Форум журнала "Новая Литература"

25 Апрель 2024, 05:23:47
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 17
31  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья « Душу кошки скребут…» : 15 Апрель 2022, 07:52:27
смысл Художественный. Критическая статья « Душу кошки скребут…».

Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм?

В натужной заметке Есауловой, вслед за «плоть торжествует» искусствоведческого генерала Сарабьянова, среди восклицаний и именования картин «съедобными», прорвалось одно честное признание:

«"Фрукты на блюде", написанные в период разработки художником плоской живописи… Этот натюрморт – начало Машкова в жанре…».

То есть, понимаете, это начало пути к подсознательному идеалу бесчувствия**. Начало! Он пока даже не все фрукты сделал плоскими. Только левое яблоко и апельсин в центре, ну и более-менее все сливы. Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям...

32  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Боже! Ну что мне так не везёт?» : 05 Апрель 2022, 11:05:53
смысл Художественный. Критическая статья «Боже! Ну что мне так не везёт?».

Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна.

И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, обнаружив, что объединение «Бубновый валет» (а писали они нарочито грубо) составили люди с явно подсознательным (раз они изогрубияны) идеалом нирваны (бесчувствия).

Вот возьму и загоню себя в угол: возьму абы какое произведение Машкова и попробую его истолковать самым неожиданным образом для общепринятого мнения (авангардисты, мол, то есть активисты) – как пробуддизм. Точнее, найду резоны к нему подвести...

33  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Любовь к родине» : 26 Март 2022, 11:51:56
смысл Художественный. Критическая статья «Любовь к родине».

...И всё-таки при всей приязни я не могу не признать, что это прикладное искусство. Что приложено оно к идее любви к родине. Что призвано её усиливать. Что очень уж усилить её художнику не удалось. Что это – для меня, по крайней мере – не перевесит озарения  (не по силе, а по какой-то особенности) от постижения своего подсознания, откликнувшегося на подсознательный идеал автора произведения неприкладного искусства.

Преимущество неприкладного искусства оттого происходит, что открыть – это сильнее, чем последовать. Расшифровать своё воспринявшее подсознание – это сотворчество. А поддаться доведению до – это не сотворчество.

Любовь к родине присуща всем  (или большинству). Перевод этого переживания из состояния инактуального в актуальное штука более лёгкая, чем расшифровка своего воспринявшего подсознания...

34  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Маюсь» : 16 Март 2022, 13:07:00
смысл Художественный. Критическая статья «Маюсь».

...Я в 1958 году был на третьем курсе института. 2 года после разоблачения культа личности Сталина. Моё стихийное левое шестидесятничество выразилось в том, что я, с ухмылкой и мимоходом сказавший комсоргу группы, что мы, комсомол, конечно же, не занимаемся тем, для чего мы предназначены, для коммунистического самовоспитания, был наказан. Сперва – этим комсоргом, подговорившим группу, чтоб в очередной раз комсоргом избрали меня. Потом – кем-то из группы, донёсшим про мой порыв начать с прекращения врать на собраниях. (Я в этом порыве констатировал, что надо признать, что мы ведём себя при самоподготовке на спецкафедре отвратительно, хоть приставленный к нам на это время майор Леонов и дурак.) Потом я был спасён от отчисления из института комсомольским бюро курса, снизошедшим до всего лишь объявления мне строго выговора с занесением в учётную карточку. Потом я предал дело отказа от вранья на собраниях: написал через год отчёт о работе с покаянием в своём поражении с самовоспитанием группы в коммунистическом духе (о продолжении нами врать на собраниях). Чем привёл в восторг бюро: и я звонил о коммунистическом воспитании, и я ничего не делал для него. – Передо мною перспектива дальнейшей жизни открывалась, как и Саханову, в виде бледного пейзажа работизма...

35  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Эскапизм, в переводе – бегство из действительности» : 06 Март 2022, 12:13:36
смысл Художественный. Критическая статья «Эскапизм, в переводе – бегство из действительности».

...Когда я увидел слепяще-чёрное солнце, мне не было так сладко, как когда я слушаю соответствующее место в симфонической поэме «В лесу».

Надо быть вне ситуации, чтоб было сладко? Тогда чем от простого воспоминания отличается эстетическое переживание?

«Положим, что запах роз причинно зависит от степени и качества унавоживания почвы. Значит ли это, что запах роз должен быть запахом навоза?» (Лосев. Там же).

Эстетическое – не причинное, оно не из осознаваемых переживаний произошло. Оно экстраординарно для ситуации. От неразделённой любви в жизни надо или за любовь всё же драться или горевать, а не радоваться чему-то. Чему? Улёту в благозвучия. Это потом, в последействии искусства можно соотнести с благозвучием мою прекрасную душу.

Проще всего романтизм противопоставлять тому, что было до него (в 18 веке), тогда ощутима экстраординарность романтизма, относительно прежнего благозвучия.

Если предыдущая музыка («духовное», как сказал архимандрит)  была «своеобразная логика, глубокая раздумчивость построений… законченных прекрасных форм» (Луначарский. В мире музыки. М. 1971. С. 34)… То экстраординарностью будет произвольность...

36  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «По наводке» : 19 Февраль 2022, 07:56:39
смысл Художественный. Критическая статья «По наводке».

Я эту статью начинаю писать по такой наводке:

«Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех немалых сложностях творческой судьбы Панфилова, он казался им более близким, своим, хотя по существу именно он был гораздо опаснее, затрагивая и подвергая сомнению самые основы, на которых было воздвигнуто советское общество» (Суркова. Тарковский и я. М., 2002. С. 282).

Я спросил поисковик: «антисоветскость фильма в огне брода нет», – и получил:

«Вот чего по-настоящему хочет народ: жрать, любовных утех и кровищи. Чувство ненависти автора к простым людям не покидает весь фильм, даже не помогают ложки мёда, добавленные персонажам для галочки… [с одной стороны, а с другой] В общем, все идейные люди – больные».

То есть – барокко, мудрое соединение несоединимого. – Та самая вера, которую исповедовала советская культурная верхушка более или менее искренне во времена так называемого застоя...

37  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Горе мне» : 11 Февраль 2022, 09:22:47
смысл Художественный. Критическая статья «Горе мне».

Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя.

Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного произведения выглядит некорректной из-за невозможности пока физиологической науке, то есть объективно, отличать его от других явлений. А теперь меня стало интересовать отличие его от осознаваемого идеала того же содержания.

Например, только что я получил совет так не заморачиваться. Разбираемое произведение было – ницшеанца. Они, имеющие этот идеал в подсознании, обычно не выдерживают того, что публика их обиняков не понимает, и они срываются на образ, на почти прямое выражение одного другим. Одного – это метафизического иномирия (подсознательного, то есть неосознаваемого). Так я счёл: раз образ иномирия плохой, не вызвал у меня какого-то постижения его, то это означает, что ницшеанство у этого автора подсознание покинуло и перешло в сознание. Подсознание, мол, гораздо сильнее по творческому потенциалу, чем сознание.

И вот я теперь хочу определить, где было ницшеанство у Данелия в фильме «Афоня»...

38  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «А на самом деле…» : 30 Январь 2022, 07:39:11
смысл Художественный. Критическая статья «А на самом деле…».

...Издевательства над догмами в фильме на каждом шагу. И мы таки смеялись. Да и теперь смеёмся: ненормальное – смеёмся. А что это был своеобразный бессильный бунт над зашкалившей нормативностью, я, например, тогда не заметил. Невольно смеялся над смешным и просто ни во что не ставил этот фильм: надо же смотреть новые фильмы, вот и смотрел. Глубины души не затрагивал.

Да и не должен. Потому что от ума тут всё. Иллюстрация знаемого: догматизм – плох. Я уже тогда имел хороший вкус: не считал это хорошим фильмом.

А знал одного до болезненности ограниченного человека. Тому внешнее восхваление всяческого догматизма очень нравилось. Он мог пересматривать эту картину сколько угодно раз. – Легко – понимать «в лоб» и получать «в лоб» же, в фильме же, похвалы такого понимания.

Интересно, чего этот фильм теперь пустили на канале «Культура»? Может, в пику путинизму как нарастающей заорганизованности, похожей на советскую?..

39  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Всюду врут?» : 21 Январь 2022, 13:37:50
смысл Художественный. Критическая статья «Всюду врут?».

 

 

 

И в искусствоведении.

Некий Аникин написал о «Джоконде»:

«Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры Возрождения, а именно: образ мадонны и образ Христа; Следовательно, мы имеем здесь дело, по сути своей, не с портретом, а со своего рода иконой».

– Но доказательства ж надо!

– Пожалуйста.

«Разделим условно «Джоконду» на две части, проведя вертикаль посредине фигуры Моны Лизы. Перед нами два разных образа. В правой части картины мы видим выступающую наполовину фигуру Христа, спокойно и величественно восседающего на престоле в знакомых по огромному числу религиозных композиций царственных одеждах. В том, что здесь перед нами именно мужское начало, убеждают многие детали.  Высокий мужской лоб…».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 1.

 

Видим, что как раз наоборот: слева лоб выше, чем справа.

«…мужской лоб с характерным надбровным бугром (таким же, как в этюдах кричащего всадника для «Битвы при Ангиари»…».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 2.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 3.

 

Хорошо. Согласен.

«…мужской подбородок…».

Не вижу.

«…волосы, ниспадающие так, как они изображены художником у Христа в «Тайной вечери»».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 4.

 

Согласен.

«За спиной Христа мы видим изображение гор и реки, через которую перекинут мост. Символика горы достаточно очевидна и однозначно связана с понятием высшего, небесного («Горе имеем сердца» – литургический возглас – может быть тут ярким примером)».

 

40  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Не догоню, так хоть согреюсь… » : 28 Декабрь 2021, 12:50:07
смысл Художественный. Критическая статья «Не догоню, так хоть согреюсь… ».

Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня жена к этому делу себе в помощь (а когда она смертельно заболела, я на несколько лет её полностью заменил), у меня в памяти осталось лишь знание, как варить борщ. – Вот согреванием для меня будет какое-то приобщение к технике живописи. А «догоню» – это если удастся довести до иллюстрации моей идеи-фикс, что знаменитости в веках достигают те художники, которые обеспечивают общение по поводу идеала подсознаний автора и восприемника. Тут, мол, такое из ряда вон по тонкости выходящее переживание, что слава – на века.

Это я хочу с помощью Дидро (просветителя, почитателя Разума, от которого не стоит, вроде, ждать этого мистического подсознательного идеала) попробовать уловить следы его у знаменитого Шардена, не впервые в истории (но впервые во Франции) ставшего возводить в ранг идеала быт третьего сословия.

У меня на сегодняшний день есть два варианта предположений, как проникает в подсознание идеал...

41  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Антидолин» : 16 Декабрь 2021, 18:50:49
смысл Художественный. Критическая статья «Антидолин».

Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и прикладного искусства (к результатам реализации замыслов сознания), постижение которых несравненно легче произведений искусства неприкладного, вдохновляемого подсознательным идеалом.


Раз я признался в предвзятости, то могу обнародовать, против чего я собираюсь возразить – против таких слов Антона Долина:


«…стоило ли ангажировать автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука для того, чтобы запустить в действие всю эту громадину? Всё равно ни кравчуковского, ни чьего-либо ещё индивидуального стиля в “Адмирале” не ощущается»...


42  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Кухня» : 27 Ноябрь 2021, 16:02:30
смысл Художественный. Критическая статья «Кухня».

Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать?

Обожаю идти в темноте к свету.

Я сидел, читал статью про искусствоведение. Дочитал до конкретики. И там написано:

«Сверхзадача любого критика – угадать исторический момент современной художественной жизни. И мы отлично знаем, например, сколь проницательно угадал Дидро исторический момент в творчестве… молодого Давида» (Прокофьев).

Мне стало любопытно (цитируя Дидро, я вставлю репродукции картин).

«Давид. Велизарий, узнанный воином, служившим под его начальством, в то время как женщина подаёт Велизарию милостыню...»

43  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Лезу на рожон» : 08 Ноябрь 2021, 17:14:55
смысл Художественный. Критическая статья «Лезу на рожон».

...Мне вспомнилась вдруг некая противоположность. Как я себя чувствовал, когда кончил писать первую книгу. Смутно. Потому что я не знал, будет ли вторая. – Я ж как бы невольно тогда первую писал: появлялось, что писать – я и писал. Откуда это бралось – не понятно. И кто его знает, случится ли опять такое наваждение. Было беспокойно. Больно уж хорошо было быть занятым писанием книги. И страшила скука отсутствия такой занятости.


А теперь у меня бывает противоположное, немного жутковатое переживание. Кажется, что я ни возьмусь истолковать – у меня каким-то сказочным образом это получается. Причём быстро. Страшно. Оно ж не абы что получается, а встроенное во всё то, что я написал до того. Монизм какой-то. Будто провидение меня ведёт.


Такому, как видите, возможно задаться целью в аж архитектуре некой искать след подсознательного идеала. Подсознательного! Бред же. Архитектура как прикладное искусство призвана ж, казалось бы, усиливать знаемое переживание (величие организации или парения духа к Богу). А не ЧТО-ТО...


44  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Я – против!» : 17 Октябрь 2021, 19:26:49
смысл Художественный. Критическая статья «Я – против!».

...Очень уж популярен Ван Гог. Все его как бы знают. Вошёл в массовую культуру. Кругом полно репродукций его картин. Его шокирующая – дикие мазки – техника больше не шокирует. Отчаянный крик его души – уже всем не крик. А крик Стоуна от имени Ван Гога: «Наш мир, видимо, создан в спешке, в один из тех чёрных дней, когда у творца был помрачён разум», не вспоминает даже тот, кто Стоуна читал. И – мы слепы, что небо с облаками нагло нарисовано… серо-синими окологоризонтальными дрожащими чёрточками на жёлто-зелёном фоне. Дальние холмы – нагло тёмно-зелёными, но не дрожащими, чёрточками на почти таком же фоне. Дым – нагло полуколечками белого и голубого. Средней дальности деревья – зелёными околовертикальными линиями на бледно-зелёном фоне. И вообще кругом эти линии, линии и линии. Мол, шифер на крышах, мол, грядки на огородах. Чем «ближе», тем с большей сластью художник длил мазки. Будто он получал удовольствие в первую очередь  непосредственно от двигания рукой, а уж потом – от того, что получалось. Как он удержался, чтоб стены так не рисовать? А уж больше всего он оттянулся на длинноте мазка на мокрой грунтовой дороге.


Всё – противоестественно...


45  Авторские разделы / смысл Художественный / Обсуждение: Критическая статья «Попытка высосать?..» : 23 Сентябрь 2021, 18:51:41
смысл Художественный. Критическая статья «Попытка высосать?..».

Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова «Протестантизм в искусстве». С прекраснейшим разбором вот этой картины:


 


Питер де Хох. Хозяйка и служанка. Около 1660.

 


С чётким выявлением, чем что выражено...


Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 17

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!