Форум журнала "Новая Литература"

20 Апрель 2024, 17:17:16
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1] 2 3
1  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Выписки из произведений «Фигура писателя, учёного, художника в высказываниях. Афоризмы о литературном творчестве» : 27 Ноябрь 2023, 20:26:33
Цитаты и классики. Выписки из произведений «Фигура писателя, учёного, художника в высказываниях. Афоризмы о литературном творчестве».

«Закопавшись в поэзию, я всё своё другое, самое милое, самое святое откладываю».

(Жуковский)

 

«Будь всегда верен самому себе и ничем не жертвуй ни дружбе, ни любви».

(Ибсен)

 

«Он был поэт, это значит, что он не был счастлив на земле».

(Мережковский)

 

«У счастливого человека нет своего места в искусстве. Жизнь такого человека скучна и неинтересна».

Фёдор Жиц

 

«Дома сижу до 4-х часов и работаю. В свете не бываю; от фрака отвык; в клобе провожу вечера».

(Пушкин)

 

«Кто пишет героические поэмы, должен был бы стараться, чтобы и жизнь его была такой же героической поэмой».

(Мильтон)

 

«Люди говорят, что Henri умный человек и написал много чудесных книг; я же этого ничего не замечаю и должна верить этому на слово».

(жена Гейне)

 

«Я счастлив бы был жить в бочке, как Диоген, но тогда со мной бы расправилось Общество по борьбе с бродяжничеством».

(Карлейль)

 

«До сих пор я воображал, что всегда успею жениться, а теперь оказывается, что в 50 лет безнадёжно опоздал».

(Лейбниц)

 

«Если мне ничего не было нужно... то всё-таки я обязан был подумать о членах семьи, которым много чего было нужно».

(Е. Фёдоров)

Составитель – Владимир Соколов
2  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведения «Кант. Критика чистого разума» : 31 Октябрь 2023, 15:41:29
Цитаты и классики. Цитаты из произведения «Кант. Критика чистого разума».

...Реальность – это время, которое наполнено чем-то.

 

Разум есть способность придавать нашим знаниям логическую форму, а именно: подчинять низшие правила высшим (условия которых охватывают условия первых).

 

Устанавливая законы того, что до́лжно делать, было бы в высшей степени предосудительно заимствовать из того, что де́лается.

 

Человек не совпадает с идеей человечества, хотя носит её в душе как прообраз своих поступков.

 

Скептицизм – принцип искусного и учёного невежества, подрывающий основы всякого знания, чтобы нигде не оставить ничего достоверного и надёжного в нём.

 

Сколько бы ни было естественных мотивов, побуждающих меня к хотению... они не могут породить долженствование.

 

Особенность идеи в том и состоит, что никакой опыт никогда не может быть адекватным ей.

 

Если наша воля несвободна... то моральные идеи так же теряют всякую значимость.

 

Обычный рассудок считает понятным всё, что ему известно благодаря частому применению.

 

Человеческий разум... допускает только такие принципы, которые не мешают быть в одной системе с уже имеющимися у него знаниями.

 

Явления сами по себе вне наших представлений есть ничто...

Составитель – Владимир Соколов. Комментарии составителя даны курсивом
3  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведений «Шиллер» : 04 Октябрь 2023, 23:02:12
Цитаты и классики. Цитаты из произведений «Шиллер».

Кто ничего не боится, не менее могущественен, чем тот, которого боятся все.

 

Понять любовь

Может лишь тот, кто любит без надежды.

 

Вот дух – он строит тело под себя.

 

Человек растёт вместе со своей большой целью.

 

От чего не отказался, то не потеряно.

 

 

Кто владеет, учись терять,

Кто счастлив, учись страданию!

 

Слепо и бессмысленно гонят нас по жизни путаные желания.

 

И слабому дано жало.

 

 

Пуста земля под тиранами.

 

Большинство? Три ха-ха. Большинство это несмыслы;

Понятия всегда имеются только у немногих.

 

Похоть и червю дана.

 

Высшая степень изысканного – очарование, высшая степень достоинства – величественность.

 

Составитель и переводчик – Владимир Соколов.
4  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из романа «Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка» : 06 Июль 2020, 17:15:48
Цитаты и классики. Цитаты из романа «Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка».

...Мы не умираем. Умирает время. Проклятое время. Оно умирает непрерывно. А мы живем. Мы неизменно живем. Когда ты просыпаешься, на дворе весна, когда засыпаешь – осень, а между ними тысячу раз мелькают зима и лето, и, если мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны, как биение сердца, или дождь, или ветер, – и это очень много. Мы выгадываем дни, любимая моя, и теряем годы! Но кому какое дело, кого это тревожит? Мгновение радости – вот жизнь! Лишь оно ближе всего к вечности. Твои глаза мерцают, звездная пыль струится сквозь бесконечность, боги дряхлеют, но твои губы юны. Между нами трепещет загадка – Ты и Я, Зов и Отклик, рожденные вечерними сумерками, восторгами всех, кто любил... Это как сон лозы, перебродивший в бурю золотого хмеля... Крики исступленной страсти... Они доносятся из самых стародавних времен... Бесконечный путь ведет от амебы к Руфи, и Эсфири, и Елене, и Аспазии, к голубым Мадоннам придорожных часовен, от рептилий и животных – к тебе и ко мне...

5  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из романа «Эрих Мария Ремарк. Три товарища» : 06 Июль 2020, 17:13:50
Цитаты и классики. Цитаты из романа «Эрих Мария Ремарк. Три товарища».

... – Наивность, сказал я, Робби. Только завистники называют ее глупостью. Не обижайся на них. Это не недостаток, а напротив, достоинство.


Ленц попытался что-то сказать, но Фердинанд уже продолжал снова:


– Ты ведь знаешь, что я имею в виду: простую душу, еще не изъеденную скепсисом и сверхинтеллигентностью. Парцифаль был глуп. Будь он умен, он никогда не завоевал бы кубок святого Грааля. Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать. В трудные времена наивность – это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный. – Он сделал глоток и посмотрел на меня огромными глазами, которые, словно куски неба, светились на его изборожденном морщинами лице. – Никогда не старайся узнать слишком много, Робби! Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за всё, что с нею связано, – за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!..

6  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из романа «Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы» : 06 Июль 2020, 17:09:56
Цитаты и классики. Цитаты из романа «Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы».

...Она спускалась вниз с трибун, ряд за рядом. За ней следовало множество глаз, похожих на множество крохотных зеркал. Что же отражается в них? – думала она. – Всегда одно и то же. Пустота и те желания, которые испытывают эти люди. Потом она вдруг остановилась, словно преодолевая порыв ветра. На секунду ей показалось, что все окружающее исчезло, подобно пестро размалеванной, украшенной сусальной позолотой театральной декорации. Лилиан увидела голые колосники – остов этих декораций. На мгновение она как бы отрезвела. Но колосники продолжали стоять, и она поняла, что на них опять можно навесить любые декорации. Наверное, этого почти никто не знает, – думала она. – Ведь каждый человек живет при одной-единственной декорации; он свято верит, что только она существует на свете, не ведая, что декорациям нет числа. Но он живет на фоне своей декорации до тех пор, пока она не становится старой и потрепанной, а потом эта рваная серая тряпка покрывает его, подобно серому савану, и тогда человек снова обманывает себя, говоря, что наступила мудрая старость и что он потерял иллюзии. В действительности же он просто так ничего и не понял.


Лилиан услышала, как мимо трибун, подобно торпедам, просвистели машины. Теплая волна захлестнула ее.


Мудрость всегда молода, – подумала она. – На свете множество декораций, игра никогда не прекращается, и тот, кто видел голые колосники во всей их ужасной наготе и не отпрянул в испуге, – тот может представить себе бесконечное количество сцен с самыми разными декорациями. Тристан и Изольда никогда не умирали. Не умирали ни Ромео и Джульетта, ни Гамлет, ни Фауст, ни первая бабочка, ни последний реквием.


Она поняла, что ничто не погибает, все лишь испытывает ряд превращений. Лилиан казалось, что люди должны прочитать ее новые мысли; для нее мир стал вдруг подобен залу с ожившими золотыми статуями, которые забросили далеко к созвездиям слово конец, и это слово, мрачное и жалкое, кружит, забытое всеми...

7  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведения «Хулио Кортасар. Каждый шар – это куб» : 06 Июль 2020, 17:00:19
Цитаты и классики. Цитаты из произведения «Хулио Кортасар. Каждый шар – это куб».

...Только слабые любят подчеркивать свой личный вклад в написанное, только у них голова идет кругом от мысли, что они наконец-то нащупали твердую почву и литературные способности на минуту делают их сильными, уверенными, благородными. Чаще всего они вдаются при этом в автобиографизм или панегирик (стихи от имени "я" или от имени героя сегодняшних политических новостей – большой разницы тут не вижу), а в других случаях – из ущербности либо мстя за свои унижения – впадают в расизм...

8  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из рассказа «Фазиль Искандер. В парижском магазине» : 06 Июль 2020, 16:43:07
Цитаты и классики. Цитаты из рассказа «Фазиль Искандер. В парижском магазине».

...Кстати, однажды у меня был разговор с немцем, прекрасно знающим русский язык. Путаница получилась невероятная. Мы говорили об одном немецком спортсмене, очень знаменитом в прошлом.


Он сказал про него:


– Фатерлиния у него высокая. Но муттерлиния у него простая.


Я тут же ухватился за фатерлинию, оставив муттерлинию без внимания.


– А нос какой у него? – спросил я, вроде бы простодушно.


– При чем тут нос? – удивился немец. – Нос обычный, арийский. – А мачты? – спросил я, продолжая уточнять тему.


– В мачтах он давно не участвует, – несколько раздраженно ответил немец, – он теперь работает тренером.


– А камбуз? – не унимался я.


– При чем тут кампус?! – гневно удивился немец. – Когда он ездит с командой, он останавливается в лучших отелях.


– А корма? – спросил я, наконец, больше не находя созвучных слов.


– С кормами все хорошо, – успокоил он меня, – у него отличные заработки. К тому же фатерлиния у него высокая, богатая. Я же говорил...

9  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из рассказа «Дом в переулке» : 06 Июль 2020, 16:39:48
Цитаты и классики. Цитаты из рассказа «Дом в переулке».

...во все время службы он продолжал думать о ней, и боль никуда не уходила, и он злился на нее за это, и все-таки продолжал думать о ней, а иногда боль выплескивалась с такой физической силой, что он ощущал ее, как приступ тошноты.


Так бывало, когда он слышал знакомую музыку, которую когда-то слушал с ней, и она теперь звучала, как тогда, или видел на улице девушку, которая, остановившись под порывом ветра, одной рукой придерживает волосы, а другой – платье, как она когда-то, или мимо проносился мотоцикл, на котором сидели парень с девушкой, как они когда-то, – было множество таких мелких, повторяющихся, мучительных примет...

10  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из рассказа «Фазиль Искандер. Мимоза на севере» : 06 Июль 2020, 16:36:53
Цитаты и классики. Цитаты из рассказа «Фазиль Искандер. Мимоза на севере».

...Есть два типа женственности. Женственность публичного дома и женственность семейного дома. Женственность публичного дома рассчитана на одноразовый удар. Тут надо оглушить мужчину оголенностью и развязностью. Истинная женственность состоит в бесконечном многообразии запахивающихся движений. Как духовных, так и физических. И сколько бы мужчина ни делал вид, что ему нравится распахнутая женщина...


– Это он, подлец, так делает потому, что жениться не хочет.


– Совершенно верно... На самом деле ему всегда нравилась и будет нравиться вечная женственность прикрывающегося движения. Стыд – самая соблазнительная одежда женщины. Современная цивилизация словно хочет из всех женщин сделать проституток. Кино, книги, телевидение, моды всячески поощряют оголенность. Разумеется, в этом нет какого-то дьявольского умысла. Есть желание быстрее продать свое изделие. Но вред это приносит изрядный. Женщина думает, что так мужчине легче понравиться, а мужчина уже не может порядочную женщину отличить от шлюхи...

11  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из повести «Фазиль Искандер. Морской скорпион» : 06 Июль 2020, 16:31:41
Цитаты и классики. Цитаты из повести «Фазиль Искандер. Морской скорпион».

...Дар жизни – это видеть, сочувствовать, осознавать, принимая всю неизбежную горечь, которую приносит знание. Это единственная ценность, которую у нас никто не может отнять, если мы сами у себя ее не отнимем.

Но разве только горечь приносит жизнь? Разве не было радостью сознавать этот солнечный день, это теплое море, эту дугу залива, этих юных студентов, разбросанных на берегу, этого чудного ребенка с его огромной улыбкой, эту рыбалку с ее скорпионом и даже прилив нежности к жене, когда она падала, потянувшись за воланом?

Самую чистую радость приносят вещи, которые нам не принадлежат, подумал он, и именно поэтому, именно они по-настоящему нам принадлежат. Как только то, что приносит радость, мы стараемся закрепить за собой, наступают боль и разочарование...

12  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведений «Правила житейской мудрости» : 07 Апрель 2019, 11:44:56
Цитаты и классики. Цитаты из произведений «Правила житейской мудрости».

Если в минуту досуга прикинуть, что есть такое человеческий опыт, то можно увидеть, что это не что иное, как принципы образа действий в той или иной ситуации, основанные на нескольких сентенциях, выражающих отношения человека к событиям, явлениям, людям, животным, растениям и другим неодушевлённым предметам. Сами же эти суждения-сентенции представляют из себя выведенное и так или иначе осмысленное из лично пережитого, перечувствованного, наблюдённого и воплощённого в афоризмы, пословицы, поговорки и прочие типы ходячих истин.

Ergo, чем больше в арсенале человека чётко сформулированных афоризмов, тем богаче, гибче, а главное, осмысленнее его опыт. То есть афоризмы – это как раз то, в чём закрепляется человеческий опыт. А совокупность афоризмов представляет собой совокупный человеческий опыт во всех его цветах и оттенках и всех противоречиях.

В данной подборке мы как раз и пытаемся представить в систематическом виде то, что разбросано разными авторами по их творениями. Если автор цитаты специально не указан, то это Пушкин на русском языке, Байрон – на английском, Гёте – на немецком.

13  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведений «Житейская мудрость глазами Пушкина» : 02 Март 2019, 23:40:34
Цитаты и классики. Цитаты из произведений «Житейская мудрость глазами Пушкина».

Если в минуту досуга прикинуть, что есть такое человеческий опыт, то можно увидеть, что это не что иное, как принципы образа действий в той или иной ситуации, основанные на нескольких сентенциях, выражающих отношения человека к событиям, явлениям, людям, животным, растениям и другим неодушевлённым предметам. Сами же эти суждения-сентенции представляют из себя выведенное и так или иначе осмысленное из лично пережитого, перечувствованного, наблюдённого и воплощённого в афоризмы, пословицы, поговорки и прочие типы ходячих истин.

Ergo, чем больше в арсенале человека чётко сформулированных афоризмов, тем богаче, гибче, а главное, осмысленнее его опыт. То есть афоризмы – это как раз то, в чём закрепляется человеческий опыт. А совокупность афоризмов представляет собой совокупный человеческий опыт во всех его цветах и оттенках и всех противоречиях. Никто лучше не сформулировал этот общечеловеческий опыт в его русском приложении, чем Пушкин.

В данной подборке мы как раз и пытаемся представить в систематическом виде то, что разбросал поэт по своим многочисленным творениям.

Составитель и переводчик – Владимир Соколов.
14  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведения «Выписки из «Племянника Рамо»» : 24 Июнь 2018, 18:13:03
Цитаты и классики. Цитаты из произведения «Выписки из «Племянника Рамо»».

Племянник Рамо – это действительно племянник и действительно Рамо, деятеля и великого реформатора музыкальной культуры XVIII века. А «Племянник Рамо» – это знаменитый диалог, написанный Дидро между 1762 и 1773 годами. Диалог ведут двое: «Я» – неназванный обезличенный философ, исповедующий просветительские взгляды, и этот самый племянник, вместилище самых разнообразных пороков. Шут, выпивоха, приживальщик, готовый за любую плату отстаивать и опровергать всё, что угодно его плательщикам – словом, портрет типичного современного тролля. В этом диалоге Дидро даёт картину нравов интеллектуального Парижа того времени, сосредотачивая огонь внимания не на критике – там критиковать особенно нечего, – а на показе нравственного убожества и крайней нечистоплотности защитников ancien régime – традиционных ценностей, как они сами любят говорить.

Резкость и полная безобиняковость высказываний просветителя была одной из очевидных причин непубликации диалога. Ибо работа над «Энциклопедией» убедила автора, что эти подонки в средствах не стесняются, и за отсутствием интеллектуальной составляющей пускают в ход шумовые эффекты, даже не останавливаясь перед физической расправой руками наёмных держиморд, в которых любая власть не испытывает недостатка. Так что рукопись была предана забвению, и было ей суждено утонуть в водах Леты. Если бы самым неожиданным образом не всплыла через 20 лет после смерти автора, да не во Франции, а в Германии, в переводе Гёте. Как она туда попала, неизвестно, хотя предположить её вероятный путь не представляет труда. После смерти Дидро его бумаги попали в Россию, поскольку Екатерина II была официальным работодателем философа. А поскольку русские аристократы тогда шастали по Европе не хуже нынешних олигархов, только не приобретали футбольные клубы, а всё старались влезть в знакомства к писателям да философам, то кто-то из них мог и занести экземпляр Шиллеру, с которым тот и познакомил своего друга Гёте.

Поскольку на рукописи имя Дидро не стояло, то это породило у многих сомнение в авторстве диалога, пока в конце XIX века не был обнаружен другой его экземпляр, несомненно, написанный самим Дидро и практически не отличавшийся от гётевской копии.

Интереснее, чем о судьбе рукописи, порассуждать о причине скромности автора, утаившего ото всех своё авторство. Осторожность в общении с подонками – это только одна из них. А вторая, мне кажется, состоит в том, что автор заигрался. Его племянник Рамо (персонаж, а не диалог) не обладает ни одной положительной чертой. Но вместе с тем это умный и даже талантливый собеседник. Дидро изобразил его без дураков и снабдил нехилыми аргументами для спора с философом передовых убеждений. Мало того: не только философ обнажает мораль и внутренний облик оппонента, но и тот со своей стороны весьма эффективно критикует представителя прогрессивного человечества. Да так эффективно, что и возразить-то философу часто нечего. Таким образам диалог, с одной стороны ударяя по обскурантам, с другой бьёт наотмашь по друзьям и соратники Дидро, да и самого автора ставит в тупик.

Ну что можно возразить на такую мысль племянника: «Из дурной компании, так же как и из разврата, извлекается некоторая выгода; утрата невинности вознаграждается утратой предрассудков». Так что автор вполне мог рассчитывать на полновесные оплеухи не только из вражеского стана, но и из своего собственного.

15  Авторские разделы / Цитаты и классики / Обсуждение: Цитаты из произведений «Мудрые мысли Бэкона» : 21 Апрель 2018, 11:51:24
Цитаты и классики. Цитаты из произведений «Мудрые мысли Бэкона».

*   *   *

Кто отрицает бога, лишает человеческую природу благородства.

*   *   *

Людям свойственно замечать лишь те предсказания, которые сбываются.

*   *   *

Люди думают сообразно природным наклонностям, говорят сообразно познаниям, но поступают они сообразно привычке.

*   *   *

Натуру человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает всё показное; в порыве страсти, ибо тогда он забывает свои правила; в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки.

*   *   *

Податливость хуже лихоимства: ибо взятки берут от случая к случаю, а кто поддаётся назойливости или пустой лести, того никогда не оставят в покое.

*   *   *

Один дурной приговор пагубнее множества дурных примеров, ибо последние оскверняют поток, первый же – сам источник.

*   *   *

Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями.

*   *   *

Благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетель.

*   *   *

Человек, лишённый достоинств, неизменно завидует им в других, ибо душа человеческая питается либо собственным благом, либо чужим несчастьем.

*   *   *

Человек, замышляющий месть, сохраняет свои раны открытыми, в противном случае они бы закрылись и полностью залечились бы.

*   *   *

Надежда хороший завтрак, но плохой обед.

*   *   *

Подозрения отличаются от прочих мыслей, как совы от птиц: тем, что летают в потёмках.

*   *   *

Как может человек, соблюдающий множество приличий, понять великие дела?

*   *   *

Собственная особа – жалкая цель для человеческих стремлений.

*   *   *

Нет другого такого способа внезапно преуспеть, как воспользовавшись ошибками другого.

*   *   *

Дети увеличивают тяготы жизни, но и смягчают мысли о смерти.

Страниц: [1] 2 3

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!