Цитата из перевода, подготовленного Владимиром Соколовым «Юношеские афоризмы Флобера в современном переложении»:
Под афоризмом обычно понимают какую-либо мысль, выраженную в лаконичной и оригинальной форме. Мне такое определение представляется узким и недостаточным. В афоризме я бы выделил как главную черту законченность, не допускающую иного толкования, а только согласие с ней или не согласие.
Принято цепляться за высказывания великих людей, будто там заключена бог весть какая мудрость. Но чаще всего афоризмы – это не более чем личное мнение человека, глубокое или поверхностное, но интересное именно как его личное мнение. В этом смысле каждый может насоставлять таких афоризмов и даже должен. Ибо, как я заметил, большинство людей совсем не отдают себе отчёта, какие принципы они исповедуют и на чём основывают свои взгляды. Юношеские афоризмы Флобера – это именно такие мысли. В них нет ни вычурности, ни парадоксальности, ни остроумия даже. Даже оригинальностью Флобер не может похвалиться. Часто он перепевает то, что уже пето и до него, и после неоднократно.
Афоризмы интересны тем, что Флобер высказывает в них именно свои мысли, продуманные и прочувствованные, даже если он заимствовал их и на стороне. Но не только этим. Не менее интересно то, что будущий писатель – а Флоберу не было и 20, когда он записал эти мысли – сумел запаковать их в законченную систему, то есть представил не разрозненные идеи, а цельное мировоззрение. Этакое своеобразное credo.
Немного о принципах перевода. Меня эти афоризмы, помимо своей цельности, привлекли созвучности нашему времени. Эту созвучность я и пытался отразить в своих скорее пересказах, чем переводах, как делал это в своё время Л. Толстой, который в своём «Круге чтения» никогда не благоговел перед буквой, а всегда гонялся за смыслом. Поэтому мы, сохраняя флоберовскую направленность мысли, снабдили её крыльями сегодняшних реалий. Вот как это выглядит на практике. Флобер говорит о двойственности технического прогресса. И как пример такой двойственности ссылается на железные дороги. Но в наше время железные дороги – это уже прочно устоявшееся и древнее, почти как стол и ложка. Гораздо более подходит под пример технического прогресса Интернет, на который мы и ссылаемся, сохраняя идею о двойственности самого прогресса...