HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть первая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Весна – время такое, что, хочешь не хочешь, пробуждает интерес к женщинам. В том числе – к женщинам в кино. Но, поскольку, женская стихия – это целый океан, мы, чтобы не потонуть в нём, по крайней мере, попытаемся нырнуть в киноглубины, связанные с образом женщины-матери. Тем более что весна, как пробуждение жизни, всегда ассоциировалась именно с материнской стихией.

Но, правда, в наше время образ матери, мягко скажем, не в почёте. Даже само это словосочетание – «образ матери» – у кое-кого вызывает зевоту. В прошлом году в Великобритании вышел фильм строго на эту тему, называется «Материнство»[1]. Так вот, картина с треском провалилась в прокате. Ситуацию не спасла даже Ума Турман, сыгравшая главную роль.

И кто знает, может быть, главная причина такого провала в самом названии фильма – «Материнство». Как показала практика, для современного уха оно звучит как из прошлого века и явно неспособно заманить зрителя в кинозалы. Причём, назвав так торжественно свою картину, сам режиссёр, кстати, женщина, и не думала возводить образ матери на пьедестал. Скорее, совсем наоборот.

 

Кадр из фильма «Материнство» (режиссёр Кэтерин Дикманн, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Материнство» (режиссёр Кэтерин Дикманн, 2009 г.).

 

Мать в исполнении Умы Турман выглядит как заезженная лошадь, бегающая по английским супермаркетам с сумками наперевес. И чем-то даже напоминает советских мам ещё времён перестройки.

В общем, если зритель всё же не испугается старомодного названия фильма и посмотрит его хотя бы до половины, то из зала выйдет со стойким убеждением, что материнство для женщины – это, пусть и медленный, но надёжный способ распрощаться с жизнью.

 

Кадр из фильма «Материнство» (режиссёр Кэтерин Дикманн, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Материнство» (режиссёр Кэтерин Дикманн, 2009 г.):

 

– Каждый день, начиная с того момента, как я встаю и ложусь спать, я знаю, что буду делать. Мой день такой же, как и дни всех других матерей. Он ничем от них не отличается. Никакой специфики действий и активности. Из-за отсутствия этой активности я теряю жизнь. Действие, оно в мелочах проявляется, хотя бы в том, чтобы сходить и где-то попить кофе, ну или… А её отсутствие накапливается и начинает давить, подавлять, просто разрушать мой внутренний мир. И я понимаю, что у меня больше ничего нет, кроме того, что есть в этом дне. Всё одно и то же. За что мне это?

 

Чтобы не задавать себе такие мучительные вопросы, многие современные женщины вовсе и не спешат становиться матерями. В Америке, в Европе даже появилось особое движение «Чайлд фри», то есть полная свобода от детей, сознательное и принципиальное нежелание их заводить, чтобы они не мешали женщине наслаждаться жизнью и чувствовать себя женщиной.

Правда, надо сказать, что уже достаточно давно в обществе происходит дистанцирование таких понятий как «женщина» и «мать», соответственно, «женское счастье» и «материнское счастье». Именно об этом писал ещё Лев Толстой в своём бестселлере «Анна Каренина».

Или взять ещё те же советские времена, когда образ матери всячески культивировался, но женщины чувствовали, что материнский инстинкт порой идёт вразрез с их желанием быть молодой и привлекательной.

 

Кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (режиссёр Юрий Егоров, 1980 г.)

 

Кадры из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (режиссёр Юрий Егоров, 1980 г.):

 

– Я больше не могу. Ой, я больше не могу.

– Надюш, ну не хочешь – не надо, Надюш. У нас и так, ну у нас пятеро, понимаешь, пятеро детей, ну и хорошо.

– Ой, кошмар.

– У нас Юрка, Наташка.

– Ужас.

– Валька, Ольга. Ну? Антошка. Ну не будет у нас… ну не будет Машки… Ну что? Ну не будет.

– Как это не будет Машки? Ты что, сдурел? Хм. «Не будет Машки». Ой, ну ты дурачок! Поди-ка сюда. Ха-ха-ха! У!

– Ой!

 

Вот она, сила материнского инстинкта. Но от советских матерей-героинь вернёмся опять к современным женщинам и тому, как они решают, рожать или нет. По крайней мере, одного ребёнка. Чтобы не быть голословными, приведём результаты социологического исследования студенток одного из московских вузов. Опросили касательно перспектив стать матерью.

Итак, вначале хорошие новости. Все сто процентов опрошенных хотят иметь детей. Но в то же время восемьдесят процентов не забыли добавить, что не готовы жертвовать своим временем, комфортом, удовольствием, молодостью, в общем, не готовы жертвовать собой. То есть некоторая неувязочка, и получается что сегодня быть женщиной и быть матерью в каком-то смысле означает нечто взаимно исключающее.

Если же говорить о современном российском так называемом авторском кино, то этот жёсткий конфликт, а именно нежелание быть матерью ради того, чтобы наслаждаться жизнью, быть молодой, порой приобретает откровенно жёсткие, просто ужасные формы и в киноязыке.

 

Кадр из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.):

 

– Я молодая, б…дь. Я жить хочу, б…дь. Жить, б…дь, жить, жить, жить! Б…дь.

 

И это не какое-нибудь подпольное или запрещённое кино, иначе бы мы в него и не заглядывали, а картина, отмеченная в позапрошлом году целым рядом призов и показательная именно тем, что этот, с позволения сказать, образ матери является в фильме центральным.

Итак, хотя материнскими чувствами в фильме и не пахнет, авторы очень прямолинейно работают с образами, традиционно связанными с материнством. Например, бутыль молока в руках мамаши, которую хахаль называет коровой. Молоко, корову в русском фольклоре связывали с материнством. Да и вся эта сцена по-своему русская народная. Условно её можно назвать «Молоко с кровью». Заканчивается она тем, что мать, матерящаяся через каждое слово, на фоне фотообоев с берёзками лягает хахаля с пробитой головой, проверяя: жив, нет.

 

Кадр из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.).

 

Если же учесть, что берёзки это устойчивый очень стереотип русской земли, то явно, что авторы, взяв за основу гулящую спивающуюся мамашу, замахнулись ещё и изобразить портрет современной России. Этакая вам Россия-матушка.

 

Кадр из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.).

 

Впрочем, ладно. Российский артхаус любит всё сгущать и рисовать кровавыми красками, но ведь штука в том, что и по беззубым российским фильмам сериального плана также видим острейший кризис материнства в обществе. Возьмём картину, где мать уже не гулящая, а любящая, но её оставляет муж, и как следствие, не оставляет прав на своего ребёнка. То есть, проблема уже с другой стороны.

 

Кадр из фильма «Материнский инстинкт» (режиссёры Владимир Басов мл., Ольга Басова, 2008 г.)

 

Кадры из фильма «Материнский инстинкт» (режиссёры Владимир Басов мл., Ольга Басова, 2008 г.):

 

– Пока у меня нет мужа, работы, жилплощади, да? Пока у меня всего этого нет, я не имею права видеть собственного ребёнка?

– Да.

– А вы так спокойно об этом говорите. У вас дети есть?

– Нет. Но я не понимаю, какое это имеет отношение к вашему делу.

– Прямое. Просто вы сейчас так безразличны, потому что вы не знаете, что такое материнские чувства.

– Наталья Юрьевна, заседание уже началось.

– Извините, у меня просто сейчас нет времени. Давайте встретимся, но через месяц. Может быть, и ваша ситуация изменится.

– Может быть.

 

Возможно, ситуация и поменяется, если говорить уже о положении матери в обществе в целом. Но пока что полным ходом идёт ослабление материнского инстинкта. И, кстати, само название фильма «Материнский инстинкт», видимо, есть своего рода ответ на суперуспешный когда-то фильм «Основной инстинкт»[2], ставший чуть ли не классикой и доказывающий, что сексуальность и агрессия – вот что культивируется в облике современной женщины.

Противоположным же этим качествам, по логике, являются целомудрие и кротость – качества, оказавшиеся сегодня в тени. И на таком фоне, безусловно, заслуживает внимания фильм «Танцующая в темноте»[3], где героиня погружается в буквальном смысле в темноту. Она слепнет, но всё равно рожает ребёнка. И все свои деньги откладывает сыну на операцию, чтобы не ослеп он.

 

Кадр из фильма «Танцующая в темноте» (режиссёр Ларс фон Триер, 2000 г.)

 

Кадры из фильма «Танцующая в темноте» (режиссёр Ларс фон Триер, 2000 г.).

 

И мать спасёт сына. Но общество не то что лишает её прав видеть своего ребёнка, но в силу судебной ошибки приговаривает её к смертной казни. Вообще, этот фильм, хоть и очень тяжёлый – режиссёр любит Достоевского, – но в то же время является своего рода трагическим гимном матери, гимном материнскому инстинкту.

 

Кадр из фильма «Танцующая в темноте» (режиссёр Ларс фон Триер, 2000 г.)

 

Кадры из фильма «Танцующая в темноте» (режиссёр Ларс фон Триер, 2000 г.):

 

– Зачем ты его родила? Ты знала, что у него будет та же болезнь, что и у тебя.

– Мне очень хотелось держать маленького ребёнка в руках. Понимаешь?

– Я люблю тебя.

 

То, что героиня Бьорк[4] практически слепа, конечно, сразу переводит всё внимание на внутренний свет её материнского сердца. И ведь вообще образ матери всегда был связан со светом, связан с солнцем. Тут даже вспоминается ещё песенка советских времён «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама». То есть мать, как и солнце, это источник жизни. Материнская энергия подобна энергии света.

И то, что автор фильма «Танцующая в темноте» погружает жертвенную, самопожертвенную героиню в абсолютную темноту, да ещё и поднимает её на эшафот, тем самым приближает её к образу святой. Погружаясь во мрак, принимая смерть, она делает всё, чтобы свет увидел её сын.

 

Кадр из фильма «Танцующая в темноте» (режиссёр Ларс фон Триер, 2000 г.)

 

Кадры из фильма «Танцующая в темноте» (режиссёр Ларс фон Триер, 2000 г.):

 

– Если его не прооперируют в следующем месяце, будет слишком поздно, и он тогда никогда не сможет видеть! Это всё для того, чтобы он смог увидеть своих внуков! Кэти, как ты не понимаешь?

– Позволь мне сказать.

– Для меня важна только моя жизнь! И ты её не понимаешь, Кэти. Это такая глупость, послушай меня! Тратить деньги на слепую женщину, которая проведёт остаток в тюрьме?

– Но ему нужна мать, живая, неважно, где!

– Ты не понимаешь. Ему нужны глаза.

– Ему нужна мать!

– Нет!!!

– Да! Живая!

– Нет!

– Послушай разум, хоть один раз, Сельма. Сельма!

– Я слушаю своё сердце.

 

Продолжая тему этой великой силы материнской любви, представляется уместным перейти уже к совершенно другому фильму – отечественному, но где так же физическая ущербность матери до предела заостряет сам материнский инстинкт.

Итак, фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»[5], где мать уже не слепая, а глухонемая, но тем самым всё внимание опять же переводится на любящее материнское сердце. Здесь тоже раздаётся душераздирающий материнский вопль, но только в данном случае она не спасла, не сумела уберечь своего ребёнка.

 

 

 



 

[1] «Материнство» (англ. Motherhood) – фильм 2009 режиссёра Кэтерин Дикманн (прим. ред.).

 

[2] «Основной инстинкт» (англ. «Basic Instinct») – эротический триллер 1992 г. режиссёра Пола Верховена (прим. ред).

 

[3] «Танцующая в темноте» (англ. Dancer in the Dark) – музыкально-драматический фильм 2000 г. режиссёра Ларса фон Триера с певицей Бьорк в главной роли (прим. ред.).

 

[4] Бьорк (род. 1965) – исландская певица, актриса, музыкант, композитор и автор песен, лауреат множества премий, исполнительница главной роли в одном из самых проникновенных и возвышенных фильмов Ларса Фон Триера «Танцующая в темноте» (прим. ред.).

 

[5] «Холодное лето пятьдесят третьего…» – художественный фильм 1987 г. режиссёра Александра Прошкина (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!