Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Признаюсь сразу» в рубрике «Художественный смысл»:
Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил «Психологию искусства», я получил удовольствие, читая у него самого, обиженного, намёки, что я не один его уличаю… Как это назвать покороче и хлёстко? – В плоскости.
Она его заставляет защищаться русскостью. Та, мол, сердечная.
А это сходится с известной максимой:
«В конце концов, патриоты всегда охотно уступали Западу ум, за собой оставляя душу» (Вайль, Генис. Родная речь. М., 1999. С. 160).
Это, наверно, тянется с 19 столетия. Из-за того, что крепостничество слишком задержалось в России. Из-за того, что крестьяне были освобождены без земли. На это наложилось извечное: географическое, историческое, – создавшие ментальное – бедность. На это наложился переход революционности из 19 столетия в Западной Европе в 20 столетие и Россию (а революционность взывала к справедливости и утилитаризму борьбы). Даже Лев Толстой скатывался в толстовство, обличение и поучение. А потом – лживость социализма о похожем звонила.
Тонкость художественности (которую я эстетико-экстремистски понимаю как общение подсознаний) была в России количественно задавлена сердечными страдателями за народ, с Лермонтова начиная, когда он впадал в стихопублицистику, а потом – Некрасов (в большинстве вещей), потом народники, толстовцы, революционеры. А теперь и либералы, жаждущие революции и якобы сочувствующие народу.
Вот и Басинский – туда же...