Цитата из критической статьи Гореликовой «Комедия «Вишнёвый сад» – где смеяться» в рубрике «Русская классическая литература»:
...У Чехова сюжетные линии отдельных персонажей децентрализуются, и возникает целый клубок житейских историй, человеческих судеб.
Например, Варя, которой двадцать четыре и которую уже год прочат в невесты Лопахину, а тот не мычит и не телится, то есть предложения не делает. А тут ещё хозяйство, безденежье, попытки сэкономить хотя бы за счёт того, чтобы кормить старых слуг варёным горохом. А тут ещё Аня, молодая, красивая, приехала из Парижа, и брошка на ней новая, и, небось, золотая и с камушками. Варе бы бросить бы всё это к чертям… то есть не к чертям, конечно, а наоборот, скопить сто рублей и уйти в монастырь. Но ведь не уходит же.
Или Дуняша, которая вся в метаниях. Епиходов предложение сделал, но он такой нелепый, двадцать два несчастья, то сапоги скрипят, то поперхнулся тараканом. Это с одной стороны. А с другой Яша, который прямиком из Парижа, весь такой элегантный, хотя тоже ненадёжный человек. Что делать-то?
Или Симеонов-Пищик, который сначала у всех стрелял денег в долг, и сам не верил, что отдаст, а потом ему как попёрло. И с долгами рассчитался, и ещё осталось.
И таких героев двенадцать, и у каждого своя сюжетная линия, лишь формально завязанная на заявленном конфликте – продаже имения. На что это похоже? – На роман. Роман – произведение, которое допускает существование нескольких равноправных главных героев и нескольких сюжетных линий.
Известно, что Чехов всегда хотел написать роман. Такая вот ирония – человек, вошедший в историю с фразой «Краткость – сестра таланта», всю жизнь собирался написать большое произведение. Но не случилось. Есть у Чехова две большие повести, «Драма на охоте» (1884) и «Три года» (1895), а романа нет. Зато есть четыре пьесы, те самые, что прославили его имя, и по сути, эти четыре пьесы – кратко написанные большие романы...