Оленев Роман.
Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Фильмы-катастрофы».
...Очень даже понятно, что, несмотря на всю свою суперзрелищность, сам жанр фильмов-катастроф после событий одиннадцатого сентября стал немного неуместным. И вот после некоторого перерыва, успокоившись, а заодно накопив новые технологии в спецэффектах, «фабрика грёз» породила грандиозный по масштабам фильм «2012». В нём ещё как никогда взрываются, идут трещинами торговые центры и супермаркеты и взрывной волной сносятся целые города. Но нам всё же этот фильм любопытен, прежде всего, не спецэффектами, а тем, насколько он вообще следует штампам жанра фильмов-катастроф, а насколько эти штампы ломает.
Ведь надо сказать, что картины подобного рода – как те самые близнецы-небоскрёбы: обычно они копируют друг друга. Меняется, и то не всегда, лишь способ уничтожения мира. А так одни сплошные клише. Например, само спасение мира происходит обязательно в последнюю минуту. Один из главных героев – всегда какой-нибудь неудачник, дождавшийся звёздного часа в экстремальной ситуации. Ну и, конечно, главный штамп – это определяющая роль Америки в спасении мира. Остальные нации обычно лишь в трепете сидят и молятся, а затем прыгают от радости, когда Америка таки спасает мир.
Так вот, картина «2012» в этом смысле расшатывает многие каноны. Начнём с того, что саму катастрофу предсказывает не американский учёный, как это обычно происходило, а учёный из Индии. И, пожалуй, впервые в картинах подобного жанра американский темнокожий президент обсуждает угрозу гибели мира с представителями других держав. Правда, это делает спустя полгода, как сам об этому узнал. Ну что ж, в конце концов, лучше поздно, чем никогда...