HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Подсознание

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Претендуя на глубокий анализ тех фильмов, где исследуется сложный внутренний мир человека, его двойственная природа, мы, конечно, не можем не учитывать психоанализ, который, собственно, изучает глубинные слои психики, а главное – конфликтность сознания с подсознанием. И по-своему символично, что психоанализ и кинематограф родились в один год. Ведь именно в тысяча восемьсот девяносто пятом году, когда братья Люмьер изобретают первый кинопроектор, Зигмунд Фрейд выпускает свою работу «Исследование истерии», и положившую основу в развитие всей философии психоанализа. Сам Фрейд, правда, никогда кинематограф всерьёз не воспринимал, говорят, даже относился к нему с пренебрежением. Но зато мировой кинематограф и всё его развитие очень тесно связано с учением Фрейда.

А началось всё с Америки, которую называют второй родиной психоанализа. И одним из первых режиссёров, кто озвучил идеи Фрейда, стал Хичкок[1]. Скажем, в фильме «Заворожённый»[2] он не только воплотил на экране загадочный парадоксальнейший мир снов – для чего, кстати, в качестве художника картины пригласили Сальвадора Дали, – но и само сновидение в фильме рассматривается в чётком согласии с теорией Фрейда.

 

Кадр из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.)

 

Кадры из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.).

 

То есть сон, как своего рода инструмент реализации вытесненных, подавленных страхов и желаний, которые в момент сна попадают в сферу сознания, потому можно сон и запомнить, и пересказать.

В общем, фильм Хичкока на то время стал как бы рекламой учения Фрейда, где сновидение называется «королевским путём к пониманию бессознательного».

 

Кадр из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.)

 

Кадры из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.):

 

– Вам что-нибудь снилось?

– Да.

– Что снилось?

– Я не верю в сны. Это фрейдистская чушь.

– Ну и ну! Хорошенькое рассуждение. У него амнезия, комплекс вины, он не знает, откуда он вообще взялся и куда идёт, но «Фрейд это чушь». Это он знает. Умник.

– Не любишь ты меня, папа.

– Хотите, чтобы вам помогли или нет?

– Простите.

– Я объясню, почему сны – вовсе не чушь. Тайна вашей личности, тайна побега от самого себя и все прочие тайны скрыты у вас в мозгу. Но вы не хотите туда заглянуть. Люди часто не хотят знать правду о самих себе. Потому что боятся заболеть. Вот и заболевают сильнее, стараясь забыть. Улавливаете?

 

Так, согласно психоанализу, та правда о себе, которую мы не хотим знать, разные неприятные события, страхи, тайные желания, то есть всё то, отчего и возникает внутреннее напряжение – от всего этого человек в какой-то мере освобождается посредством сна. Замечательно, что и кино как вид искусства во много напоминает природу сновидений. Недаром же назвали Голливуд фабрикой грёз и неслучайно в ходу фразы типа «я люблю сны смотреть».

А главное, известно, что самые успешные фильмы обычно связаны с удовлетворением у зрителя вытесненных тайных желаний, удовлетворения своего идеального «я». Ну а кроме того, в момент просмотра фильма, так же, как и в момент сновидения, может происходить освобождение от страхов, которые живут в подсознании. Причём, освобождение в комфортных условиях. Наверное, потому многие так любят смотреть фильмы ужасов.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.):

 

– Фред! С тобой всё нормально?

 

То, что кино очень плотно контактирует с бессознательным, обусловлено и самой спецификой киноязыка. Ведь кино устроено так, что, в отличие от, допустим, живописи или литературы, оно через движущиеся образы и звуки разговаривает с нами на бессознательном уровне. А такие режиссёры, как Дэвид Линч, используют эти возможности именно для того, чтобы заглянуть в тёмный мир подсознания человека.

У Линча даже названия фильмов порой указывают на интерес к внутренней реальности. Скажем, его последняя работа «Внутренняя империя»[3]. Такие фильмы представляют собой как бы материализацию таинственных, бессознательных психических процессов, о которой так думал Фрейд.

 

Кадр из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.)

 

Кадры из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.).

 

И эти фильмы имеют особую логику сновидений. А соответственно, зритель, подобно психоаналитику, должен попытаться разгадать эти мрачные головоломки.

Но, повторюсь, что, пожалуй, первым, кто в кино обратился в глубь тайной и тёмной стороны психики, в частности, в глубь сновидений, стал Хичкок.

 

Кадр из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.)

 

Кадры из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.):

 

– Итак, сны начинаются здесь. Они расскажут о том, что вы прячете. Но расскажут бессвязно, словно загадку или головоломку. Задача психоаналитика – взять эти куски, сложить их в правильном порядке и выяснить, какого дьявола вы там в себе прячете.

 

Стараясь держаться всё же современного кино и при этом пытаясь выяснить, какого же дьявола прячет в себе подсознание человека, обратимся опять к Дэвиду Линчу. В его фильмах очень выпукло ощутимы идеи Фрейда, который посредством психоанализа старался подобрать ключ к запертому внутри человека тёмному миру бессознательного. Вспоминается одна из его картин, где героиня видит сон, как её подруга открывает синим ключом синий куб. И этот синий куб, внутри которого зияющая темнота, символизирует собой подсознание героини, где как раз и прячется дьявол.

 

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).

 

И сам образ синего куба с синим ключом родился в сновидении героини как ответная реакция её подсознания. Дело в том, что в реальности, ещё до того как увидеть этот сон, она заказывает убийство своей подруги, и киллер показывает ей ключ, который должен стать неким знаком, что дело сделано. И вот уже в сновидении синий ключ выступает ключом к её подсознанию, а соответственно, синий куб станет образом самого подсознания героини, оказавшейся во власти тёмных сил.

 

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).

 

– Эта девушка.

– Правда, этого хочешь?

– Больше всего на свете.

– Когда всё будет кончено, я скажу, где его найти.

– А что он открывает?

– Ха-ха-ха!

 

Абсолютно во всех своих мистически-жутких фильмах, впитавших идеи психоанализа, Дэвид Линч показывает, что тёмные разрушительные силы ничуть не менее реальны, чем светлые созидательные. То есть, реально всё то, что вертится в психике, всё то, что сознание старается не замечать.

Вообще, Фрейд, разработавший концепцию бессознательных психических процессов, противодействующих сознанию, тем самым констатировал разрыв между такими понятиями, как сознательное и бессознательное. А это значит, что человек – не хозяин своей собственной психики. В том смысле, что в нём живёт этот звероподобный монстр, и при определённых обстоятельствах он может всецело завладеть подсознанием. Которое в фильме Линча так образно изображено в виде синего куба, который вертит монстр в своих лапах.

Синий цвет здесь, как цвет глубины подсознания, и тут, может, неожиданно, но как-то на ассоциативном уровне вспоминается уже мультфильм – «Очень синяя борода», который, кстати, любят психоаналитики. Хорошо, что здесь уже всё совсем не страшно. Но зато тоже есть синий цвет, символизирующий тёмные глубинные слои психики, которые выходят из-под управления сознания и персонифицируются в виде звероподобного монстра, всецело овладевающего личностью.

 

Кадр из мультфильма «Очень синяя борода» (режиссёр Владимир Самсонов, 1979 г.)

 

Кадры из мультфильма «Очень синяя борода» (режиссёр Владимир Самсонов, 1979 г.):

 

– Ну всё, дорогая. Ну всё, дорогая! Сейчас я приеду.

– Дорогие жёны. Может быть, наша версия необъективна. В таком случае, простите, любимые. Так получилось.

 

Что-то подобное происходит с подсознанием героя и в одном из фильмов Дэвида Линча, где поначалу у мирного и спокойного семьянина тоже выходят из-под управления бессознательные тёмные процессы, и, одержимый ревностью, он несётся по ночной трассе, чтобы зверски убить свою жену.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

В общем, кинематограф, показывая психологию убийцы, очень хорошо усвоил и освоил идеи психоанализа о подсознании человека, в котором скрывается врождённое стремление к агрессии и насилию. Даже в самом тихом с виду офисном работнике. Помните, как это тёмное бессознательное начинает вызревать и выходить наружу в герое фильма «Бойцовский клуб»[4]?

 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):

 

– А знаете ли, я бы не стал обращаться с этим к кому ни попадя. Ведь человек, написавший это, опасен. И этот тихий и приличный с виду псих может вдруг сорваться. И он начнёт метаться из офиса в офис, держа «Армалит Эй Ар десять карабин полуавтоматический» в руках, и будет выпускать обойму за обоймой в своих коллег и сотрудников. Возможно, вы знакомы с ним годы. И он совсем, совсем рядом с вами.

 

 Тут мы уже потихоньку подходим к теме раздвоения личности, связанной опять-таки с жесточайшим конфликтом сознания и подсознания. Согласно психоанализу, эта тёмная бессознательная сторона, которая может как бы отделяться от эго, становиться автономной частью психики, и побуждает личность к агрессии, в том числе, и к убийству.

Пожалуй, первый фильм, где исследуется психология убийцы с точки зрения раздвоения личности, это опять-таки американская картина, но ещё шестидесятого года – знаменитый фильм Хичкока «Психо»[5].

 

 

 



 

[1] Альфред Хичкок (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock, 1899–1980) – англо-американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, мастер остросюжетного триллера (прим. ред.).

 

[2] «Заворожённый» (англ. «Spellbound») – психологический детективный триллер 1945  г. Альфреда Хичкока по роману Хилари Сент-Джорджа Сондерса и Джона Палмера (под коллективным псевдонимом Фрэнсис Бидинг) «Дом доктора Эдвардса» (1927) (прим. ред.).

 

[3] «Внутренняя империя» (англ. Inland Empire) – психологический триллер режиссёра Дэвида Линча 2006 г. (прим. ред.).

 

[4] «Бойцовский клуб» (англ. Fight Club) – художественный  фильм 1999 г. режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика (прим. ред.).

 

[5] «Пси́хо», или «Психо́з» (дословный перевод – «Псих»; англ. Psycho) – чёрно-белый психологический триллер Альфреда Хичкока, традиционно причисляемый к вершинам творчества Хичкока и жанра в целом. Вольная экранизация одноимённого романа Роберта Блоха (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!