиально недостижимого (в пику христианству), но иномирия, где смерти нет.

Игнорирование наукой об искусстве понятия «художественный смысл» (особенно – отождествления этого смысла с подсознательным идеалом) служит плохую службу той же науке об искусстве...