Цитата из критической статьи Соломона Воложина «С чего начинался классицизм» в рубрике «Художественный смысл»:

В скульптуре – со «Святой Сусанны» (1630–1633) Дюкенуа.

Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то позитивное – чувственно или умственно. А стиль-то – знаменитый. Безобразие. Меня даже абстракционизм пробивал. Умственно, конечно. Даже христианские иконы – за метафизический Абсолют. А тут…

Чем плох «интеллектуальный эзотеризм, обращённый в себя» (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание '74. М., 1975. С. 171)?

Эзотеризм – «совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение» («Википедия»).

Неужели мой в кровь проникший демократизм (точнее, анархизм – без центральной власти) меня отвращает от такого субъективизма? Но романтизм-то, тоже супериндивидуалистичный-то меня ого как пронимает…

Надо, наверно, в рассмотрении себя перейти от стратегии к тактике. Анархист-то я – стратегически. Когда наступит коммунизм, тогда и воцарится анархия-самоуправление. И Россия – со своим менталитетом недостижительности (как его уничижительно называют либералы) – для коммунизма (с его «каждому – по разумным потребностям») очень годится. Почему? – В качестве примера имущественным, так сказать, народам в их трудной работе по отказу от их привычек эры Потребления (ведущей человечество к смерти от перепроизводства). Но такую, годящуюся для будущего, Россию нужно суметь ПОКА сохранить от уничтожения, которое очень даже возможно в окружении более конкурентоспособных народов. А сохранить можно ровно так, как она сохранялась больше тысячи лет – авторитаризмом, государственностью в самом менталитете народа. И оттуда у меня благоговение перед авторитаризмом. Тактическое...