HTM
Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Деловая этика и деловой этикет социального работника

Этика (от греч. ethos — обычай) — наука, предметом изучения которой являются мораль, ее развитие и роль в обществе. Этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его социальной и профессиональной деятельности.

Различают общечеловеческую (универсальную) этику и этику профессиональную, которая выступает в качестве одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности.

Профессиональная этика, по определению Немировского Игоря, — это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов, ценностей, идей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и способствующих развитию нравственного самосознания индивида и профессиональной группы.

Профессиональная этика предопределяет кодекс поведения, регламентированный тип отношений, которые представляются наилучшими для выполнения работниками своих служебных обязанностей.

Игорь Немировский сформулированы 17 принципов этики деловых отношений:
1) не допускать в рамках служебного положения по отношению к подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. д. таких поступков, какие вы не желали бы видеть по отношению к себе;
2) проявлять объективность при распределении среди сотрудников ресурсов (денежных, сырьевых, материальных), необходимых для их служебной деятельности;
3) исправлять этические нарушения независимо от того, когда и кем они были допущены;
4) признавать служебное поведение и действия сотрудника этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения;
5) считать этичным терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах;
6) рекомендовать разумное сочетание индивидуального и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики;
7) признавать индивидуальное и коллективное начало в качестве основы при разработке и принятии решений в деловых отношениях;
8) не бояться высказывать собственное мнение при решении любых служебных вопросов, однако нонкомформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах;
9) не допускать никакого нажима на подчиненных, в том числе в форме приказной, командной манеры ведения служебного разговора;
10) воздействовать на сотрудников с целью внедрения в жизнь организации этических стандартов;
11) учитывать силу возможного противодействия при давлении на коллектив, на отдельного сотрудника;
12) авансировать доверие к чувству долга сотрудника, к его ответственности, компетентности;
13) стремиться к бесконфликтности, поскольку конфликт — благоприятная почва для этических нарушений;
14) исповедовать принцип свободы, не ограничивающей свободу других;
15) поступать этично не только самому, но и способствовать такому же поведению своих коллег;
16) не критиковать конкурента.
 Кстати, узнайте про, як мотивувати працiвникiв якi працюють на ставку?, А также и про як самостiйно кинути палити?

В этических нормах социальной работы отражаются основные критерии реализации паттернов поведения социального работника, которые во всем их разнообразии продиктованы специфическими условиями и содержанием его трудовой деятельности.

Этика социальной работы требует от специалистов служения интересам общества и профессии. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование социальных и личностных ресурсов как самого сотрудника социальной службы, так и его клиента.

Объектом этики социальной работы, по определению Инны Старожуковой, является профессиональная мораль специалиста, а ее предметом — возникающие в процессе профессионального взаимодействия этические отношения между субъектами социальной работы, этическое сознание и этические действия социального работника.

Результатом этических отношений в социальной работе является достижение общественного и личного блага путем трансформирования системы "человек — среда".

Жизнь социума регламентирована различными нормами: нормами морали, права, групповыми, индивидуальными нормами и т. д.

Важным фактором возникновения конфликтов в области норм и требований морали являются слабая разработанность этических нормативов и отсутствие в организациях комиссий по этике. Ни один сотрудник не в силах изменить общепринятые этические нормы и принципы поведения и должен считаться с ними. Пренебрежение нормами профессиональной этики очень часто приводит не только к внутригрупповому, но и внутриличностному конфликту.

Этические отношения в сфере социальной работы возникают между социальными работниками как членами трудового коллектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода организациями, частными лицами, с которыми социальные работники взаимодействуют по поводу оказания помощи клиентам; наконец, эти отношения возникают между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом.

В ходе социальной работы этические отношения принимают форму требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы; моральных качеств, которыми должен обладать субъект социальной деятельности.

Этическое сознание социального работника проявляется в субъективном отражении морали. Эта особая форма осознания социальной необходимости получает специфическое нравственное обоснование: деятельность рассматриваются уже не только с точки зрения ее востребованности, но и с точки зрения моральной ценности.

Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждая цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с позиции соответствия моральным нормам.

Если собственные представления специалиста о том, что этично и что неэтично, не совпадают с профессионально-этическими принципами и нормами, то неизбежно возникают конфликты.

Проблема урегулирования конфликтов сводится не столько к форме их разрешения, сколько именно к внутренней готовности людей, субъектов конфликта, соблюдать установленные правила игры, действующий законный порядок, существующие нормы морали, выполнять добровольно принятые на себя обязательства в рамках кодекса корпоративного управления, профессиональной этики и т. д.
Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться
Пользовательский поиск

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон



При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
Copyright © 2001—2015 «Новая Литература»
e-mail: newlit@newlit.ru
Купить все номера по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Top.Mail.Ru
Поддержите «Новую Литературу»!