Форум журнала "Новая Литература"

19 Апрель 2024, 03:47:15
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Авторские разделы / Гросс Дэн / Обсуждение: Критический обзор «Филип Дик: "Всё не так, как вы думаете"» : 14 Сентябрь 2016, 22:15:36
Гросс Дэн. Критический обзор «Филип Дик: "Всё не так, как вы думаете"».

Его называли писателем-фантастом, но он был лишь параноиком, переносящим свои страхи в художественный мир. Его считали бунтарём и наркоманом, но он воспринимал себя пророком, принимающим божественные послания. Его хвалили за воображение, но его романы были лишь отчётами о том, что его глаза видели каждый день. Благодаря визионерским произведениям и их многочисленным экранизациям современные люди видят ближайшее будущее именно в образах сюрреалистической фантастики Филипа Дика с её реальностью-обманкой, андроидами, неотличимыми от людей и заменёнными воспоминаниями.

«Сомнение в очевидном» – вот кредо американского писателя-фантаста Филипа Киндреда Дика. Этот скромно живший бородач, всю жизнь печатавшийся во второсортных журналах и книгах в мягких обложках, заставлял сомневаться в реальности окружающего нас мира ещё до того, как появились слова «киберпанк» и «виртуальная реальность». Если сегодня «нереальность реальности» у нас ассоциируется с прогрессом компьютерных технологий, то в 1960-е помыслить об этом можно было только в результате психического расстройства, воздействия психоактивных веществ или нездорового интереса к философско-религиозным вопросам. Дик имел отношение ко всему этому.

Дик всю жизнь был именно тем «ненормальным» человеком, который только и может поднять вопрос о реальности мира, себя, своих мыслей и воспоминаний. Человек плохого здоровья, он страдал астмой, тахикардией, агорафобией; постоянно принимал антидепрессанты, лекарства против болезней, лекарства против побочных эффектов лекарств. Амфетамины, которыми он постоянно закидывался, позволили ему «выдать шестнадцать романов всего за пять лет», но также обострили его паранойю, подогретую списком психологических комплексов...

2  Авторские разделы / Гросс Дэн / Re: Обсуждение: Критический обзор «М. Уэльбек: сексуальная революция №2» : 04 Ноябрь 2013, 21:59:19
Между прочим, неплохой совет для современных писателей - не размазывать свои тексты излишними описаниями характеров, обстановки, одежды, погоды и т.д.!

Согласен
3  Авторские разделы / Гросс Дэн / Re: Обсуждение: Критический обзор «Многоуровневая реальность Б. И. Эллиса» : 04 Ноябрь 2013, 21:58:27
Как-то очень уж то ли наукообразно, то ли не совсем по-русски написано, что читается с трудом. Извините уж за откровенность!
Мир Эллиса вернее описывается с использованием постмодернистского языка. Это не удивительно, что он вызывает затруднения.

Не сомневаюсь, что это так. Но разве подобные идеи требуют только такого языка?
На какую аудиторию они рассчитаны?
4  Авторские разделы / Гросс Дэн / Обсуждение: Критический обзор «М. Уэльбек: сексуальная революция №2» : 02 Ноябрь 2013, 18:30:49
Гросс Дэн. Критический обзор «М. Уэльбек: сексуальная революция №2».

Я удивился, что Мишеля Уэльбека часто характеризуют как эссеиста. Я-то думал, что он писатель. А ведь если посмотреть в определённом ракурсе, его произведения действительно не более чем просто эссе об экономических идеях, приправленные иллюстрирующей порнографией.

Ещё в дебютном романе он пишет, что не собирается тратить свой талант на описание психологических тонкостей и пертурбаций характеров у героев. Это всё равно что «наблюдать, как омары в аквариуме ползают друг по другу». Уэльбек смотрит с высоты эссеиста, с холодных высот, где вместо человека с определённым ростом, фигурой, цветом волос видна лишь жёлтая точка на земной поверхности. Это отличает Уэльбека от писателей и усаживает его куда-то между соседствующими стульями журналистики и философии.

В глазах героев мы видим не душевную глубину, а схему, которая интересна для Уэльбека и для нас в данной статье. Схему сугубо экономическую, почти что научную и точно – философскую. Некое продолжение марксистской логики: «Маркс обращается к анализу практической деятельности людей, которые в первую очередь должны жить, а для этого им необходимы пища, жилище, одежда и т. д. Вот почему первым историческим актом следует считать, производство самой материальной жизни».

Материя – основа всего. Это вам и Маслоу скажет. Вначале нужно удовлетворить физиологические потребности и потребности в безопасности для того, чтобы добраться до самых вершин. Маркс довольно полно осветил тему материи, но кое-что упустил. Кое-что что не могло не всплыть в XX веке. Не зря же Фрейд так упорно старался свою книжку опубликовать в 1900 г. Скажете, в сексуальной сфере другие законы? Как бы не так. Что там, собственно, другого-то? Всё то же – конечные блага, распределяющиеся между людьми. Но распределяющиеся, естественно, неравномерно. Эта идея, сделавшая Уэльбека в глазах публики «Карлом Марксом секса», описывается в его дебютнике...

5  Авторские разделы / Гросс Дэн / Обсуждение: Критический обзор «Многоуровневая реальность Б. И. Эллиса» : 25 Октябрь 2013, 00:54:33
Гросс Дэн. Критический обзор «Многоуровневая реальность Б. И. Эллиса».

Американец Брет Истон Эллис родился в 1964 г., но для широкого читающего мира предстал только после 1991 г. как писатель постмодернизма и трансгрессии. Большинству читателей и критиков Эллис виделся инсайдером в развращённом мире современной культуры успешных людей и знаменитостей, пустая жизнь которых и становится главным объектом писательской сатиры. Но действительно ли шизофренические порно-сплэттеры помогают лучше понять американское высшее общество? Тогда, возможно, его книги – о культе секса и насилия, удивительным образом взращённого на почве консервативного десятилетия? Но это, скорее, средства для Эллиса – кисточки и краски для рисования, но отнюдь не пейзажа Уолл-стрит; скорее, своего же портрета – состояния сознания и души (в одном из своих последних романов он даже, кажется, признал это).


Если все эти книги о нём самом, то какого же себя он нам пытается показать? Писателя? Светскую звезду? Наркомана и алкоголика? Жертву жестокого обращения родителей? Такой насыщенный микс уже сам по себе объясняет отчаянность эллисовского мировосприятия. Но это только с нашей точки зрения.


Взгляд от первого лица представит Эллиса как постоянно меняющую цвет и агрегатное состояние субстанцию. Есть Эллис – завсегдатай светского общества, есть Эллис – астральное тело джанки-универсума, есть Эллис – странный герой романа, а где-то спрятался и настоящий Эллис, которого становится не так просто вычислить.


Уловить взглядом отблеск реальной личности Эллиса – вот главная задача его романов, которая каждый раз утопает в жиже психоза и раскалывается на маленькие осколки ненастоящих миров. Как максимально погружённая в современную культуру личность, он призывает посмотреть на него и задаться вопросом: «действительно ли я хочу стать частью этого?»


Нарративы Эллиса становятся историями болезни – острой шизофрении с конфликтом сущностей и постепенным отрывом от действительности. Рассмотрим её на примере трёх эллисовских романов – «Американского психопата», «Гламорамы» и «Лунного парка»...

Страниц: [1]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!