Деловая этика и деловой этикет социального работникаЭтика (от греч. ethos — обычай) — наука, предметом изучения которой являются мораль, ее развитие и роль в обществе. Этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его социальной и профессиональной деятельности.Различают общечеловеческую (универсальную) этику и этику профессиональную, которая выступает в качестве одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности. Профессиональная этика, по определению Немировского Игоря, — это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов, ценностей, идей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и способствующих развитию нравственного самосознания индивида и профессиональной группы. Профессиональная этика предопределяет кодекс поведения, регламентированный тип отношений, которые представляются наилучшими для выполнения работниками своих служебных обязанностей. Игорь Немировский сформулированы 17 принципов этики деловых отношений: 1) не допускать в рамках служебного положения по отношению к подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. д. таких поступков, какие вы не желали бы видеть по отношению к себе; 2) проявлять объективность при распределении среди сотрудников ресурсов (денежных, сырьевых, материальных), необходимых для их служебной деятельности; 3) исправлять этические нарушения независимо от того, когда и кем они были допущены; 4) признавать служебное поведение и действия сотрудника этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения; 5) считать этичным терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах; 6) рекомендовать разумное сочетание индивидуального и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики; 7) признавать индивидуальное и коллективное начало в качестве основы при разработке и принятии решений в деловых отношениях; 8) не бояться высказывать собственное мнение при решении любых служебных вопросов, однако нонкомформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах; 9) не допускать никакого нажима на подчиненных, в том числе в форме приказной, командной манеры ведения служебного разговора; 10) воздействовать на сотрудников с целью внедрения в жизнь организации этических стандартов; 11) учитывать силу возможного противодействия при давлении на коллектив, на отдельного сотрудника; 12) авансировать доверие к чувству долга сотрудника, к его ответственности, компетентности; 13) стремиться к бесконфликтности, поскольку конфликт — благоприятная почва для этических нарушений; 14) исповедовать принцип свободы, не ограничивающей свободу других; 15) поступать этично не только самому, но и способствовать такому же поведению своих коллег; 16) не критиковать конкурента. Кстати, узнайте про, як мотивувати працiвникiв якi працюють на ставку?, А также и про як самостiйно кинути палити? В этических нормах социальной работы отражаются основные критерии реализации паттернов поведения социального работника, которые во всем их разнообразии продиктованы специфическими условиями и содержанием его трудовой деятельности. Этика социальной работы требует от специалистов служения интересам общества и профессии. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование социальных и личностных ресурсов как самого сотрудника социальной службы, так и его клиента. Объектом этики социальной работы, по определению Инны Старожуковой, является профессиональная мораль специалиста, а ее предметом — возникающие в процессе профессионального взаимодействия этические отношения между субъектами социальной работы, этическое сознание и этические действия социального работника. Результатом этических отношений в социальной работе является достижение общественного и личного блага путем трансформирования системы "человек — среда". Жизнь социума регламентирована различными нормами: нормами морали, права, групповыми, индивидуальными нормами и т. д. Важным фактором возникновения конфликтов в области норм и требований морали являются слабая разработанность этических нормативов и отсутствие в организациях комиссий по этике. Ни один сотрудник не в силах изменить общепринятые этические нормы и принципы поведения и должен считаться с ними. Пренебрежение нормами профессиональной этики очень часто приводит не только к внутригрупповому, но и внутриличностному конфликту. Этические отношения в сфере социальной работы возникают между социальными работниками как членами трудового коллектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода организациями, частными лицами, с которыми социальные работники взаимодействуют по поводу оказания помощи клиентам; наконец, эти отношения возникают между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом. В ходе социальной работы этические отношения принимают форму требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы; моральных качеств, которыми должен обладать субъект социальной деятельности. Этическое сознание социального работника проявляется в субъективном отражении морали. Эта особая форма осознания социальной необходимости получает специфическое нравственное обоснование: деятельность рассматриваются уже не только с точки зрения ее востребованности, но и с точки зрения моральной ценности. Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждая цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с позиции соответствия моральным нормам. Если собственные представления специалиста о том, что этично и что неэтично, не совпадают с профессионально-этическими принципами и нормами, то неизбежно возникают конфликты. Проблема урегулирования конфликтов сводится не столько к форме их разрешения, сколько именно к внутренней готовности людей, субъектов конфликта, соблюдать установленные правила игры, действующий законный порядок, существующие нормы морали, выполнять добровольно принятые на себя обязательства в рамках кодекса корпоративного управления, профессиональной этики и т. д. Предыдущая статья Следущая статья Вернуться |
![]()
Пользовательский поиск
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персон |
При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru Copyright © 2001—2015 «Новая Литература» e-mail: |
![]() |