HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Лачин

Тварь

Обсудить

Философское эссе

 

глава восьмая из романа «Бог крадется незаметно»

 

18+

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 16.06.2010
Оглавление


1. 1 - 5
2. 6 - 9

1 - 5


 

 

 

Где кончается честность моя, я слеп и хочу быть слепым. Но где я хочу знать, хочу я также быть честным, а именно суровым, метким, едким, жестким и неумолимым.
 
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра», часть четвертая, «Пиявка»

 

 

 

И неужто я останусь единственным и последним на этом свете, ожидающим, когда из червя разовьется новое человечество, для которого писание мое станет поучением и предупреждением, что когда-то, не важно когда, явятся и по них новые черные легионы, и для будущего (…) повторится все, что я видел и вспоминаю?
 
С. Яневский. «Легионы святого Адофониса»

 

 

 

1

 

Вы, холодные умом, в чьих аргументах ни сучка, ни задоринки, до соломоновых решений охочие – нет в вас силы моей, и не верил я вам никогда, ибо вам ни к чему самый спора предмет – он для вас лишь снаряд гимнастический для ума упражнений, но что голодному рассуждения сытых? и не убеждают они. Да и трудно быть холодным с душой обожженной – пусть уложат вас на раскаленные угли и попросят описать ощущенья свои: что передаст их точнее надсадного крика?

А теперь вон еще что – не люблю я крикунов истеричных, тех, что голос срывают и брызжут слюной, не люблю я горячих голов: нет в них разумного хлада, и хоть спокойно рассуждать в ином положении все равно как улыбаться под пыткой, но я буду улыбаться, я буду спокойно рассуждать, лишь одно мне важнее всего: это теплым не быть, из тех, что изрыгнуты будут, ибо не холодны они, и не горячи, из тех, что мечтают все религии сдружить и из них сварить себе вкусную кашу – это те, что толкутся в передней у Данте. Теплоты – не ищите.

 

 

 

2

 

Вначале был авторитет. Некий житель пустыни пишет (прошу прощения, диктует: обучиться письму и чтению за пятьдесят с лишним лет жизни не удосужился он), как надо и не надо жить. В этом вся психология ислама. Не надобно обоснований логических, не нужно культурного опыта поколений предшествующих – нужен авторитет. Да, все религии держатся на авторитете священных писаний, но не конкретной личности, а свода книг. Библия – труд многих поколений, десятков авторов, в ней сконцентрирован жизненный и философский опыт еврейского – и отчасти греческого – народа. Киты, на коих держалось мировоззрение советское: не Ленин единый, не Маркс и Энгельс одни, не токмо лишь Дарвин и Фейербах, но и Гегель, и раннее христианство, и просветительство французское XVIII века – подобно собору готическому, строятся философские системы и теологические концепции, поэтапно, соборным (едва не вселенским) разумом, каноном выступает не личность, а сонм личностей, с вариациями, отклонениями, нет линии трамвайной, с коей сходить не положено, есть общий импульс, заряд. Мыслить можно по-разному, не должно быть лишь принципиальных различий. Идеи, переживаемые, выстраданные многими поколениями, выдвигаемые мыслителями разных времен и народов – они исторически обусловлены, закономерны, и тут надобно быть узколобым фанатиком, шестнадцатилетним нигилистом, дабы отрицать их без остатка, всецело.

Что ж, мы нащупали слабое место ислама? Но оно же и самое сильное, в нем весь секрет его притягательной силы для многомиллионных масс – именно люди, предрасположенные складом ума своего к оголтелому фанатизму, подростки-дурачки и т. д., словом, чернь всякого рода – не нуждается ни даже в самой видимости логики, ни в традициях культурных – ей надобен авторитет. Приглядитесь к молодежной шпане, к детям дошкольного возраста, к «братствам» уголовщины в тюрьмах: кодекс правил исходит от единой личности – «пахана», «крутого», вожака, и обосновывается аргументом единым: так сказал он. Чем ниже, топорней интеллект субъекта, тем слабее влияние на него комплекса идей, какого-либо стиля мышления, и тем сильнее воздействие конкретной физической личности. Последняя, как правило, также не страдает интеллекта избытком. Почему? Человек, не отягощенный чужим опытом, знанием, особо уверен в своей правоте, альтернативы его не смущают (он их не ведает), и особая энергетика, напористость питают речи его – он не говорит, он вещает, глаголит – и млеет осел-обыватель.

 

 

 

3

 

Говорят мусульмане – ислам: последняя религия, пророк наш: последний пророк. Христианство проросло из иудаизма, ислам продолжил христианство, стало быть, ислам есть завершающий этап в развитии человеческого духа.

Они правы, и в этом ужас ислама – наихудшие черты людской натуры, все то подспудное, тяжелое, страшное, что дремало в нас, варварах, подточивших империю Римскую, в полной мере явило свой лик в исламе, в своем роде дойдя до совершенства – но от иного совершенства хочется кричать.

 

 

 

4

 

Глупеют чаще, чем наоборот, развращение происходит быстрее, чем возвышение души, спускаться по лестнице – самый примитивный пример – легче, нежели подниматься: все это прописные истины, но никто их к себе не относит. Между тем именно вследствие этого ислам явился конечной остановкой не в прогрессе, а в регрессе людского сознания. Ницше писал, что дух стал верблюдом, потом львом и, наконец, дитятей. Путь ослепительный, но для немногих: дабы пройти его, надобно быть Ницше. Мы пошли другим путем. Не в три, а в четыре этапа.

Леопард, пожирающий на дереве лань и остервенело отбивающий своих детенышей от полчища гиен, не имеет никаких обязательств, и ему ничего не обещано. Обещания: они успокаивают, расслабляют волю, но нет у хищника гарантий, его никто не пожалеет, и подстегивает это его, и в полной мере проявляет зверь свои силы. Ему никто ничего не дает, и потому ему никто не смеет приказывать. Таков человек античности. Боги для него – как природные силы для зверя: они слепы и безжалостны, но зато не предписывают, что хорошо и что плохо, он волен в выборе своем. Давайте заменим слово «поэт» на слово «свобода» у Гарсии Лорки: «Самая печальная радость: быть свободным. Все остальное не в счет. Даже смерть». Печальные радости – они суть самые высокие, и у древних был к ним вкус.

Ветхозаветный человек – он раб господа своего, но он еще хищник, не укрощенный, а укрощаемый. Бог заключает договор с человеком – и это великая сцена. Верно подметил Розанов, что ветхозаветный бог обращается с народом своим как мать с гениальным ребенком, как наездник со строптивым конем – им претит мысль сделать «покорными и тихими» чад своих. Итак, леопард на цепи: рвущийся, доставляющий укротителю хлопоты.

Человек средневековый – зверь укрощенный. Личность становится гайкою, винтиком, кирпичиком, впечатанным в строящееся здание, имя которому: человечество. Человек становится стандартным, его изготавливают по штампу. Как Платон Каратаев, как герои романа «Мы» Замятина, человек разучился говорить «я», он говорит «мы». «Божьей тварью» назвал себя человек. Тварь он и есть.

Но разительно отличие христианства от ислама: в первом случае необходимость подчинения смягчается и облагораживается всеми средствами, во втором – предстает нам весомо и грубо. По евангелиям, Христос спустился на землю в людском обличии и был замучен без вины, безнаказанно, всемогущий владыка вызывает у нас… жалость, многим уготовит он адскую жизнь на страшном суде, но прежде того мы сами уготовили ему ад на земле, многих унизит, но прежде мы – унизили его, беспрестанно подчеркивается его к нам любовь; он правит, но он же болеет за нас, и будто боится обидеть нас силой своей. А необозримое количество направлений и сект (одних протестантских церквей около четырехсот): как бурны расхождения и споры, и это прекрасно – нет унификации, есть варианты, к Иисусу разными путями приходят, его понимают по-разному, в соответствии со своим душевным складом, разум в рамки поставлен, но океаны вариантов в этих рамках. В исламе принижение человека бескрайне, оно есть средство, и оно же самоцель, мусульмане говорят: «будь я жертвой Аллаха!» не за мучения его, как Христа, не за грехов людских искупление, не за любовь к нам неизмеримую, а просто в виде правила, о причинах не думают, думать – не в чести у мусульман. Вот он, четвертый, наиплачевнейший этап развития духа: покорность как самоцель, стадное чувство в чистом виде его. Правы мусульмане, говоря, что нет пути за исламом. На этом пути – действительно нет.

Современные философские школы, новые течения в литературе и искусстве за последние лет триста, все самобытное, свежее в истории человеческой мысли, фаустовское дерзание духа и донкихотское рыцарство – все это вышло из христианского мира, да: на костры посылаясь, но из христианского мира. Разговоры о застенках инквизиции, о преследовании еретиков в Европе – это аргумент в пользу христианства, и против ислама: было кого посылать на костры, было за кем охотиться, ведь разум работал, ведь мысль бурлила, но помилуйте – за кем было на Востоке охотиться, коли ересей и ответвлений: в мере ничтожной, ересиарху: смелость ума и души потребна, но нет – покорно блея, плетется стадо за пастухом, и ни к чему вольнодумцев травить – их попросту нет.

Кстати, как переводится с арабского слово «ислам»? Ах да – покорность

 

 

 

5

 

Люди, во всяком случае все верующие люди, относятся к главе государства так же, как к богу. Бог правит вселенной, президент временно его на земле замещает, и народ инстинктивно ждет от него стиля поведения и управления, соответствующего тому, как, по представлениям нашим, ведет себя бог. Доказательства налицо. Где зародились демократические режимы, как не в Европе; где они существуют сейчас, окромя христианского мира, где, я спрашиваю, испокон веков являлись тирании наиболее живучие, наиболее успешно население обращающие в отару баранов, где, наконец, можно встретить столь позорный, тошнотворно-обильный поток славословий, изливающийся на власть имущих, как не в исламском регионе – в арабских странах Ближнего Востока и северной Африки, в Иране и Средней Азии? Нигде более Чингис-хан и Тамерлан не пользуются уважением столь прочным, как в странах Востока, хотя первый из них и мусульманином не был – это не главное, главное – они умели давить. Чего ждать от ислама, если в Азербайджане, традиционно наиболее светской стране мусульманского мира, где всегда сильны были просоветские настроения и где пытаются угождать Западу, уровень демократии, плюрализма, свободы печати (разумею не законодательство, а реальную жизнь) соответствуют Англии и Франции XIX в.? Все демократические институты мусульманского мира зародились под влиянием Запада – впрочем, нет, не влиянием – под страхом Америки и Европы, и все они, институты эти – листочек фиговый на волосатом теле мусульманина.

Отсюда происходит и презрение мусульман к «добрым» руководителям, отказывающимся от силовых методов, или, тем паче, не имеющим к ним доступа. Это одинаково относится к вышестоящим всех рангов – от президента до школьного учителя. Демократия невозможна на Востоке не потому только, что власть имущие ее тормозят (оно подчас и в Европе бывает), но потому, что и само население ее презирает, добрый руководитель – слабый руководитель, должно скинуть его, осмеять.

Христос нас любил и за нас принял смертные муки – гласит христианство, как же нам не любить его? Несущественно, что в западных странах немало атеистов и скептиков – принципы христианства настолько въелись многим в кровь, что и неверующие зачастую этой логики придерживаются, только без веры в чудеса. Почему в России так принято в широких слоях населения уповать на власти и ждать сложа руки, чтобы она, власть, помогла – потому как в народной религиозной традиции Христос поможет именно бедным, простит грехи и в царство введет – за то, что страдали. В такой позиции есть плюс – народ умеет требовать. Но нет зрелища более жалкого, чем мусульманин. У мусульман правитель может сделать нечто благое только в виде одолжения – и надлежит в благодарностях рассыпаться. Когда чиновник, вовсю ворующий и о котором знают, что ворует, мостит дорогу, люди говорят с благодарностью: «Молодец. Ведь мог и не сделать». Я сам слышал подобные фразы. Так мусульманину надлежит относиться к Аллаху. Так он и к мэру относится. Ислам и демократия – «две вещи несовместные».

И ведь казалось бы – Мухаммад, заявив, что он последний пророк, пресек возможность слепого преклонения перед последующими диктаторами. Однако происходит обратное – пророка нет уже в живых, но привычка иметь перед глазами абсолютный авторитет побуждает нас рьяно поклоняться новым тиранам. Мухаммад не приструнил последних, напротив – подстегнул. Туркмен-баши, автор нового «священного писания» для туркменов – «Рухнама», собирающийся вывести на стенах новой мечети собственные изречения (что попахивает уже кощунством), если вдуматься, действует вполне в духе ислама – народ разучился жить без бараньего послушания и за смертью вожака требует нового, и уже все равно ему, кто встанет во главе стада.

Как переводится слово «ислам»? Покорность

 

 

 


Оглавление


1. 1 - 5
2. 6 - 9
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!