Писатели и читатели НЛ, предлагаю обсудить тему. Вот для затравки (
источник):
Цитата:
Творить изволите-с? (некоторые мысли о профессии сегодняшних т.н. "творческих работников") - автор: Алексей Курганов
Сегодня я хочу предложить вам тему которую ни политической , ни экономической, да и злободневной, в общем-то, не назовёшь. Вот она: ПИСАТЕЛЬСТВО – ЭТО ПРОФЕССИЯ? Прошу не спешить с ответами, а для начала разговора пройтись по книжным магазинам, хоть реальным, хоть интернетовским. Книг – море, покупателей, мягко говоря, совсем не море и даже не речка. Так, ручеёк, который время от времени вообще пересыхает. И если техническую литературу, издания по профессиям, справочники и словари худо-бедно, но всё-таки берут, то с художественной литературой просто караул! Не выручают ни не просто красочные, а бьющие по глазам обложки, ни постоянные снижения цен, ни прямо-таки агрессивная реклама! Во многом здесь, конечно, виноваты ТВ и Интернет, но если обвинять только их, то это значит –совершенно не учитывать профессионализм сочинителей литературных текстов как таковых. И опять я хочу поговорить не о уровне, а о сути вопроса.
Давайте рассуждать логично: всякого ПРОФЕССИОНАЛА кормит его ПРОФЕССИЯ. Эта истина, по-моему, никаких сомнений не вызывает. Отсюда следующая логическая ступень: а если твоя продукция лежит мёртвым грузом, если ты, соответственно, не получаешь с неё никакого «навара», то на что же ты живёшь, от чего кормишься? На авансы от издательств? Но ведь такие подачки – штука очень ненадёжная: издатель заплатит тебе один раз, ну, может, второй, поймёт, что навара ему от твоих «бессмертных творений», как от козла молока – и всё, привет семье, творите дальше, но только исключительно в стол!
Следующее умозаключение: значит для того, чтобы появился «навар»,нужно писать «на потребу». То есть, «лепить» чернуху, порнуху, «ментов», «чёрных кошек», «воров в законе» и тому подобную дребедень (что сейчас и делается). Да это, несомненно, выигрышный ход – но здесь всё настолько тесно забито, все «грядки» уже давным-давно поделены и заняты, что новичку вклиниться в «стройно-сплочённые» ряды марининых-донцовых-устиновых-конецких-долецких и прочих-прочих-прочих, которым нет числа, абсолютно нереально. Конкуренция – жесточайшая, беспощадности - не меньше чем в воспетых ими и до каждой параши облизанных лагерях и тюрьмах (хоть бы кто из них и на самом деле «присел», почувствовал все описываемые ими «прелести» на собственной шкуре)! Чужие здесь не ходят! Здесь – «фабрики» по производству пользующихся спросом текстов, а не творчество! Здесь –ДЕНЬГИ!
Издаваться за границей –но вы же не Валентин Савич Пикуль, наш «русский Дюма». Кому вы там нужны-то, если они к себе не ПУЩАЮТ и известных российских литераторов, которые если и бывают там, в «забугорье», то всё больше как частные лица или, в лучшем случае, как досадливые, совершенно никчемные довески к делегациям Министерства культуры.
Вот поэтому стандартная ситуация: в кармане – диплом, в котором, если ты выпускник Литинститута, написано «литературный работник» (совершенно непонятное определение), а если рядового «педовского» филфака - и вовсе «учитель русского языка и литературы» (что, согласитесь, к литературному, да и журналистскому творчеству, имеет весьма спорное отношение). И даже если тебе сказочно повезло, если несколько книжек выпустил (опять же которые никто не читает), и даже какую-то премию завоевал – то всё равно работаешь дворником или охранником. Нет, я понимаю, это сегодня очень уважаемые профессии – но ведь «не в жилу», «западло» махать метлой или делать деревянную рожу в каком-нибудь супермаркете, считая себя утончённым, но, увы, непонятым интеллектуалом.
Поэтому я и делаю такой неутешительный вывод: профессиональных писателей у нас практически НЕТ (редкие исключения вроде Акунина, Пелевина, Гришковца, Юзефовича, которых всё-таки раскупают – не в счёт). Да и вышеназванных господ можно назвать истинно писателями лишь с большой натяжкой. Они- так называемые мейнстримщики, то есть люди, создающие достаточно высокого творческого уровня художественные тексты, которые опять же изначально нацелены на коммерческий успех.
Кстати, можно развить тему и дальше. А есть ли у нас сейчас ПИСАТЕЛИ вообще? Нет, литераторов, создателей художественных текстов, авторов, господ сочинителей и прочих, прочих, прочих – навалом. Но, ребята. ПИСАТЕЛЬ- это всё-таки другое. Это (хотя и терпеть не могу высокопарностей и красивых слов) – властитель дум, трибун, человек, к которому прислушиваются массы, а не тёща, жена, родные детки и сплетницы-бабки на приподъездной скамейке. Много таковых вы сегодня видите? Лично я – ни одного. Вот такой парадокс: писателей по названию - как бродячих собак, а писателей по самому статусу этого определения и предназначения - ни одного. Лукавство профессии? Может быть – но где она, эта профессия-то? Закончилась на товарище А Сэ Пушкине, который действительно большую часть своей жизни прожил на сочинении и дальнейшей продаже своих литературных текстов? Хотя тоже подработками не брезговал (вспомните журнал «Современник»).
И новый логический «мостик» - к определению творческого работника вообще. По тому же ТВ , в его бесчисленных шоу, ведущие вполне серьёзно представляя нам какую-нибудь симпатичную мордашку, непременно добавляют – «известная артистка» или «известная эстрадная певица» (или, соответственно, артист или певец). Смотришь и не понимаешь: кто это? Откуда вылезло? С какой стати? Почему? Ведь у неё (него) прямо на лбу написано, огромными светящимися буквами: за лобной костью головного мозга нет! Вакуум! И, скажите на милость, зачём с таким-такой я буду говорить? ! «Ап чём?». «Ап иво (йиё) творчиских планах?».
У нас сейчас произошла просто-таки страшнейшая девальвация самого понятия творческой профессии. И как следствие: пол-страны –пишет, остальная половина –поёт и пляшет. Хлеб растить не кому – все в творчестве! Не страна, а одна сплошная Ленинская библиотека вперемешку с фестивалем эстрады в Юрмале, сочинским «Кинотавром» и дубинороговицким «АншлаНгом». Отсюда море мути в мозгах наших российских читателей-слушателей-зрителей, которые уже совершенно не соображают, что хорошо, что – плохо, на каких примерах растить детей, а от каких их надо гнать без всякой оглядки. Отсюда и более прозаические результаты: вчера буханка стоила 12 целковых, а сегодня –уже 18. И не только в пожарах здесь дело (сейчас на них многое будет списываться). Плясуны-певуны и «господа неизвестно чего сочинители» эти пожары тушить не будут, и землю пахать тоже (не царское это дело!) - а вот кушать никогда не откажутся, да желательно трижды в день. И не пустые макароны или картошку, а с салатом, котлетками и стопкой. Перефразируя мудрейшего проф. Преображенского, «хаос – он не на улицах или в сараях. Он – в мозгах». Которых, повторяю, нету. Дефицит-с!
Конец цитаты.
Что думаете, читатели и писатели НЛ?